Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Кайра» и марина

Дефицит стоянок в Крыму мешает вхождению Украины в сеть мирового яхтенного туризма
11 августа, 19:22
ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО СТРОИТЕЛЬСТВО СТОЯНОК ДЛЯ ЯХТ (ТАК НАЗЫВАЕМЫХ МАРИН) МОГЛО БЫ ВДВОЕ-ВТРОЕ УВЕЛИЧИТЬ ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ В КРЫМ. ОДНАКО НЫНЕШНИЕ ТЕМПЫ ПОДГОТОВКИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ОСТАВЛЯЮТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО / ФОТО РАФАЭЛЯ ВАХИДОВА

В эти дни Крым уже в четвертый раз принимает участников Международной парусной регаты «Кайра», которая в нынешнем году проходит по укороченной программе, без посещения столиц государств. Маршрут ее участников, вереницы парусных яхт мирового класса, пролегает по Черному морю и охватывает такие государства: Турцию, Грузию, Россию, Украину, Румынию, Болгарию. Регата, как и раньше, совершив круг по Черному морю, завершится в Турции. В нынешний год в ней принимают участие 38 яхт, которыми управляют представители 13-ти стран мира, в том числе Турции, США, Канады, Германии, Израиля, Голландии, Франции, Швеции, Дании и Украины. Название регаты «КАЙРА» — аббревиатура, составленная из начальных букв слов турецкого языка, обозначающих «Черноморское яхтенное ралли». Эта известная теперь во всем мире регата впервые была проведена в 1997 году только в турецкой части Черного моря, а потом распространилась на весь регион. Регата — некоммерческое предприятие, и в нее отбирались только любители и новички.

В каждой стране участников регаты ожидает большая экскурсионная программа. В Крыму ее участники побывали в Балаклаве, Севастополе, Евпатории, Ялте. Как сообщает Крымское агентство новостей, заместитель министра курортов и туризма автономии Марина Слесарева поблагодарила участников «Кайры» за то, что «с завидным постоянством вот уже четыре года регата заходит в одни и те же порты Крыма». Впервые участники этого престижного яхтенного ралли прибыли в территориальные воды Украины в 1998 году. Учитывая большой интерес яхтсменов мира к Украине, Кабинет Министров внедрил упрощенный порядок пропуска яхт через государственную границу. Планируется, что уже в ближайшее время правительство Украины рассмотрит проект постановления «Об утверждении Программы развития национальной сети яхтенного туризма в 2004—2010 годах», который призван за предстоящие годы обеспечить вхождение страны в мировую сеть круизного яхтенного туризма.

Беспрецедентная закрытость и милитаризация всей территории Крыма в советские времена отпугивала цивилизованные страны от Украины. Составляющей этой «страшилки» было отсутствие на всем побережье портов или хотя бы пристаней для судов прогулочного типа, парусных и моторных яхт. Крымские берега, да и вообще северное побережье Черного моря, в последние советские десятилетия встречали редких гостей на мини-судах под парусами не гостеприимностью, а мощными антеннами радиолокаторов, установленными на каждом прибрежном пригорке; пограничными постами, вооруженными до зубов катерами пограничной охраны. Сегодня, когда в значительной степени демилитаризованы такие регионы, как Керчь, Феодосия, озеро Донузлав, Севастополь с его уникальной для яхтенного туризма бухтой Балаклава, Евпатория и другие регионы, для развития яхтенного туризма открываются практически неограниченные возможности. Но из тысяч парусных и яхтенных регат, существующих в мире, в Крым заходит, пожалуй, только черноморская «Кайра», да еще десяток-два отважных туристов-мореплавателей на своих яхтах пытаются открыть для себя крымское побережье. Однако пионеры такого туризма сталкиваются с многими проблемами — яхту негде поставить, негде заправить, некому охранять, при выходе на берег негде арендовать автомобиль для поездки по Крыму и так далее.

Поэтому все чаще в Крыму говорят о строительстве марин — специальных портов для яхт разного класса. Есть планы построить такие порты и инфраструктуру для них в Алуште, Евпатории, на озере Донузлав, в Ялте, Феодосии, Керчи, а также и в Черноморском, не зря еще с античных времен прозванном Прекрасной Гаванью. Потребности Крымского побережья в таких объектах чрезвычайно велики — нашли бы себе достаточно эффективное как экономическое, так и культурно-историческое применение как минимум десять яхтенных портов в крупных узловых центрах полуострова. Кроме того, сеть крымских яхтенных портов, несомненно, должны дополнять яхтенные стоянки и порты Азовского побережья — в Геническе, Бердянске, Мариуполе, а также и на российском побережье Азова. И, что странно, проблему сдерживает, главным образом, не отсутствие средств, а наш консерватизм и ограниченность. Инициаторы строительства марин, как правило, уже располагающие значительными финансовыми ресурсами и не стесненные в средствах или же владеющие методами и способами получения крупных инвестиций под такие объекты, сталкиваются с отсутствием опыта и интереса органов местной власти. Они, как правило, не только не знают и не могут предвидеть выгод от развития круизного туризма, но боятся самой перспективы, ожидают подвохов или нежелательных осложнений от развития этого вида спорта. Тем не менее, по отдельным подсчетам, системное и последовательное развитие объектов яхтенного туризма только на крымском побережье могло бы дать значительный эффект. Яхтенные туристы — это особая каста мирового туризма. Как правило, это довольно богатые и весьма опытные люди, располагающие значительными средствами и готовые потратить большие суммы ради реализации просто познавательного интереса. Во-первых, развитие системы марин дало бы толчок и средства для развития многих других видов сопутствующего туризма и туристического сервиса. Во-вторых, только сеть из примерно десяти марин в Крыму могла бы в перспективе увеличить поток иностранных туристов в Крым в два-три раза, общий поток туристов — на 5—10 процентов, а комплексный доход от него — примерно на 20 процентов. В первое время можно было бы обойтись несколькими крупными портами в узловых городах Крыма и просто стоянками в более мелких.

Эту проблему подняли на специальной пресс-конференции в Ялте и участники нынешней «Кайры». По словам председателя Ассоциации яхтсменов Крыма Игоря Петрова, Ялте просто необходима яхтенная марина, поскольку в украинский сектор Черного моря заходит очень мало яхт, хотя именно в июле-августе Черное море — наиболее подходящее место для плавания туристических яхт. Здесь нет изнуряющей жары, нет тех штормов, как в Средиземном море. По его словам, стоянка должна быть подключена к электросети, водопроводу, должна быть оборудована с соблюдением международных требований по причалам, достаточно оборудована связью, иметь выход в интернет, иные удобства. Важно, например, в таких портах обеспечивать для туристов роуминг для мировых систем сотовой и мобильной связи, возможности банковского обслуживания туристов. «Если все эти проекты будут реализованы, то Ялта будет просто забита яхтами», — сказал Игорь Петров.

В свою очередь, как отметил начальник Ялтинского морского порта Александр Гонза, в настоящее время порт работает над проектом строительства марины в рамках стратегии развития порта. Он считает, что «марина очень актуальна для Ялтинского порта, так как в городе нет достаточного грузооборота, нет железнодорожного сообщения. Именно морской порт должен развиваться как мировой круизный порт и как марина», — считает он.

С начала года Крым посетило уже более 3,6 миллиона человек, из них около трех миллионов человек составили отдыхающие. Как сообщает Крымское агентство новостей со ссылкой на Министерство курортов и туризма Крыма, в настоящее время здравницы полуострова загружены более чем на 94 процента, количество работающих санаторно-курортных учреждений, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 14 здравниц — до 577. Наибольшее количество отдыхающих зарегистрировано в Ялте, Евпатории и Алуште. Эти данные свидетельствуют также и о том, что традиционные возможности экстенсивного развития Крымского побережья — то есть путем строительства здравниц и гостиниц — уже практически исчерпаны. Таким путем дальше может еще развиваться Крымское побережье Азовского моря, Керченский регион, Черноморский район, где существуют большие незаселенные пространства и есть возможности для строительства здравниц и гостиниц. И хотя это значительные резервы, но сегодня, возможно, более актуальны проблемы дальнейшего развития именно причерноморских регионов, и так уже загруженных курортно-туристической инфраструктурой. В ней, однако, есть большой изъян и резерв — отсутствие марин. К счастью, понятно, что развитие этого вида туризма не будет мешать традиционной инфраструктуре, а только дополнит ее. Этим путем и надо идти, считают в Крыму, однако темпы подготовки проектов, медлительность и консерватизм всех, от кого это зависит, не устраивает мировую систему яхтенного туризма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать