Перейти к основному содержанию

Карантин обнажил тему «курьерства» украинок

Практика применения суррогатного материнства у нас законодательно определена, вопрос — за этическим и психологическим «урегулированием»
21 мая, 10:07

В 2018 году в Украине с помощью технологии суррогатного материнства на свет появились 1125 детей (последние данные Министерства здравоохранения Украины). Примерно 1,5% из них — дети украинских граждан. Внимание к этой теме подняла информация и видео с киевской гостиницы «Венеция», в котором говорилось о том, что из-за карантина иностранцы не могут забрать своих генетических детей, «заказных» и выношенных в Украине. Сегодня нерешенным остается статус этих детей, поскольку невозможно получить свидетельства о рождении без родителей. Также — порядок их пребывания в Украине, поскольку в роддоме они могут находиться не более 28 дней.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Людмила ДЕНИСОВА заявила, что ситуация с предоставлением услуг суррогатного материнства в Украине требует немедленного реагирования. «Суррогатное материнство в Украине — проблема, требующая комплексного и немедленного реагирования. Предоставление таких услуг иностранным гражданам может привести в первую очередь к нарушению прав детей и к ситуации, в которой Украина не способна защитить своих граждан. Сейчас необходимо внесение изменений в законодательство Украины и закрепление требования о возможности применения репродуктивных технологий методом суррогатного материнства исключительно для граждан Украины... Дети в Украине не должны быть объектами торговли людьми», — в частности отметила Денисова.

Со своей стороны Уполномоченный президента по правам ребенка Николай КУЛЕБА сообщил, что «выступает за мораторий на суррогатное материнство в Украине, однако в нашей стране действует мощное лобби против такого подхода».

«Вопросами суррогатного материнства я занимаюсь уже достаточно давно. Неоднократно общался с депутатами, обращался в комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения. Моя позиция отличается от позиции многих народных депутатов — это мораторий на суррогатное материнство. Но сегодня в парламенте очень мощное лобби. Я — за то, чтобы в Украине был наложен мораторий, была общественная дискуссия. Если Украина согласится, что возможно внутреннее суррогатное материнство — только для граждан Украины, например, сестра может выносить ребенка жены своего брата, — тогда нужно совершенствовать законодательство», — сказал Николай Кулеба.

НЕ ТОРГОВЛЯ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ — ЗАКОННО

Практика суррогатного материнства в Украине действует около 17 лет. Так утверждают репродуктологи. Требует суррогатного материнсва (сегодня его хотят назвать «заменяемым материнством») 0,1% граждан в мире. Для этого есть так называемые строгие медицинские показания.

«Согласно украинскому действующему законодательству, суррогатное материнство — это методика лечения бесплодия. Она возможна при наличии несколько условий: пребывание супружеской пары в зарегистрированном браке, у женщины (как правило) должны быть прямые медицинские показания к применению этой программы, обязательная генетическая связь между родившимся ребенком и двумя или одним из родителей. Поэтому невозможно суррогатное материнство называть торговлей детьми, — отмечает адвокат, специалист в области репродуктивного права Елена БАБАЧ. — Репродуктивная медицина в Украине — на достойном уровне, и сюда едут, в том числе, иностранные граждане. Проблема в том, что большинство вспомогательных репродуктивных технологий, часть которых есть в технологии суррогатного материнства, надо урегулировать на уровне закона, а не подзаконного акта, нужно вводить уголовную ответственность за нарушения в сфере вспомогательных репродуктивных технологий».

Елена Бабач отмечает, что в Украине действуют недобросовестные посредники, агентства, нарушающие действующее законодательство. Поэтому, по ее словам, назрел вопрос лицензирования посредников. Президент Украинской ассоциации репродуктивной медицины, профессор Александр ЮЗЬКО считает, что именно теневые клиники, посредники и агентства «вносят путаницу, и им выгодно, чтобы суррогатное материнство расценивалось как теневая вещь». Именно поэтому, по его словам, в Украине следует принять закон о вспомогательных репродуктивных технологиях, которые Ассоциация лоббирует уже 10 лет.

Репродуктологи говорят: виной тому, что дети, рожденные в Украине суррогатными матерями и здесь остаются, является не «торговля детьми», не «отсутствие законодательства», не «отсутствие законодательства», а форс-мажор — карантин.

«В начале марта, когда ввели карантин, мы писали письма во многие инстанции, представительства, посольства с просьбой помочь иностранцам забрать своих генетических детей из Украины. Украинский МИД прописал определенный порядок, согласно которому детей смогли забрать родители из Швеции, Австралии, США и Израиля», — рассказала гинеколог-репродуктолог высшей категории, главный врач медицинского центра» Семейный источник IVMed «(Киев) Галина СТРЕЛКО.

Специалисты отметили, что на данный момент МИД предоставил алгоритм обращения иностранных граждан в посольства своих страны в Украине по решению этих вопросов.

МЕДИЦИНСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЖНО РЕШИТЬ, А КАК С ЭТИЧЕСКИМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ?

Руководитель Школы биоэтики Украинского католического университета, ректор Львовской духовной семинарии Святого Духа УГКЦ, член — корреспондент Папской Академии «Pro Vita» отец Игорь БОЙКО отметил, что в Украине сегодня никто не знает, сколько в клиниках, которые занимаются репродуктивной медициной, человеческих эмбрионов в криоконсервированном состоянии (как побочное следствие искусственного оплодотворения).

«Есть очень много женщин, которые обращаются к духовным лицам, и говорят; «Отче, я не знаю, что делать: у меня есть семь замороженных эмбрионов, я не знаю, смогу их всех выносить, но — это мои дети ...» Оказывается, что у женщины было взято более 15 яйцеклеток, некоторые из них погибли в естественным образом, семь эмбрионов заморозили, и теперь она стоит перед очень непростой задачей. Ребенок — это личность, которую нужно принять, а не «вещь», от которой надо отказаться, — сказал о. Игорь Бойко. — Позиция Церкви такова: вне сомнения, нужно помогать бесплодным супружеским парам преодолеть проблемы на пути к родительству. Церковь одобряет методы лечения бесплодия, которые этически оправданы. В то же время применение репродуктивных технологий, в частности, ЭКО в пробирке, создание часто не одного, а нескольких человеческих эмбрионов, возможность проведения доимплантационной диагностики с целью диагностировать, какой ребенок здоровым, а какой может иметь пороки развития, прием решений на основе этого — переносить ли эмбрион в лоно женщины, а также вынашивание ребенка в суррогатном лоне — это аспекты, которые не соответствуют достоинству приведения в мир ребенка. Это вещи, которые не могут быть приняты. Супружеская жизнь требует определенной общности, открытости, верности друг другу. Но путем репродуктивных технологийи часто этого аспекта нет. Потому что одни люди могут быть донором яйцеклетки, другие — семени, третьи — суррогатной матерью... Ребенок воспринимается не как личность в браке, за которую супруги несут ответственность, а — как вещь, которая покупается. Во многих европейских странах практика суррогатного материнства запрещена, собственно потому, что есть понимание, что рождение детей не может быть коммерцией».

Психолог Дарья Аитова говорит, что психологические травмы неизбежны в любом случае и в любой жизни: само рождение — это первая травма, с которой сталкивается ребенок.

«Если же говорить о ребенке, который должен появиться на свет путем суррогатного материнства, то для него эта травма наступает раньше: еще на этапе оплодотворения вне организма матери. Следующая травма произойдет через несколько дней — на этапе переноса жизни в среду, в которой ребенок будет расти до окончания беременности. То есть за условные девять месяцев по меньшей мере трижды будет возникать ситуация, которая будет восприниматься ребенком как угроза для его существования и целостности. Такие особенности не могут не повлиять на формирование и жизнь личности, — считает психолог, бизнес-тренер, аспирантка Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова Дарья АИТОВА. — Для ребенка жизненно необходим холдинг (забота) от человека, который будет заботиться о нем. Человек, заинтересованный в его появлении и развитию. Еще при зачатии и вынашивании формируется стиль привязанности — бессознательная стратегия установления контакта и поддержания отношений с окружающими. Во время вынашивания ребенка у женщины с плодом существует невероятная связь. Женщина, которая вынашивает не своего ребенка, должна прилагать сверхусилия, чтобы не привыкнуть и не полюбить этого ребенка, ведь скоро им предстоит попрощаться. Именно поэтому обычно стратегия поведения, которую выбирает суррогатная мать, — избегание. В такой значимый пренатальный период, когда ребенок должен чувствовать связь с системой — мама, папа, близкое окружение — от ребенка «отгораживаются»... Сама женщина, которая рожает чужого ребенка и которую ВОЗ назвал «гестационным курьером», проходит не присущий для нее опыт, он травматичный. Об этом свидетельствуют случаи, когда женщина все же не может отдать ребенка после рождения... Что касается тех 50 детей, которые сейчас находятся в одном помещении в гостинице, то для ребенка важным является, чтобы в первые дни его окружили заботой и чувством защищенности. Вряд происходящее, можно так назвать. Это нарушает формирование базового доверия ребенка к миру, в результате чего мир воспринимается как опасный».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать