Кемптен: современная магдебургия

Решать несколько ключевых разноплановых задач одновременно почти невозможно. Тем не менее, именно в такой ситуации теперь оказалась Украина: давние нерешенные проблемы заострились как под воздействием внутренних конфликтов, так и из-за внешней агрессии. В результате придется решать первые и отбиваться от второй одновременно. Без права на любой другой результат, кроме позитивного для страны. Теперь, разве что, остается пожалеть о неудавшейся попытке административно-территориальной реформы девятилетней давности, провал которой заморозил вопрос на многие годы — слишком очевидными были риски, связанные с ее внедрением, для кого-либо, кто бы на такое осмелился. Зато сейчас получаем результат — боевые действия идут в регионе, где стремление тотального контроля над всем и вся со стороны в недалеком прошлом правящих кругов осуществлялось наиболее грубым и незаконным способом. Конечно, местное самоуправление при таких обстоятельствах превращалось в фикцию, а нынешнее революционное предложение изменить ситуацию наткнулось на непонимание и откровенный страх части населения. Рассуждения на предмет, как бы события разворачивались сейчас, если бы все же реформу провели, по-видимому, уместны исключительно для политического прогнозирования. Можем констатировать — самое благоприятное время было упущено.
Но за последние месяцы что-то изменилось — как большинство (но далеко не все) граждан Украины, так и действующая власть окончательно (надеемся) убедили себя в том, что для сохранения и развития страны децентрализация, передача полномочий и ресурсов органам местного самоуправления неминуемы. Правда, фактически, кроме концептуальных принципов, пока что никаких принципиальных юридически обязующих решений не принято. Надеемся, в ближайшее время мы о них таки узнаем.
А пока что декларации намерений сверху находят отзыв снизу в виде местных инициатив. Один из таких последних примеров — информационный визит двадцати двух (более половины) городских и поселковых голов Черниговщины в город Кемптен (местность Альгой, федеральная земля Бавария, ФРГ), который осуществлялся при поддержке фонда Ганса Зайделя в рамках проекта «Устойчивое развитие малых городов Черниговской области». Ввиду того, что традиционные формы местного самоуправления в Украине свое начало берут от Магдебургского права, можем говорить об изучении украинскими головами территориальных общин его современного построения и функционирования непосредственно на примере первоисточника с почти непрерывной свыше чем восьмисотлетней историей (первые бургомистры здесь появились в конце ХІІІ в.). К тому же, местность Альгой традиционно аграрная, что приближает ее по характеру экономики к Чернигово-Сиверщине.
Приветствуя своих коллег с Украины, бургомистр Кемтона Томас Кихле отметил: «Информация с Украины нас беспокоит, мы уже засомневались, сможете ли вы к нам приехать. Поэтому сегодня очень рады приветствовать городских голов с Черниговщины. Мы представляем разные регионы Европы, но нас многое объединяет, в том числе одна общая культура — европейская. А еще мы представляем местное самоуправление. Последнее нуждается в постоянном подтверждении своей возможности, оно не дается раз и навсегда, а утверждается нашими действиями. Не думайте, что в Баварии все проблемные вопросы взаимодействия общины города и государственной власти решены. Для этого достаточно посмотреть на ежегодное формирование бюджета города. Для всех нас в действительности есть две важных темы: осуществление принципов субсидиарности и консенсусности местного самоуправления. Первый значит, что большинство вопросов решается на уровне общины, а второй подчеркивает согласие всех участников диалога. Поэтому желаю всем единства — на уровне государства и регионов, ведь иначе нельзя решить важные вопросы. А вам лично — солидарности между собой».
Собственно, более приземленная цель поездки — ознакомление с работой коммунального хозяйства среднего европейского города, а именно: строительством и реконструкцией (в т.ч. в исторической части), использованием источников восстанавливаемой энергии (каскад малых гидроэлектростанций и одна солнечная), общественно полезной деятельностью пункта раздельного приема вторичного сырья и мусо>росжигательного завода (последний одновременно выполняет функции электростанции, обеспечивая город током на 80%), водоснабжением и очистительными сооружениями, развитием туристической привлекательности города (известного еще со времен Римской империи, к тому же расположенного рядом с Альпами), социализацией подростков, развитием бизнес-среды, усилиями по сохранению окружающей среды. Своего рода гидом для наших председателей территориальных общин стал давний приятель Украины, руководитель управления экономики и развития Кемптона Рихард Шисль.
По мнению украинских городских голов (или бургомистров), кроме образцовой аккуратности ничего чрезвычайного немцы не создали — все из увиденного можно внедрить в Украине. Но при определенных условиях: государство, в конечном итоге, должно наладить работу казначейства, прекратив многомесячные задержки с платежами, разморозить так называемый бюджет развития, где аккумулируются средства, направленные на перспективные проекты, впрочем, возможность воспользоваться ими, фактически, заблокирована. А в законодательной сфере территориальным общинам в Украине необходимо наконец-то предоставить право на сотрудничество, что хорошо себя зарекомендовало в Германии, Польше, странах Балтии и других. Ведь наибольшие коммунальные предприятия общине Кемптена принадлежат лишь частично — их создание стало возможным благодаря долевому участию окружающих самоуправляющихся городков (своего рода округа большего города) в решении общих проблем. Например, в утилизации (бесплатной для населения, потому что для предприятия это сырье) травы и другой зеленой массы. Или же такой формы партнерства с бизнесом, как долевое участие в сооружении энергетических объектов с последующими относительно низкими тарифами (у нас бы сказали — социальными), ведь речь идет не столько о заработке, сколько об удовлетворении потребностей горожан.
По-видимому, кое-что у граждан Украины, будет вызывать удивление — в общественном коммунальном транспорте здесь платят все (правда, ученики и студенты — меньше). Самого понятия «бесплатный проезд» не существует. Или же такое — при развитой сети работы с молодежью никакого ее учета специализированные центры не ведут: кто пришел, тот и пришел. Конечно, по интересам и за счет городского бюджета. Другая странная вещь — сорняки в предместье Кемптена почти не косят, чтобы не нарушать экологический баланс. Конечно, это правило не распространяется на нарядные дворы и газоны.
По мнению участников визита, существует еще одно условие — не внешнее, а скорее психологически ментальное, личностное, без урегулирования которого нам трудно рассчитывать на успех. Речь идет о некоторых не слишком приятных, но, к сожалению, устоявшихся штампах поведения, присущих гражданам Украины (преимущественно — на своей Родине) относительно объектов городского хозяйства. От них нужно избавиться. Как путем настойчивого воспитания, начиная со школьной скамьи, ответственности за судьбу своего города, так и неотвратимости наказаний за нарушение законодательно закрепленных норм поведения, поддерживаемых самими же гражданами (кстати, автора этих строк, который прогуливался утром с фотокамерой по жилищным кварталам предместья Кемптена, наблюдательные местные жители, особенно подростки, несколько раз спрашивали, кто такой).
Так же придется корректировать свои взгляды и самим главам территориальных общин малых городов — относительно планирования их развития и использования имеющихся ресурсов. Главное хотеть этого и понимать, что и для чего мы делаем.
Выпуск газеты №:
№109, (2014)Section
Общество