«Хотеть — значит мочь»
Корреспондент «Дня» побывал в роли волонтера на фестивале «ГогольFest» и увидел то, чего не замечает простой зрительКто бы что ни говорил, а «ГогольFest» — это прекрасная атмосфера. Атмосфера, которую создают люди неравнодушные. Это место, где мечты становятся реальностью, когда ты этого захочешь. Почему? Потому что «хотеть — значит мочь». Так говорил Кант. И об этом кричал актер Андрей Палатный в спектакле «Школа нетеатрального искусства». Но это было в прошлом году. А в этом — воодушевленные идеей 90% работников фестиваля — волонтеры.
Почему люди идут работать бесплатно, зачем им это? Здесь же на одной из лекций рассказывали об интересном социологическом исследовании. Сначала в США, а потом в Украине люди отвечали на два вопроса: «Что они готовы отдать и что хотят получить». В США в ответах преобладали секс и деньги. В Украине — недостаток любви, ощущение собственной значимости, открытого общения. Вот за этим и идут. Плюс еще благие намерения и веселье от самого мероприятия. Выходит неплохой вариант того, как провести свободное время.
В этом году среди таких «работников доброй воли» — и я.
Особенность работы волонтера на «Гоголе», первая и главная: в любой момент тебя может встретить актер театра «Дах» и прокричать почти в ужасе, что «нам срочно нужны люди!» И нет разницы, на какую работу ты пришел сюда, если в этот момент не занят своим делом, — идешь.
Моим первым заданием была аккредитация журналистов. И уже в день открытия я твердо убедилась в том, что количество бесплатных браслетов от одного СМИ должно быть ограничено максимум пятью. Могут быть исключения — журналисты из одного телеканала, которые делают материалы для разных программ. Но вот от одного телеканала пришло 29 человек! Это был общественный некоммерческий интернет-телеканал «Спільнобачення». Как часто вы его смотрите? Или видели вообще хоть раз? Возможно, вы знаете каких-то журналистов оттуда? Нет? Я тоже не знала. Теперь знаю целых 29. За столом аккредитации мы представляли, как в редакции решали, кто пойдет на фестиваль «по браслетам». «Запиши меня в список аккредитованных. Да, и жену мою запиши, пожалуйста. И друзей. И их жен! Зачем им платить? Мы же журналисты!».
Среди пришедших получить браслет на бесплатный вход были и такие, чей внешний вид совершенно не вязался с общепринятым пониманием «любителя искусства». Пусть даже современного. Это были уже покачивающиеся из стороны в сторону люди. Заметьте, что людей в будке для аккредитации всегда много, а места всегда мало, поэтому их быстро замечали по неустойчивой походке. Или это были еще стойкие, но твердо держащие бутылку внушительных размеров в одной руке, в тоже время как второй они тянулись за розовым браслетом-пропуском на фестиваль. Отказ давать браслет их удивлял. Возвращаясь с грозным видом они «рычали»: «А если я волонтер!»
На «Гоголе» никогда не знаешь, на что попадешь — «пересовременное» искусство или действительно стоящую постановку, концерт и т.д. Иногда ждешь конкретного спектакля, а он оказывается настолько странным, что не знаешь, что посоветовать друзьям — идти или нет. А иногда случайно попадешь на пьесу незнакомого режиссера и открываешь для себя другой, интереснейший мир. И уже хочешь пересмотреть все спектакли этого режиссера.
Силы, потраченные на организацию фестиваля, огромны. Когда просто приходишь сюда как посетитель, то всего не заметишь. Но если видишь локацию «до открытия», а потом «после», то результат поражает. Из мрачного завода, на котором практически никто не работал, здание превратилось в площадку, где собираются творческие люди для того, чтобы обменяться своими идеями. И, конечно же, «хотеть — значит мочь». Теперь я это твердо знаю.
Выпуск газеты №:
№167, (2013)Section
Общество