Хочешь быть богатым — будь им
Но не обирай державу![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990206/422-11_0.jpg)
— Анатолий Евгеньевич, год назад налоговая милиция получила новый статус. Как это отразилось на вашей работе?
— Наша силовая структура была создана Президентом страны в 1996 году. Тогда на базе подразделений МВД по борьбе с криминальным укрытием доходов от налогообложения и организовалась налоговая полиция. Февраль же года минувшего ввел нас в полноценное правовое поле. Закон четко определил наши задачи и права, стал руководством к действию. Прежде всего — это выявление случаев криминального уклонения от уплаты налогов. Человеческая жадность толкает людей на преступления: хитроумные, изворотливые и хищные дельцы считают, что бюджет может пополняться и без их участия. А по-настоящему начинают думать только тогда, когда их выследили, прижали фактами, возбудили дело об уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах.
Еще одна цель — борьба с нарушениями законодательства об акцизном сборе, пресечение деятельности фиктивных фирм, которые растут, словно поганые грибы после дождя... Мы разыскали и изъяли подакцизных товаров почти на двадцать миллионов гривен. Это и видеоаппаратура, и спиртные напитки, и сигареты, и одежда — чего только не везут к нам, желая незаконно обогатиться! Вот почему у нас особое отношение к «теневым» структурам.
По материалам налоговой милиции столицы, в госбюджет перечислено более 108 миллионов гривен. А это почти в полтора раза больше, чем в 1997 году! Возвращены почти три миллиона долларов, припрятанных за рубежом.
— «Теневики» уходят всё дальше в криминальную тень. Что противопоставила налоговая милиция такой противоправной деятельности в Киеве?
— Давайте конкретизировать вопрос. Занятие бизнесом, как известно, требует знания экономики, норм бухгалтерского учета, правовых документов. Но, чтобы обойти налоговые «рифы», нужны не просто элементарные знания — необходим высокий уровень компетенции в различных сторонах жизни. Для достижения своих целей «теневики» нанимают на работу, а проще говоря — перекупают, самых опытных бухгалтеров, юристов, экономистов.
Сотрудники отдела по особо важным делам нашего управления, изучающие схемы «левого» товарооборота, отследили разветвленную торговую сеть, охватывающую почти все крупные города страны. В Украину из стран Балтии контрабандным путем в широком ассортименте завозились продукты питания. Оптовая торговля велась за наличные, без уплаты налогов. Для учета и контроля существовала своя, «черная» бухгалтерия, для отчетов в налоговую инспекцию (а проще говоря — для очковтирательства) — «белая». В ней оборот товара, понятное дело, не отражался, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности равнялись нулю. А продуктовые боссы работали мощно и солидно. Они имели свои юридическую и аудиторскую фирмы. Первая прикрывала «тылы» вторая «подчищала» бухгалтерию, в то время как со складов осуществлялась незаконная реализация контрабандного товара. По нашим подсчетам, оборот этого своеобразного концерна только по Киеву составлял не менее миллиона долларов в месяц. Специалисты управления разрабатывают и используют на практике методики раскрытия преступлений, в том числе в банковской системе, топливно-энергетическом комплексе, в борьбе с фиктивными коммерческими фирмами, без которых теневая экономика не может жить. В минувшем году мы остановили «работу» около полутысячи таких фирм, деятельность которых заключалась только в том, что они быстро набивали свои карманы и испарялись. Прекращено функционирование и нескольких коммерческих банков, содействовавших таким фирмам-однодневкам. С банковских счетов списано в бюджет 15 миллионов гривен. Но, пожалуй, самым резонансным делом оказалась ликвидация крупнейшего в столице конвертационного центра. Его услугами пользовались более трех тысяч коммерческих организаций и госучреждений. Сколько денег «прокрутили» на улице Уманской, можно представить по «улову» оперативников: только в момент проведения операции найдены и изъяты 148 тысяч долларов, 125 тысяч марок и более миллиона гривен...
— Размах впечатляет. Кстати, Анатолий Евгеньевич, как оценивается работа налоговой милиции — по перечислению денег в бюджет, по раскрытию преступлений? Или по их предотвращению? Ведь именно от предотвращения преступлений и зависит будущее державы.
— Давайте обратимся к закону. В первых его строках четко обозначено, что задачей налоговой милиции является предотвращение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения. И только после этой формулировки идут слова — «их раскрытие». Тут, как говорится, двух мнений быть не может. Предотвращали, предотвращаем и будем работать именно так. В прошлом году нами проверено по Киеву около шести тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Разве это не работа с людьми, не борьба за чистый бизнес, за нормальное отношение предпринимателя к закону?
Ну, а как оценивать работу налоговой милиции? По перечислению денег в бюджет. Те, кто материально стеснен, кто месяцами ожидает зарплату и пенсию, поймут меня. В расчете на одного сотрудника столичной налоговой милиции эта цифра составляет почти 213 тысяч гривен в год. Солидная «подпитка» государственного бизнеса, согласитесь. И расслабляться мы не собираемся.
Выпуск газеты №:
№22, (1999)Section
Общество