Перейти к основному содержанию

ХХI ВЕК. УКРАИНА. МИР

29 мая, 00:00
1. Какие уроки ХХ века Вы считаете наиболее важными для дальнейшего развития цивилизации?

2. Какие тенденции в развитии украинского общества на рубеже веков беспокоят Вас больше всего?

3. Место и роль науки в жизни общества у нас и за рубежом. Каковы они сейчас и какими Вы хотели бы их видеть?

КОНСТАНТИН СИТНИК, АКАДЕМИК НАН УКРАИНЫ:

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НЕОБХОДИМО В КОНЦЕ КОНЦОВ ПОНЯТЬ, ЧТО ОНО НИЧЕГО ПОДОБНОГО В БУДУЩЕМ ПРОСТО НЕ ВЫДЕРЖИТ»

1. Остановлюсь только на глобальном политическом уроке. Двадцатый век войдет в историю как столетие самых огромных за всю историю существования человечества общественных потрясений, социальных катаклизмов и межгосударственных конфликтов. Необходимо на законодательном уровне покончить даже с замыслами решать какие-либо социальные, территориальные или экономические вопросы путем применения силы, ибо противное неизбежно ведет к эскалации конфликтов и перерастанию их в мировые, любой из которых для человечества может оказаться последним.

2. Отсутствие у власть имущих державных амбиций, отсутствие как самой общенациональной идеи, так и каких-либо энергичных действий для сплочения народа во имя достижения высокой цели, без чего существование государства и государственности представляется проблематичным.

Резкое расслоение общества, превалирование материальных императивов над духовностью, расцвет потребительской идеологии, насаждение эгоизма и индивидуализма, что никогда не было свойственно славянству, и связанная с этими факторами угроза перерождения нации.

3. От «птицы-тройки» и фельдъегерей до глобальной сотовой связи и самолетов класса «Конкорд», от нехитрого приспособления под названием бухгалтерские счеты до суперкомпьютеров, и неисчислимое количество других примеров — это результат экспансии науки в жизнь общества в ХХ веке.

С грустью вынужден и обязан констатировать, что на пороге третьего тысячелетия наука Украины находится в состоянии упадка, при проведении в будущем существующей политики она вообще превратится во что-то декоративное, в какую-то красивую игрушку властей, если вообще не будет потеряна как отрасль человеческой деятельности. Это — катастрофа для Украины!

В жизни развитых стран наука и ученые в конце ХХ века занимает определяющее, самое главное место. Неуклонно растет доля интеллектуальной составляющей в продукте труда, постоянно продуцируются новые знания, идет их количественное накопление и наблюдается постоянный переход в качественно новое состояние самого продукта труда, за счет чего и достигаются эффективность и конкурентоспособность производимого товара, а с ним экономическая и политическая стабильность государства и народа. Я хотел бы видеть в Украине в ХХI веке, если не в полной мере, то хотя бы проблески опережающего развития разнообразных научных исследований в условиях их безусловной поддержки со стороны правительства, осуществление государственных программ развития и распространения основных технологий новейшего уровня, опирающихся на фундаментальные разработки ученых. Хотел бы застать и стать участником интенсивного развития биотехнологий, способных резко повысить эффективность агропромышленного комплекса, медицины, улучшить питание населения.

И, наконец, я хотел бы, чтобы понимание необходимости создания новой модели существования человечества, основанной не на экстенсивном использовании природных богатств, прогрессирующем потреблении всех видов ресурсов, пренебрежении экологией, перешло из фазы маниловских мечтаний в реальные действия, в том числе и на земле Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать