Хоть ветер в голове — нос по ветру
В поисках киевских флюгеров
Мои флюгера всегда жили в школьных учебниках, само собой, вместе с нарисованными замками и принцессами. И хотя всегда запрещалось разрисовывать книги, ухитрялась хоть малюсенький флюгерок поселить где-нибудь в укромном месте — у номера страницы, в оглавлении. По сути, в детстве они приходили к детям из сказок с загадочными иллюстрациями, а в жизни были особо незаметны, да у нас их и не так уж много. Понятно, что, подставляя ветру спину, флюгера служат утилитарным целям, но всегда казалось, и сейчас кажется, — нет более романтичного и завораживающего акцента на каком-нибудь поле или островерхой крыше, чем флюгер-трударик. Да и фотографии, привезенные из путешествий, у многих туристов посвящены именно им — флюгерам в виде орлов, петушков, корон, случается, даже в виде Бабы Яги и прочих чудищ, но давно не страшных, своих, прирученных.
ЕДВА ЛИ НЕ САМЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ФЛЮГЕРНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ ВО МНОГИХ СТРАНАХ НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ ВСЕГДА БЫЛ ПЕТУШОК. ВЕДЬ ОН СЧИТАЛСЯ СИМВОЛОМ БДИТЕЛЬНОСТИ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗАЩИЩАЛ И ОТ ПОЖАРОВ, И ОТ ВОРОВ, СТОЯ НА СТРАЖЕ ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА СОЛНЦА.
А НОЧЬЮ СЛЕДИЛ УЖЕ КОТ. ТРАДИЦИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ФЛЮГЕРА ОСОБЕННО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ В КИЕВЕ С ПОЛУЧЕНИЕМ ГОРОДОМ МАГДЕБУРГСКОГО ПРАВА В НАЧАЛЕ ХV ВЕКА И РАЗВИТИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕМЕСЕЛ
Когда отправилась разыскивать киевские флюгера, далеко не столь многочисленные, как во Львове, Таллинне, Риге, Стокгольме, Праге, то маршрут начала с самого большого столичного — на верхушке здания речного вокзала. Там несет дозор стремительный парусник, покрытый, говорят, сусальным золотом. Странно, вокруг уже который год — шумная реконструкция, и, догадываюсь, он мог и не уцелеть, но вот смотрю на него, спокойно парящего, и понимаю — этот главный старожил, коль уж сберегся на своем самом высоком месте, станет украшать и держать площадь и дальше, помогая всем новшествам, которые тут появляются. У него-то нет препятствий, чтобы шептаться с высотой. Конечно, понимаешь, что красота тут вторична, вроде, главная задача — определять направление ветра своими наглухо закрепленными на вертикальном стержне флюгарками, но зачем тогда эта продуманная кокетливость, это старание непременно запомниться? Все для того же — украсить саму нашу жизнь.
Бродя по киевским улицам и оказавшись на Большой Житомирской, удивленно споткнулась о какой-то нелогичный флюгер — вроде, и крыша из другого времени, но не было его тут никогда. И только подойдя ближе, разобрала, что это огромный ворон неподвижно задумался на антенне и, сам того не подозревая, пошутил над доверчивой зевакой. Он же не знал, что я при исполнении.
КОГО ТОЛЬКО НЕ ИЗОБРАЖАЛИ НА ФЛЮГЕРАХ — И ПТИЦ, И ЖИВОТНЫХ, И РЫБ, И МИФОЛОГИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ — ВСЕ ЗАВИСЕЛО ОТ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ХОЗЯИНА И ЕГО ПРОФЕССИИ
Как-то, рассматривая старую открытку, на которой была изображена крыша Оперного театра, не увидела на ней флюгеров, а сегодня она украшена ими; и желтый дом, что рядом, приобрел после реконструкции несколько изящных вымпелков. И все же на десерт оставила «замок барона», была уверена, что там увижу особенные флюгарочки с неповторимыми сюжетами, нечто фантазийно-задиристое. По киевской привычке любуясь этим изысканным готическим замком, обойдя его в который раз со всех сторон, все же не нашла ни одного флюгера, только элегантно отстраненный гордый шпиль на башне подчеркивал обаяние роскошного фасада, ажурных балконов, стражей в виде крылатых монстров. Флюгера, которые на крыше от рассвета до заката, у нас упоминаются уже с XVI века, и встречались они в виде петушков, аистов, кованых орлов, скакунов, просто дат на вымпелах. Они всегда были изюминкой дома, могли изменить характер всей улицы, привлечь внимание на себя своей живостью, игривостью, отзывчивостью. Крутясь с ветром в своем вечном танце, так завладеть вниманием, что и забудешь, куда спешил.
КАК И СОТНИ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, ФЛЮГЕРА СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ УКРАШЕНИЕМ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ГОРОДА
Люблю побродить на площадках вокруг кукольного театра. На его куполах флюгера особо живые, не ленивые, как бы с обнаженными нервами, и даже кажется — смогут почувствовать движение и в любое затишье, хотя и нет в них так называемых пушных колдунчиков, которые в давние времена, бывало, вмонтировали в конструкцию для особой точности. Они могли улавливать дуновение самой тишины. Тонкие штучки...
Интересно, что и сегодня чудят фантазеры, если есть вкус, а не только средства. На выдержанных в классическом стиле, имею в виду не перегруженных лишней фасадной бижутерией домах, и флюгера-новоделы хорошо смотрятся. Конечно, если кузнецы изучили почерк давних мастеров, уловили традиции художественной ковки, особенности обработки металла, да и что-то свое добавили. Тогда художественные эти образы создадут чувство своего дома, могут стать самой зрелищной деталью. Даже мимолетное — зачем это, и не возникнет. Понятно зачем — флюгер на своем доме, как личная печать. Он не рядится в чужие одежды, он такой, какой нужен хозяину, который и этим обозначил свою территорию. Парочку таких заманчивых мы увидели на улице Рылеева. Каскад домов из старинного кирпича, будто взявшись за руки, образовав хоровод, стал, по сути, единим домом, и хозяин украсил строения несколькими веселыми флюгерами. На одном даже дату прочитала — 2009. Кошки, рыбки, флажки все и выболтали о хозяине — мол, посмотрите на нас, и плохие мысли улетучатся, улыбнитесь. Похоже, глава семьи инвестировал правильно в свое настроение и детей, и внуков. Даже случайным прохожим, не лишенным наблюдательности, осталось.
С ПРИХОДОМ К ВЛАСТИ КОММУНИСТОВ НАЧАЛОСЬ ВАРВАРСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ, ЦЕРКВЕЙ, КУПОЛОВ И БАШЕНОК НА ДОМАХ И, КОНЕЧНО, ФЛЮГЕРОВ. КАЖЕТСЯ, СЕГОДНЯ КОЕ-ЧТО НАЧИНАЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ. КАК, НАПРИМЕР, ДОМ НА УГЛУ УЛИЦ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО И ЛЫСЕНКО, КОТОРЫЙ ВЫ ВИДИТЕ НА ФОТО
И все же, возвращаясь к окутанному вечными романтическими легендами «замку барона», узнав, что скоро его ожидает заинтересованная, бережная, реконструкция, так как он уже имеет хозяина, хотелось бы, чтобы там поселился какой-нибудь особый флюгер, чтобы он тоже говорил всем «привет», чтобы оживил весь замок.
Какой же флюгер, согласитесь, не мечтает о ветре? Только тот, который еще в проекте, но, изучив характер, понимаешь — как только он взлетит на крышу, сразу начнет командовать — дуй туда, дуй сюда. Ветер только усмехнется — пусть этот металлический дружок думает, что он — главный и великодушно разрешит ему порезвиться с этим забавным малышом на крыше; ветер будто обретает легкое дыхание и еще бонус — вздох без суеты. Или вовсе и не ветер, а именно я, а может, тот, кто рядом. Тихо — не спугнем.
Мы же встретимся за новым поворотом и будем идти навстречу впечатлениям, выбирая их сердцем, а не кошельком. И — уверена — получить как бы дополнительное время, и, заметьте, без всемогущего одобрения его шенгенского величества.
Выпуск газеты №:
№212, (2015)Section
Общество