«КаZантип» в тупике?
Главный рейв-фестиваль СНГ в Крыму может не состоятьсяСоветская молодежь, вырвавшаяся на свободу в первые годы независимости стран СНГ, понимала ее, эту свободу, как отсутствие всяких правил. Хотелось, естественно, хоть раз в год собраться среди незнакомых или малознакомых таких же фанатов рейва и «оторваться» на всю катушку. Подходящее место отыскалось само собой — соревнования по фандбордингу на Азовском море, которое организовывала российская федерация этого вида спорта на крымском полуострове Казантип рядом с недостроенной атомной станцией в городе Щелкино, постепенно превратились в сущее светопреставление, называемое рейв-фестивалями.
Постепенно рейверы вытравили из пансионата «Рига» чопорных прибалтов и уже шесть августов подряд осчастливливали соскучившихся по заработкам щелкинцев наплывом «золотой», преимущественно российской молодежи на байках, джипах или пешком, желающей хотя бы 10—15 дней в год пожить «без всяких правил». Такого рода мероприятий оказалось всего три в мире — на острове Ивица в Средиземном море, в Голландии, и вот — Казантип. Число участников в последние годы доходило до 10—15 тысяч человек.
«Kazantipus (лат.), по мнению самих рейверов, — это «часть мозга, отвечающая за немотивированные поступки и несанкционированные действия». И так далее…
Участники рейв-фестивалей привыкли переписываться E-mail- ом, вставлять во все тексты «z» вместо «з», долго еще после лета вспоминать осетровый шашлык, крымское вино, крутую азовскую волну, жизнь в палатке, а то и просто под открытым небом, кайф от анаши или чего и покруче, привыкли залечивать венерические болезни, кто «насморк», а кто и посерьезней — кому что досталось, как и всему Щелкино. Но в настоящую рейвовскую преисподнюю фестиваль превращался в одну из последних ночей, когда вместо «бич-пати» объявлялась «атомная ночь» на недостроенном реакторе атомной станции. Вот свидетельство очевидца: «Этим стенам атомного реактора только в страшном сне могло такое привидеться: предел звука, света, цвета, железа, сумасшествие лазеров, динамиков, ди-джеев. Балки, цепи, лестницы, обнаженные тела, темп — все выше и выше! Мир после атомной войны. Прислониться негде, спрятаться негде, защититься нечем. Танцуешь — танцуй, кричишь — не услышат, уйдешь — не заметят! Ты — мелкая букашка, освещенная, ослепленная, оглушенная, раздавленная, стертая в пыль и развеянная по крымской степи и воде…».
Однако, может быть, раз в год ИМЕННО ЭТО кому-то и нужно? Казалось, что если уже такие «фестивали» кому-то нужны, тем более — неизбежны, то сам Бог не мог придумать лучшего места для него, чем Казантип. Ты здесь никому не мешаешь — ничего не сломаешь, не нарушишь, не испортишь, не навредишь! Свобода — «отрывайся» без правил!
Все щелкинцы, которые считают, что их город обижен Богом и не имеет будущего, ожидали «КаZантип», как манны небесной: даже по приблизительным подсчетам все его участники тратили на вино, шашлыки, бензин для машин, переезды на местных «карпалах», всякие экзотические развлечения по 200— 300 долларов — выходит, что совокупный заработок щелкинцев по разным оценкам превышает 1,5 миллиона долларов за каких- то 10—15 дней! Понятно, что все это «черный нал», и если в казну города и перепадало что-то, то, по разным сведениям, от 45 до 60 тысяч гривен. Хотя одна уборка мусора после рейва стоила городу 45 тысяч гривен. Но никто в Крыму не предполагал, что «Казантип» может быть НЕ в Щелкино…
На нынешний год объявлено участие в фестивале «100 лучших представителей современной электронной сцены России, Украины, Беларуси, Прибалтики и гости из Франции, Англии, Германии». Кроме того — маунтин байкинг (горный велосипед), просто серфинг, а также кайт серфинг — использование воздушных змей в качестве тяговой силы и т. д.
Однако в этот год «Президент «Республики КаZантип» москвич Никита Маршунок вдруг объявил (см. сайт kazantip.weekend.ru) новое место проведения фестиваля — Кутлакская бухта (ее неправильно иногда называют Веселовская, по имени села, возле которого она находится) под Судаком. Рейв-ночь предполагалась в Генуэзской крепости в самом Судаке.
О причине смены места можно только догадываться: то ли «президент» не поладил со щелкинскими властями, то ли не сошлись в цене, то ли, как сейчас утверждают, «рейверы» не заплатили по прошлогодним долгам, и теперь им предложили прежде рассчитаться, однако факт есть факт — местом для «КаZантипа-2000» объявлено Веселое и Судак с 10 по 27 августа 2000 года.
В Крыму по этому поводу поднялся целый скандал, дело дошло до того, что Верховная Рада Крыма собрала по этому вопросу специальное совещание. И оказалось вдруг, что именно в этом месте для 10—15 тысяч «людей без правил» (а это и есть основное правило ЭТОГО фестиваля!) на первое место выдвинулись именно разные ПРАВИЛА:
1. Место проведения фестиваля не согласовано с пожарной инспекцией (а одна из традиций фестиваля — костры!), а здесь вообще нельзя жечь костры, вокруг реликтовые деревья, совхозные виноградники (кстати, виноград будет в августе уже поспевать, а значит, будет разворован!).
2. Место не согласовано с милицией, а установить там соблюдение правопорядка вообще немыслимо — бухта тупиковая, ведет туда лишь одна дорога шириной в 4 метра, такая масса транспорта там просто не поместится. К тому же вокруг заповедные места. Рядом с местом фестиваля находится детский лагерь. Нет места для парковки транспорта.
3. Место не согласовано с комитетом по земельным ресурсам, с комитетом по охране памятников. Институтом археологии уже составлен акт: строительство арены фестиваля начато на месте археологического памятника — поселения 14—15 веков, нарушен археологический материал. За это уже привлекают, как правило, к судебной ответственности!
4. Кроме того, в бухте нет воды, даже жителям Веселого она подается по два часа два раза в день. Тем более в бухте нет водоотведения, сами понимаете — биотуалеты при такой массе народа не спасут. А вокруг одни заповедные территории.
5. Сессия Судакского горсовета, а затем и сессия Веселовского сельского Совета, рассмотрев вопрос о проведении фестиваля, сначала дали согласие, но потом практически единогласно отменили предыдущее решение. Теперь депутаты Судака и Веселого категорически против! По их мнению, фестиваль угрожает благополучию не только Веселого, но и Нового Света, самого Судака, его окрестностей, поскольку такую массу транспорта эти места вряд ли когда знали в своей истории.
6. Кроме того, возникает много других вопросов, на которые нет ответов: выдержит ли местный маломощный трансформатор аппаратуру такой мощности? Что придется делать, если вдруг в такой массе людей (не дай Бог!) появится инфекционное заболевание? Что делать, если пожар? Если драка?
7. Как обнаружил городской голова Судака Алексей Клавкин, коммерческие структуры, организующие фестиваль, зарегистрированы в… Советском районе, следовательно, прибыль и налоги пойдут через Советское, которое на проведение фестиваля не понесет никаких затрат. Правильно ли это?
8. Условия организации фестиваля проверила крымская прокуратура, и прокурор республики Владимир Шуба направил представления спикеру парламента и главе правительства об устранении нарушения законодательства: смысл его, если вкратце, состоит в том, что проведение фестиваля нарушает целый ряд законов — об охране природы, о земельных ресурсах, об охране памятников истории и культуры и так дальше, следовательно — подлежит отмене. По его подсчетам, допустимая рекреационная нагрузка этого места по условиям узкой бухты составляет всего 800 человек одновременного пребывания, в то время, как предполагается ее превышение в 10 и больше раз! Прокурор предложил властям Крыма отозвать документы об оказании помощи устроителям фестиваля…
Следовательно, «КаZантипу- 2000» не бывать?
Возникает закономерный вопрос: если это такое место, что вокруг одни ПРАВИЛА, есть ли смысл проводить в нем фестиваль без правил? Как в нем будут чувствовать себя, прежде всего, его участники?
Надо сказать, что совещание оказалось многолюдным. С самого начала глава крымского парламента Леонид Грач поставил вопрос принципиально по-своему: мол, кто против проведения фестиваля в Веселом, тот против того, чтобы в Крым вообще ехали отдыхающие, тот за то, чтобы закрыть его на замок и так далее. И все выступавшие считали своим долгом подчеркнуть, что они ЗА фестиваль, но… НЕ в Веселом. И каждый приводил этому в подтверждение десятки своих аргументов.
Более того, все удивлялись, что организаторы фестиваля (не мудрено, москвичи) не увидели иного приемлемого варианта для проведения фестиваля, как уйти из Казантипа: с другой, восточной стороны Судака находится громадное урочище Копсель — просторная долина с прекрасной бухтой между двумя мысами, чем то даже похожая на Казантип, казалось бы, самим своим устройством предназначенная для ТАКОГО фестиваля. Там есть автостоянка. Там нет леса, который имеет плохое свойство загораться, там можно жечь костры. Там нет заповедников и памятников. Там свободно могут разместиться тысячи палаток. Там нет теснины гор и ущелий, нет ограничений для транспорта. Как и в Щелкино, там простор для санитарной службы и охраны общественного порядка. Там приволье для самих рейверов, не хуже Щелкино! Но… пока никем не разрешенное строительство главной арены фестиваля полным ходом ведется… в Веселом. Но раз за его запрет взялись такие серьезные организации как прокуратура, милиция, мэрии Судака и Веселого, природоохранные, санитарные, другие правительственные структуры, — оно будет, возможно, запрещено.
Как быть?
Постановили: пригласить организаторов фестиваля из Москвы и вести переговоры о переносе места проведения. Пока неизвестно, возможно ли это, ведь времени осталось в обрез, организаторы уже изрядно потратились на рекламу и раскрутку фестиваля. Почему об этом не подумали в мае ?
Выпуск газеты №:
№127, (2000)Section
Общество