«Каждый пятый житель Земли рискует стать алкоголиком»,—
считает Ольга Сидоренко, руководитель программы «Пробуждение»Ни одна социологическая служба не даст вам информации о распространении алкоголизма и наркомании. Такой информации просто нет.
Согласно статистике медиков, только на Львовщине за минувший год прибавилось около двух тысяч хронических алкоголиков, 215 наркоманов. Всего на учете в наркологической службе Львовщины состоит около 32 тысяч человек, страдающих хроническим алкоголизмом, 775 наркоманов, 15 токсикоманов. Реально же зависимых, по мнению специалистов, в десятки раз больше.
Безусловно, независимо ни от чего алкоголь и наркотики будут существовать, их потребление невозможно прекратить или запретить. Поэтому важно прежде всего противостоять последствиям злоупотреблений, а только тогда, если это возможно, «сосуществовать» с этем явлением, максимально снижая его вред. Именно на это Международный фонд «Возрождения» направил свою программу — «Пробуждение» (образование по вопросам зависимости), которая уже четыре года реализуется в Украине. Это единственная программа МФВ в Украине, которая работает для решения проблем наркомании и алкоголизма. Об опыте, достижениях и проблемах рассуждает идеолог и руководитель программы Ольга Сидоренко.
СТЕРЕОТИПЫ
«У нас всегда считали, что алкоголики, наркоманы — это плохие люди, которые нехорошо себя ведут, для них не существует законов нравственности, они не верят в Бога. Может их изгнать в резервации, облить холодной водой? Но они почему-то не слушаются, продолжают существовать. Наблюдаем, что подобное случается с родными, знакомыми. Мы не хотим понимать, что это порождение общества и оно не принимает этих своих же пороков.
И так просто вытеснить это нельзя. Алкоголь (это и есть легальный наркотик) он был, есть и будет, он выполняет определенные функции, и ничем нельзя его заменить. В других культурах не потребляют алкоголь, зато там есть наркотики.
ЧЕЛОВЕК
Существует черта, когда человек переходит от контролированного потребления алкоголя до неконтролированного, сам он этого не замечает. Согласно статистике, у 20 процентов населения, которое только начинает пить, существует риск стать зависимыми. Здесь имеет значение биологическая склонность человека, «помогают» этому процессу и социокультурные и психологические факторы (психотравмы). К сожалению, алкоголизм — это такая болезнь, когда люди отрицают ее негативные последствия.
Существует иллюзия, что алкоголь действует возбуждающе, в действительности же он угнетает деятельность центральной нервной системы. У одних людей осознание того, что алкоголь — это депрессант, вообще отбивает желание употреблять спиртное. Зачем? Ведь в жизни и так много такого, что приводит к депрессии. В конце-концов, за все нужно платить, и за какой-то момент возбуждения — депрессией.
Алкоголик отличается от других тем, что он не может остановиться.
Здесь кроется другая иллюзия в отношении алкоголизма: зависимый уже пьет не для того, чтобы ему было хорошо, он пьет для того, чтобы снять боль. Биологически это выглядит так: нормально функционирующий механизм имеет свои центры, производящие вещества, подобные наркотикам, которые срабатывают, когда это необходимо организму. Когда же человек начинает потреблять алкоголь или наркотики, эти центры перестают функционировать. А когда прекращает пить, то как будто остается без кожи, без физической и психологической защиты.
В этом и состоит проблема невозможности излечиться просто детоксикацией.
МЕТОДЫ
Как можно помочь человеку? Репрессивные методы?
Вообще страхом излечить трудно. Хотя это так привычно, когда нас кнутом приводят в порядок, но не надолго. Это можно аргументировать, скажем, примером так называемого подшивания. Такому больному говорят: если выпьешь — умрешь. Но боятся не все, всегда находится кто-то, кто способен переступить барьер. Кто-то выпил и не умер, поведав об этом другому, такому же «подшитому». Другие напиваются, когда истекает срок подшивки. Так что это временно.
Помните, в «Маленьком принце» Экзюпери писал, что общение — наибольшая роскошь. Оказывается, что в лечении зависимых необходима психотерапия. В Америке это осознали еще в начале века, где возникли группы взаимопомощи. Началось это так: встретились два друга: врач и юрист, которых сегодня мы можем назвать зависимыми. Впрочем, они уже понимали свою проблему. Они не раз хотели бросить пить, им это не удавалось. В тот вечер они говорили о своей проблеме и, о чудо, не напились. Они отметили это. Попробовали сделать это еще раз, еще раз. Тут пришло осознание, что это и есть выход. Так возникли первые группы, где собирались люди и говорили о своих проблемах. В течение какого-то времени они создали программу «12 шагов», по которой теперь работают все группы самопомощи в мире. Особенность взаимопомощи заключается в том, что она исключает понятие руководителя, здесь существует некотрое равенство. Функционирование такой группы лечащее, развивающее.
Это некий прообраз демократического сообщества, у которого есть своя программа, существует такое мнение: «То, что мы передаем третьему тысячелетию, — это программа «12 шагов». Вообще, это фантастическое изобретение. Ведь программа может быть применена к любым проблемам. Здесь люди, отталкиваясь от своих проблем, развиваются как личность. Когда же я увидела результаты действия программы, то поняла, что это нужно всем как определенная форма обретения независимости от чувства второсортности.
Это — метод, не требующий затрат. Потому что ни один врач не в состоянии заниматься зависимым, у которого есть рецидивные состояния. А алкоголик алкоголику достанет бутылку, отдаст последние деньги, поможет, когда они вместе пьют, как, впрочем, и тогда, когда они вместе трезвеют. Без организации групп взаимопомощи вообще трудно говорить о какой-то помощи зависимым.
ОПЫТ
Имея теоретические знания, четыре года назад мы пустились в самостоятельное плавание. Тогда поняли, что никакой опыт Польши, США или Австрии один к одному на нас перенести нельзя. Никакого первичного опыта не было. Даже слово «зависимость» в моем авторстве, перевод с польского. У нас это называется патологической зависимостью. Словом, это был тяжелый новый труд.
Еще тогда думала, что соберу из всех областей врачей, расскажу им о группах взаимопомощи. Они на местах поделятся информацией с больными. Так у нас начнут работать группы взаимопомощи. Профессионалы будут рады, что часть их работы предана в другие руки. И алкоголиков у нас не будет. Оказалось все не так просто. Но если бы я не мечтала о подобном, то я не бралась бы за эту работу.
На самом же деле группа взаимопомощи будет тогда, когда в какую-то среду придет трезвый алкоголик, лидер, у которого уже есть опыт. Вообще в процесс формирования групп взаимопомощи, согласно их идеологии, нельзя вмешиваться. Люди сами должны захотеть лечиться.
Другая проблема — это врачи-наркологи, которые в самом начале отнеслись к нашей программе скептически. Но было бы странно, если бы все произошло иначе. Они знающие свое дело специалисты, и тут приходит какой-то трезвый алкоголик и говорит, что ему сможет помочь только ему подобный.
Однако есть алкоголики, которые не хотят либо не в состоянии быть трезвыми. Они приходят к врачу снять токсикоз, хотят научиться пить «безопасно». И им нужен врач. Так что нам не обойтись без профессионалов.
И как показал опыт этих лет, лучший выход — это сотрудничество наркологов, психотерапевтов с группами взаимопомощи, с семьей. Им нужно дать новые знания. Для этого «Пробуждение» с 1998 года реализует трехлетнюю общеукраинскую школу с разработанной программой и единым методическим руководством для образования специалистов, способных создать в стране альтернативную базу для оказания квалифицированной помощи зависимым и их семьям.
ДОСТИЖЕНИЯ
Программа одним лишь фактом своего существования изменила общественное мнение в отношении зависимых. В рамках программы учились работать с зависимыми психологи, психотерапевты. Во многих крупных городах Украины действуют группы как анонимных алкоголиков, так и группы для созависимых: их детей, супруг. За этим спасенные люди, семьи, поколения.
РИСК
Эту проблему нельзя решить в одночасье. Полностью излечиться от алкоголизма нельзя, психологический механизм зависимости остается на всю жизнь. Это значит, что ни один алкоголик не может контролированно пить. Когда он снова начнет пить, то будет вести себя так же деструктивно, каким бы ни был перерыв в его трезвости. Поэтому они говорят каждое утро, что «я не пью только сегодня».
Это сложная работа, и ее нельзя выполнять плохо, так как можно получить противоположный результат. Скажем, в профилактике. Если мы будем давать знания о наркотиках, это может привести к увеличению их потребления. И если мы приведем красивого трезвого алкоголика и он расскажет, как это плохо и как можно из этого выйти. Молодежь скажет: хорошо, я некотрое время буду пить, а затем вылечусь. Поэтому главное — делать это профессионально. Для этого нужны время и усилия».
Выпуск газеты №:
№238, (1998)Section
Общество