Хроники коронавирусной эпохи
Что общего и отличного в течении COVID-19 в Польше и Украине?Украинскую ситуацию с распространением коронавируса аналитики часто сравнивают с польской: практически одинаковый всплеск новых случаев почти в идентичные периоды, наша соседка почти доганяет нас по количеству госпитализированных пациентов, больницы заполняются там так же быстро, как и в Украине. В общем даже в поведении населения находим много общего — от недоверия и игнорирования карантина до обвинения центральной власти в бездействии по обузданию эпидемии. Далее — подробнее о ходе коронавируса в Польше, последних тенденциях в стране и настроениях населения, которые в чем-то могут быть поучительны для украинцев.
СТРОГАЯ ВЕСНА
Как и для жителей любой страны мира, коронавирус для обычных людей в Польше стал неприятной неожиданностью. Худшим оказалось то, что о новом вирусе было мало сведений, тем более научно обоснованных. Зато распространялась фейковая информация, в которую испуганные и паникующие люди охотно верили. Все выглядело апокалиптически, особенно когда с полок магазинов исчезло вдруг все мыло, все антибактериальные средства и туалетная бумага. Проблемой было также то, что правила, призванные предотвратить распространение инфекции, изданные правительством, порой были нечеткими и подвергались двоякой трактовке.
В первый месяц пандемии многие учреждения перешли на дистанционный режим работы, закрылись заведения общественного питания и другие места общественного доступа. Зато исправно работали продуктовые магазины. В них ввели часы, в которые могли прийти только люди пожилого возраста (старше 65 лет). Все остальные в это время просто не обслуживались (подобные «пенсионные часы» в аптеках и магазинах предлагает ввести в Украине главный санитарный врач Виктор Ляшко. — Ред.).
Некоторые супермаркеты ввели опцию заказа товаров через мобильное приложение — тогда клиент может заказать товар онлайн и забрать свою покупку даже в часы ограничений. Некоторые магазины организовали волонтерские программы — добровольцы делали покупки для старших людей, чтобы те не выходили из дома и не подвергались опасности. Также в супермаркетах появилась такая должность, как лицо, контролирующее, все ли посетители имеют маски и перчатки, соответствует ли количество человек в помещении установленному лимиту. В начале тоже во всех публичных местах появились растворы для дезинфекции рук и одноразовые перчатки. Некоторые кассиры отказывались обслуживать клиентов без маски. Был случай, когда обиженный необслуженный человек обратился в полицию, а затем в суд. Суд признал правоту клиента, а не кассира. Случай вызвал масштабную публичную дискуссию.
Не было перебоя и в работе рынков. Даже во времена глубокого локдауна на рынке в центре Варшавы было полно людей, некоторые в масках, некоторые без. И здесь никто даже не делал вид, что придерживается так называемых «пенсионных» часов.
В начале, в марте-апреле, еще можно было ходить по улице без маски, затем можно было ходить без маски только в парках и лесах, впоследствии всем рекомендовали сидеть дома и вообще не ходить никуда без надобности. Парки, кладбища, леса запретили посещать. Однако на работу или в магазин можно было выходить без ограничений. На улицах ездили полицейские машины, из мегафонов напоминали о состоянии пандемии и связанных с ней мерах безопасности. Полицейские патрули на улицах также контролировали тех, кто прогуливался, выгоняли людей из парков.
Общественный транспорт, включая метро, работал и работает бесперебойно. Конечно, есть ограничения по количеству пассажиров и обязанность закрывать нос и нижнюю часть лица.
Рестораны и кафе работали с предложением «только на вынос»; около некоторых кафе можно было увидеть огромные очереди, где о соблюдении полутораметровой дистанции вообще не было. Увеличилось количество людей, которые занимаются доставкой еды велосипедами, мотоциклами или другими транспортными средствами.
В культовых местах также действовало количественное ограничение прихожан и обязанность соблюдения социальной дистанции, что вызвало многочисленные нарекания верующих.
Не работали учебные заведения и детские сады. Родители должны были или работать дома или отказываться от работы вообще.
...СТРАХ ОТСТУПИЛ
В начале лета началось медленное «отморожение» общественной жизни — постепенно открывались кафе, рестораны, кинотеатры, магазины и другие общественные места. В транспорте продолжал действовать лимит мест, однако на практике никто не придерживался. Страх отступил. Интересно, что люди, которые в весенний сезон — при количестве больных в несколько сотен в сутки ходили в масках и перчатках или сидели дома и боялись лишний раз выйти на улицу, уже в конце лета и позже, скажем, в сентябре-октябре, когда число больных исчислялось тысячами, спокойненько гуляли по улицам или отдыхали на пляжах без ограничений.
Относительно путешествий, то периодически объявляется список стран, в которых самолеты из Польши не летают или по прилету из которых обязательно следует отбыть карантин. Внутри Европейского Союза преимущественно движение свободное (временно были запрещены поездки в Италию, Испанию, Румынию, Швецию). Для лиц, приезжавших из стран из-за ЕС, был введен обязательный карантинный период. Затем его отменили для граждан Польши и определенных категорий лиц: дипломатов, студентов, ученых, учащихся школ, членов семей польских граждан и др.
Лица, которые приезжают в Польшу, например, работать из Украины, должны тоже непременно отправиться на карантин. Сначала длился он 14, а затем 10 дней. Такие лица не должны контактировать с другими людьми, даже членами собственной семьи. Многие люди для того, чтобы придерживаться этого требования, арендуют комнату или номер в специальных местах, предназначенных для отбывания самоизоляции. В определенное время к таким лицам приезжает полиция, звонит, а они должны показаться из окна или балкона. Хотя здесь, конечно, тоже есть свои нюансы. Скажем, полиция не входит в дом человека, отбывающего карантин, и поэтому посещать его теоретически может кто угодно (при этом следует быть в хороших отношениях с соседями — потому что могут позвонить в полицию и разгласить о нарушении режима). Также в сельских местностях, где все всех знают, хозяева фермерских хозяйств проинформированы о времени инспекторских визитов полиции, и поэтому именно в эти часы рабочие идут домой на перерыв и исправно показываются по требованию патрулей.
Чтобы избежать самоизоляции, можно написать письмо санитарному инспектору местности, в которую идешь, и попросить об освобождении от обязанности соблюдения карантина. В некоторых случаях просьбу удовлетворяют.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В обществе наблюдаются интересные процессы. Скажем, попадаются лица, которые так панически боятся заболеть, что обходят других людей десятой дорогой, не снимают масок и перчаток и, если увидят на улице кого-нибудь, кто опустил маску ниже носа, набрасываются на такое лицо со ссорой. Еще в начале пандемии был случай, когда пассажирка междугородного поезда заставила остановить транспорт и высадить человека, который излишне, по ее мнению, кашлял.
Другой крайностью являются люди, которые вообще считают COVID-19 тотальным фейком. Поэтому эти люди не следуют рекомендациям правительства, организуют акции протеста против коронавирусных ограничений и всячески выражают свое недовольство ситуацией. Такие люди коронавирус считают инструментом, который использует правительство, чтобы скрыть экономический кризис, кризис медицинской системы или кризис политический.
Меры борьбы с коронавирусом принесли болезненные негативные экономические последствия для большой части населения страны. Многие отрасли экономики находятся в коллапсе. Особенно пострадал малый и средний бизнес. В качестве поддержки правительство предложило специальные программы, которые должны улучшить жизнь предпринимателей. Конечно, чтобы получить правительственную помощь, нужно преодолеть настоящий бюрократический лабиринт.
Политическая жизнь в стране тоже продолжается почти бесперебойно. Сначала, правда, президентские выборы, запланированные на май, должны были быть виртуальными, однако были перенесены на конец июня и июль, когда наконец успешно состоялись. Теперь, несмотря на пандемические обострения, страна охвачена публичными выступлениями «антиаборционной уставы», которые медленно перерастают в антиправительственные протесты.
ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ВТОРОЙ «ЛОМБАРДИЕЙ»
Относительно врачей и больниц, то ситуация также не является оптимистичной. Мест в больницах не хватает, особенно в сельской местности. Не хватает врачей — отчасти из-за того, что многие также заболели коронавирусом. Медики выражают опасения по поводу нехватки технических средств в борьбе с вирусом. Некоторые медработники утверждают, что статистика не отражает истинной эпидемиологической ситуации в стране. Однако поляки делают все, чтобы не стать «второй Ломбардией». Этому способствует работа волонтеров и общественных активистов, которые мониторят действия правительства в борьбе с вирусом. Ответственные лица утверждают, что все страны имеют проблему в сфере обслуживания больных, поскольку никто не мог предвидеть пандемии и такого сногсшибательного прироста пациентов. Медицинская сфера ни одной страны мира не была готова к подобному вызову.
Тесты на коронавирус можно сделать за свой счет в многочисленных лабораториях, действующих по всей стране, или на средства государства, если есть соответствующее направление от врача.
Большинство жителей Польши, даже если скептически относятся к связанным с вирусом требованиям безопасности, все-таки придерживаются, хотя формально. Облегчает им дело система штрафов, налагаемых за несоблюдение антикоронавирусных решений. Например, если человек нарушает режим карантина, он должен заплатить штраф в размере около восьми тысяч евро. За отсутствие маски в публичном месте — штраф на сумму 120 евро.
С середины октября обострение вернулось, однако переживается все уже легче, учитывая предыдущий опыт. Однако, к сожалению, опять маски, снова еда на вынос, закрытые школы и детсады и ограничения публичных собраний. Интересно, что многие культурные учреждения, чтобы обогатить культурную жизнь людей, выложили в публичный доступ записи концертов, организуют онлайн-лекции и собрания. Спортивные клубы также проводят занятия онлайн или распространяют записи от своих инструкторов. Очень выросло количество предложений дистанционной работы, а большинство рекрутаций также проводится на расстоянии.
В начале октября цифра ежедневного роста численности больных в Польше — около 30 000 — цифра большая и вызывает беспокойство. Вторая волна, несмотря на то, что была предусмотрена заранее, оказалась неожиданной для правительства, как первый снег.
Пандемия для многих стала тяжелым и болезненным опытом — она существенно повлияла на экономическую, психологическую и социальную стороны жизни общества. Однако она оказалась также хорошим уроком, который показал, что люди могут обходиться без многих вещей, без которых раньше не представляли своей жизни, и научила больше ценить простые радости — как прогулка на свежем воздухе, общение с близким людьми, улыбка случайного прохожего на улице.
Выпуск газеты №:
№215-216, (2020)Section
Общество