Каникулы по требованию
Из-за экономии средств студентов отправляют на внеплановый отдых. Эксперты — о последствиях такой учебы![](/sites/default/files/main/articles/19122017/7_tim2984.jpg)
Студентов некоторых высших учебных заведений Украины ожидают длительные зимние каникулы, кое-где до двух месяцев. Все из-за газа. Слишком высокие цены на этот энергоресурс ставят вузы перед неудобным выбором: оплачивать огромные счета и продолжать учебный процесс без изменений или внести в его график коррективы, сэкономив на коммунальных платежах. Многие университеты выбирают второй вариант. Но студенты не просто отдыхают на вынужденных длительных каникулах, но и продолжают учебу дистанционно. «День» выяснял, есть ли в этом выгода и где компромисс между энергоресурсами и качеством знаний.
«ДИКАЯ СИТУАЦИЯ»
Университеты, которые меняют график обучения зимой, объясняют студентам и журналистам, что причина одна — слишком высокие цены на теплоносители. Например, издание Deutsche Welle сообщает, что в Национальном университете «Львовская политехника» зачеты и экзамены студенты будут сдавать только в четырех из 30 учебных корпусов. Руководство вуза не в состоянии платить за отопление всех помещений. «Мы ищем деньги самостоятельно, имеем поступления от научных трудов или от продажи разработок. Но на коммунальные услуги их все равно не хватает. Поэтому речь идет даже не об экономии. Если бы у нас были средства, мы бы не экономили», — прокомментировал СМИ проректор «Львовской политехники» Олег Давыдчак. Здесь студентов ждут на занятия только 4 марта.
В Ивано-Франковском национальном техническом университете нефти и газа решили отменить учебу в январе. «Мы посмотрели, что нет смысла отапливать помещения в это время, — рассказал Deutsche Welle проректор вуза Олег Мандрик. — Студенты и так не ходят. Они празднуют. Да и преподаватели. Мы отправляем их в отпуска, не использованные за предыдущие годы, а студентов — на каникулы».
В прошлом году студенты Киевского национального университета имени Тараса Шевченко не согласились с решением ректората ввести длительный зимний отдых, а затем учиться два месяца по субботам и без каникул весной. Они устроили акцию протеста под Красным корпусом университета. Администрация заведения пересмотрела свое решение и вернула старый график занятий.
По мнению директора благотворительного фонда «Институт развития образования» Георгия Касьянова, что бы ни говорили в вузах, ситуация, когда высшее учебное заведение не может оплатить коммунальные услуги, является дикой. Эксперт часто бывает в зарубежных командировках, поэтому хорошо знает систему занятий тамошних заведений образования. Георгий признается, что ему трудно представить, как, например, французский, американский или английский университет не может оплатить коммуналку.
СТАВКА НА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Почему же в вузах не хватает средств на коммунальные услуги? Эксперты общественной организации «Точка роста: образование и наука» писали об этой проблеме еще в 2015 году. По их мнению, после демографического кризиса, в частности с 2008 года, количество поступающих в вузы значительно сокращалось — соответственно, уменьшались финансирование и прибыли учебных заведений. «Но никто об этом не думал, потому что административная часть управления университетом работает на добычу ренты для себя. Вузы должны были заниматься своей энергоэффективностью еще десять лет назад. Но поскольку у университетов нет стратегии и тактики ее реализации, то нет и нормального обеспечения финансовыми ресурсами», — прокомментировала Светлана Благодетелева-Вовк, глава ГО «Точка роста: образование и наука».
Кстати, в сентябре этого года в Ивано-Франковском национальном техническом университете нефти и газа состоялось заседание Ассоциации ректоров высших технических учебных заведений Украины. Один из вопросов для обсуждения — энергоэффективность вуза. Определенные наработки имеет Ивано-Франковское заведение, которое построило на своей крыше несколько газовых мини-котелен, заменило окна и двери на современные, с минимальными потерями тепла, а также внедряет у себя альтернативные источники энергии. Например, солнечная тепловая станция обеспечивает работу спортивного комплекса университета. Поэтому участники заседания подготовили обращение к Министерству образования и науки, чтобы ведомство способствовало в распространении такого опыта между другими университетами. Правда, в Ивано-Франковске этому помогали меценаты.
СИЛА АВТОНОМИИ
В Министерстве образования и науки о проблеме знают. Впрочем, позиция ведомства сводится к тому, что университеты сейчас имеют широкую автономию, поэтому могут регулировать график занятий по своему усмотрению, лишь бы выполнялась учебная программа.
«Основные принципы деятельности заведения высшего образования определены статьей 32 Закона Украины «О высшем образовании», одним из них является автономия. Организация образовательного процесса в зимний период и при необходимости корректировка графика учебного процесса регулируется в порядке, самостоятельно определенном заведением высшего образования, — сообщил заместитель министра Юрий Рашкевич в ответе на редакционный запрос. — В то же время необходимо отметить, что получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предусматривает успешное выполнение лицом соответствующей образовательной или научной программы в полном объеме, что является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования. Поскольку изменение графика образовательного процесса не меняет объем образовательной или научной программы, основание для внесения изменений относительно размеров платы за образовательную услугу отсутствует».
«ЭТО ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЯМ»
В МОН ничего не говорят о качестве такой разорванной или дистанционной учебы. Знакомые рассказывали, что сын в прошлом году два месяца был дома, выполнял тестовые задания по английскому языку, философии и другим предметам, писал рефераты и так получал баллы к следующей сессии. В некоторых вузах преподаватели выставляют на образовательных платформах свои лекции, дают задания студентам через социальные сети и так же их проверяют. Но это не та модель учебы, которая будет гарантировать высокий результат.
«Ссылка МОН на автономию, а вуза на нехватку средств — это все отговорки. Есть общественная цель — обеспечить экономическое благосостояние и рост развития общества. В таких условиях это невозможно. Министерство образования и науки как-то пыталось сократить учебу с 42 до 37 недель. Мол, в Оксфорде учат вообще 36 недель, то есть продолжительность учебы не влияет на уровень знаний. Возможно, это так — в среде, где существует соответствующая материально-техническая, квалификационная и преподавательская базы. В наших условиях все это является признаком формализованного отношения к получению знаний и квалификации, — добавляет Светлана Благодетелева-Вовк. — По большому счету, можем объявить о переходе на гибридное обучение, то есть объединенное с практикой. Таким образом длительность семестра можно уменьшить, потому что это учеба непосредственно на работе. Это подходит для технологических специальностей, но гуманитарные нуждаются в большой интеллектуальной, понятийной базе. Студенты-гуманитарии имеют по семь-восемь пар и сидят до ночи в библиотеках, потому что нужно усвоить большой объем знаний».
Эксперт отмечает, что обществу нужны квалифицированные педагоги, врачи, инженеры, а при такой дезорганизации учебного процесса об этом можно забыть.
Выпуск газеты №:
№229, (2017)Section
Общество