Храмы, хоромы и пещеры
И все это в одном месте — в Чернигове
Погода была не очень, но сидеть дома и глядеть на небесное клубение не хотелось. А потом, создавалось впечатление, что наверху не решили, какая должна быть погода: солнечная или пасмурная. Поэтому ежечасно декорации менялись: то начинало палить, то вдруг норовили полить. А однажды солнце, поднырнув под полог небес, пробило светом ливень, и получился совершенно удивительный поток: то ли водных лучей, то ли лучистой воды.
Ну, короче, примерно в такой вот погодный расклад мы с друзьями решили отправиться на выходных в Чернигов. На дисплее мозга маячило что-то о его древности, огромном количестве соборов и относительной близости к столице.
Думаем, будь что будет. В путешествии наобум, без полунавязчивого опекунства экскурсоводов, тоже есть резон.
Явились к 9-ти на Киевский автовокзал. Утренняя макдональдсная чистота, прямо как в Западной Европе, ребята мокрой шваброй трут каменные плиты, еще не успевшие пропитаться запахом жареной картошки.
За окном автобуса продолжал с натугой бороться, как выражаются погодные предсказатели — циклон с антициклоном, белое с черным, словно Кличко с Льюисом…
Прибываем на автовокзал славного города Чернигова, рядом морковного цвета железнодорожный. Архитектура последнего необычна, что-то вроде мини-Кремля. Полусказочный терем-теремок, но с современной начинкой и продавцами книг, докучливо предлагающими детективы, психологические тесты или гороскопы на третье тысячелетие, с расписанием на каждый день. После 10-минутной лекции шустрый продавец воробьиных размеров наконец остановился перевести дыхание: «Не перегружаю?» — «Самую малость. Последние минут семь…»
Купили карту, чтоб отстал, и двигаемся по ней, как дети капитана Гранта по 37-й параллели. К ближайшему собору, Троицкому.
Шагаем по стандартным улочкам, с аккуратно уложенными по сторонам кубиками хрущевок. В поисках экзотики парочка из нашей компании решила запечатлеться на фоне «живописного забора». Хотя я ничего примечательного в его кирпичных узорах не разглядел. Он тоже явно из детского строительного конструктора Никиты Сергеевича.
Но тут появились гораздо более уютные переулки, откуда глядели чистыми глазами окон одноэтажные жилища начала XX века. В них, наверное, всем место найдется: и людям, и домовым, и кошкам с собаками.
Внезапно посреди этих одноэтажных крошек вырвалась из-под земли огромная колокольня! В отличие от колокольни Печерской лавры — она не круглая по периметру, а треугольная.
За ней и скрывался гигантский Троицкий монастырь с зелеными куполами.
Колокольня Троицкого монастыря по высоте не меньше Киево-Печерской, но вид с нее, разумеется, не так впечатляет. Нету и какого-то особого состояния, в которое погружает наша киевская красавица. Вдалеке, за гигантским туловищем Троицкого монастыря, видно было, как жмутся к Десне, словно стадо на водопое, дачные домики.
Вдоль речки двигаемся к Болдиной горе, где преподобный Антоний Печерский основал подземный город. Я и не думал, что у Киевского уникального монастырского комплекса может быть дубликат. Тем не менее, он существует. И основан одним человеком.
А подземные коммуникации, вероятно, не только для отшельничества, но и от врагов спасение. Когда налетят очередные татаро-монголы, дыры затыкались, как в муравейнике. И — до свидания. До следующего нашествия...
Возле входа в Антониевы пещеры каменный страж, напоминающий древнего идола. Но «дедушке» на самом деле лет пятнадцать. Как разъяснил тощий молодой человек — (все-таки нанятый нами экскурсовод. За пятерку с носа — можно узнать любые тайны).
«Я, — веско сказал парень, — между прочим, по образованию археолог». К тому же с беллетристическими задатками, что стало очевидно позднее.
Худой молодой человек повел нас по многочисленным лабиринтам подземного сооружения. Его комплекция отлично вписывалась в ширину прохода. Но внезапно мы вышли в просторную нишу с куполообразным верхом. «Это самая крупная на территории СНГ подземная церковь, — сообщил экскурсовод-археолог. — Высота — 4 метра».
Он умело нагнетал обстановку таинственности и напряжения: «Когда я лично занимался раскопками, здесь, например, видел привидение одного монаха. Он любит вот так вот выплыть из коридора и постоять под этим сводом».
Все задумчиво рассматривают свод.
«Здесь же, — он показал куда-то в сторону, — было хранилище костей монахов за много веков. Сначала просто оставляли умершего, а через год он должен был «чисто» усохнуть. Без признаков разложения. После трех лет «выдержки» кости, если они оставались чистыми, еще и мыли. Отсюда и выражение — перемывать кости. Мыли их в чистилище. И переносили тогда к хранилищу с другими святыми костями. Если же тело гнило, то ждали еще год. Если и это «не помогало», то этого монаха хоронили на мирском кладбище. Он считался недостаточно «чистым»… В связи с тем, что туристы иногда могли стащить какую-нибудь кость, — перевел он стрелку на современность, — над ними сделали стеклянный купол. Однако тот продержался недолго и рассыпался при мне. Причем без какого-либо видимого повода. Слышу, какой-то треск, — парень дал нужную паузу. — Вдруг по стеклу побежала трещина. Я прикоснулся, и купол рассыпался на мелкие кусочки. Потом еще долго стекло выбирали. Как сейчас принято говорить, — археолог важно поднял тонкий указательный палец, — энергетика!
— А вот там, — показал он на другую нишу, — место, где молился особенно святой монах. Говорят, что если бросить туда монетку и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Я, конечно, не призываю вас кидать монеты, дело ваше.
Стоит ли говорить, что минут десять стоял устойчивый монетный звон. Тем более, исполнение почти с гарантией. Судя по силе звона, заказывали даже не по одному желанию, а оптом ...
Счастливые граждане, облегченные и от желаний, и от мелочи, с чувством глубочайшего (куда глубже, и так под землей) внутреннего удовлетворения и просветления поднимались наверх.
Из пещеры всегда приятно выходить. Погода была по- прежнему мрачная, но теплая (примерно как результат схватки Кличко и Люиса: хоть и технический проигрыш, но греет). Когда же все оказались на поверхности, то эти полтора десятка градусов Цельсия показались жарой.
В парке меж древними, еще языческими курганами, сделана площадка с памятником, посвященным Великой Отечественной. После нашей Матери-Родины — нас сложно удивить, но здесь был очень интересный социальный состав фигур: колхозница, рабочий, солдат и… богатырь. При кольчуге и мече!
Необычным был и приветственный жест троицы. Они приветствуют вас левой рукой. Богатырь тоже держал меч левой. Может, скульптор левша, и он передал эту особенность собственным творениям? Я радостно сфотографировался с «левацкой» компанией, попытавшись своей правой рукой поймать ось пересечения с их ладонями…
Навстречу нам выходили один собор за другим. Все очень представительные, самобытные и НАСТОЯЩИЕ. Поле внутри них усиливалось от одного храма к другому, и достигло пика в Спасском соборе.
Мы совсем не ожидали, неизбалованные «светской» архитектурой Чернигова, позади храмов обнаружить фешенебельный центр города.
Не знаю, можно ли в Киеве сейчас найти, после всех этих перестроек, действительно обширную площадь, да еще мощеную, по которой приятно прогуляться и взглядом, и ногами. Не натыкаясь на казаков с конями, Берегинь, нелепые арки или макдональдсы? Центральная площадь Чернигова в этом смысле весьма отрадна!
Завершилось посещение древнего города торжественным ужином в уличном кафе, где цены были по 3-4 гривни за блюдо.
Все обрадовались — цены нереальные. Но когда салаты принесли порциями по полблюдечка, поняли — цены правильные. Если умножить на количество еды.
В общем, кто хочет получить яркие впечатления ( и не может для этого вырваться в Париж или на Гавайи), может частично удовлетворить жажду путешествий в старинном соседе Киева.
P.S.: Забавная деталь. Для тех, кто хочет добраться до города на маршрутке Киев —Чернигов (м. Лесная) — 7 гривен. Те же, кто будет возвращаться на той же машине вечером из Чернигова в Киев — 8. Гривня — налог на «столичность». Киевский житель — плати, а то вы там совсем «зажрались». По крайней мере на 1/8 по сравнению с обитателями Чернигова.
Выпуск газеты №:
№109, (2003)Section
Общество