Перейти к основному содержанию

Хан, Хани и Инна

20 августа, 17:14

Карпатские буйволы становятся популярной туристической достопримечательностью, но если бы их популяцию восстанавливали только ради бизнеса, то фермеры ограничились бы малым количеством животных. Однако люди, которые этим занимаются, действительно вкладывают большие средства в это дело, увеличивают стада. Поддержки от государства они не имели и не имеют. А стоит ли иметь?

***

«Чужой человек пришел — и возрождает. А наши люди?..». Ферму буйволов около Хуста три года назад мы искали благодаря контактам нашего водителя Василия, с которым ездили в знаменитую Долину нарциссов. Прошлой весной нарциссы цвели слишком скромно, даже кассир при входе в Долину предупредила: там сейчас не на что смотреть, поэтому думайте, стоит ли вообще идти. Но мы, конечно, пошли, потому что приехать из Ужгорода до Хуста ради цветочков — и их не увидеть, было бы несправедливо. Нарциссов действительно было не то, что мало, их почти не было, оказывается, и в этой известной долине бывают вот такие неурожаи. А посмотреть на природную красоту прибыло много людей, было несколько больших автобусов и из Венгрии. Все же представление о нарциссах мы получили, но достопримечательностей явно не хватало. Поэтому вспомнили о буйволах. Это сейчас туристические фирмы в свою программу обязательно включают посещение буйволиной фермы. А всего год назад это была такая непопулярная среди туристов аттракция, что если бы не водитель Василий, мы бы их и не увидели.

Сам родом из этих краев, из села возле Хуста, Василий тут же обзвонил кумовьев-друзей, чтобы выяснить, где же буйволы. Поскольку слышал, что из Стебловки под Хустом их перевезли либо в Нижние Ворота, либо еще куда-то. Но оказалось, что стадо буйволов разделено на несколько частей, одни на ферме в Чумалево, часть еще где-то, а «наши», из Стебловки, были на месте. Паслись за селом, среди редкого леса, на полянах. Туда нас направил местный житель, который (спасибо цивилизации!) вызвонил по мобильному пастуха, и тот даже встретил нас на очередном повороте (поедете направо, там слева, там через дамбу, снова слева).

БУЙВОЛЫ СИДЯТ ПО САМУЮ ШЕЮ В ...БОЛОТЕ. У НИХ ОЧЕНЬ ТОЛСТАЯ КОЖА, ИМ ГОРЯЧО В ЖАРУ, А ЕЩЕ БЛАГОДАРЯ БОЛОТУ ИЛИ ВОДЕ, КОТОРУЮ ТАКЖЕ ЛЮБЯТ, ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ В НЕЙ. ЛЮБЯТ ЛЮДЕЙ, ТЯНУТСЯ К НИМ. И НЕ ЛЮБЯТ ТЕХ, КТО С ЗАПАХОМ СПИРТНОГО, — РАССКАЗЫВАЕТ УПРАВЛЯЮЩАЯ ФЕРМОЙ ИННА ЛЕВДАР (НА ФОТО)

 

Буйволы в предобеденное время уже напаслись и принимали грязевые ванны в мелком ручье. Когда и он высохнет, перейдут, как рассказал пастух, в Тису, что течет неподалеку. Очень дружелюбные животные, несмотря на грозные рога. «Да на них и ездить нельзя», — посмеялся пастух, действительно, один из буйволов, который не ложился в канаву, позволил погладить-поцеловать в чрезвычайно симпатичную морду. Эту компанию буйволов на Закарпатье возрождает... гражданин Германии, по специальности ветеринар, приехавший сюда ради них. Еще сто лет тому назад на Закарпатье на территории современных Тячевского, Хустского, Виноградовского районов ходили тысячные стада буйволов. Хозяева держали буйволиц, как теперь коров. Но пришли «советы», загнали буйволов в колхозы, а те — перестали там доиться, не доверяли чужим рукам. И их вырезали на мясо. Хотя мясо у буйволов очень твердое, не вкусное и идет по третьей категории. Молоко же буйвола очень ценное, пастух рассказал, что доиться буйволицы начинают после отела где-то в ноябре, и в прошлом году литр молока стоил более 70 гривен (в этом году уже 90 грн. — Авт.). Но его еще и купишь.

«Вот как бывает, — говорил наш водитель Василий по пути, также переполненный впечатлениями от встречи с буйволами. — Чужой человек пришел, немец, и возрождает то, что когда-то было в каждом хозяйстве. А мы, а наши люди?..»

Хотите иметь себе и друга, и охранника, заведите... Нет, не собаку, заведите себе буйвола. Такой вывод сделала из нынешней уже поездки на буйволиную ферму близ города Виноградово. Они такие же верные своим хозяевам, как собаки, но в отличие от последних, буйволицы еще и дают уникальное по полезности молочко. Однако сейчас буйволов на всю Украину нет и три сотни. И часть из них, почти 70 голов, содержат на ферме «Карпатский буйвол», что возле села Олешник. Ехала без особого интереса, буйволы и буйволы, три года назад на них насмотрелась. А эта поездка оказалась не только одним из ярких воспоминаний «карантинного лета», но и открытием, что не только немец, но и наши люди восстанавливают популяцию этих интересных и полезных животных.

Сразу скажу, что картина не будет пасторально-милой. Буйволы сидят по самую шею в... болоте. Эти спа-процедуры для них не развлечение, а необходимость. Они имеют очень толстую кожу, им жарко в жару, а еще благодаря болоту или воде, которую также любят, избавляются от вредителей в ней. Чумазые по глаза, а такие красивые и милые! Любят людей, тянутся к ним. И не любят тех, кто с запахом спиртного... «Имели проблему 1 января, когда к нам наехали гости после празднования Нового года, — рассказывала управляющая фермой Инна ЛЕВДАР. — Учуяв перегар, буйволы дружно повернулись к людям хвостами, и никакие мольбы не заставили их повернуться мордами». Буйволица Ирма тянется через забор к своему ребенку, телочке Хане. Ирма и на пастбище отказывается идти, лишь бы быть рядом с теленком. Хане всего две недели, она черная и блестящая, когда погладить ее по спинке, забавно поднимает калачиком хвостик. «У вас есть два гектара поля, пруд и болото — можете забирать Хани», — шутит Инна. Такие усадьбы — это необходимый набор для содержания одного буйвола. Буйволы едят и траву, но им еще варят и кашу.

Возрождать разведение этих животных — дело непростое. Хотя их мало, они фактически уже были истреблены, но не занесены в Красную книгу, так как являются домашними животными. Их не существует в различных государственных реестрах. Еще кое-где в деревнях на Закарпатье держат буйволов и в домашних хозяйствах. Поэтому буйвола Хана (отца Хани) и возят по Закарпатью для продолжения рода. «В Велятино есть одна девушка (буйволица. — Авт.) на все село, возим к ней раз в два года или Хана, или Рая, чередуем самцов», — объясняет Инна.

В двадцатых годах прошлого века, когда в Закарпатье пришла Чехословакия, буйволов насчитывалось более 2 тысяч, а в 1991 году их было 31... Считалось, что содержать буйволов на ферме (с хозяйских дворов их ведь забрали) экономически невыгодно. «За сутки буйволица дает 4 литра молока. А съедает кормов, как три коровы... Когда держишь буйвола и буйволицу дома, они тебе пашут, перевозят груз, дают молоко, тогда их легко содержать. А коллективное содержание не выгодно», — объясняет Инна проблему, по которой почти исчезли карпатские буйволы. Как отдельный вид их зарегистрируют, только когда в Украине будет 200 племенных буйволиц, которые раз уже дали приплод. Сейчас на ферме возле Виноградова 68 буйволов, из них два взрослых самца, три молодых, а еще буйволята. Начиналась же ферма с буйволов Юли, Ромашки и Юрия Юрьевича. Самой старшей была самка Шария, которой было уже 39 лет, когда ее выкупили у мясника. Держали 4 года, но приплода так больше и не дала. Сейчас самой старшей является буйволица, которой 36 лет, и она еще приводит потомство. Содержат ферму ради того, как образно говорит Инна, «чтобы сохранить историю». А пользу материальную имеют от молока буйволиц, хотя его и немного, но оно чрезвычайно полезно, о чем можно почитать в интернете.

Государство таких фермеров не поддерживает. Оксана СТАНКЕВИЧ-Волосянчук, еколог ОО «Экосфера» (Ужгород), рассказывает: «Буйволы в Закарпатье до Второй мировой войны были распространены в низменных и предгорных районах области, там, где большие заливные поймы, топи и болота. Буйволы паслись вместе с другим рогатым скотом на сочных заливных лугах. Их использовали как тягловую скотину — для вспахивания или перевозок на возах. Буйволы — животные спокойные, очень любят отдыхать у воды, в болоте, редко болеют, потому что имеют хороший иммунитет, а буйволица дает очень питательное молоко. Сыр моцарелла производится именно из буйволиного молока. В буйволином стаде бытует матриархат — всеми руководит буйволица.

Буйвол почти исчез в Закарпатье с приходом Советской власти в 1946 году в результате коллективизации. Сначала всех буйволов взяли в колхоз, а потом, когда колхозы не смогли содержать буйволов, потому что к ним нужен особый подход, не такой, как к коровам, то ими просто перестали заниматься. Поэтому их и нет ни в каких реестрах домашних животных. Повлияла на буйволов и мелиорация — практически все низинные болота и заливные луга в Закарпатье были осушены.

Буйволы — это уже только бизнес. Государство таких фермеров не поддерживает. Когда есть спрос на молочную продукцию из буйволиного молока, а также интерес как к туристической приманке, тогда фермеры начинают заниматься возрождением и разведением буйволов. Конечно, молока от буйволов мало, это не промышленное направление. Но пока эта продукция будет иметь своего покупателя, такие фермы существовать. Буйволы становятся популярными не только в Закарпатье, где их разводят, — в Виноградовском и Хустском районах — а и в Одесской области, в устье Дуная».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать