Когда два – лучше, чем четыре
Почему Украине нужна велосипедная стратегия
Мой сосед отвозит своего ребенка в детский саду. Не отводит, а отвозит. На велосипеде. Наши садики находятся в равном удалении от дома. Однако сосед тратит на дорогу десять минут, мне же нужно не меньше получаса. Да и его ребенку веселее, чем нам с сыном трястись в утреннем общественном транспорте. Другой знакомый ездит на работу на велосипеде и таким образом бережет нервы от стояния в столичных заторах, да еще и в офисе имеет душ. Преимущества двух колес вместо четырех понятны не только тем, кто сам делает такой выбор, но и чиновникам в офисах. Так, в Европе посчитали – от пользования велосипедами Евросоюз получает преимущество в 513,19 миллиарда евро в год. И это не единственный плюс.
ВЕЛОЭКОНОМИКА
По состоянию на декабрь проект «Концепции развития велосипедной инфрастуктуры в городе Киеве» согласовали в трех профильных комитетах Киевсовета. Велостратегия столицы разработана до 2025 года и ставит себе целью, например, создать 240 километров веломаршрутов в ближайшие годы и более 1000 километров транспортных, рекреационных и пригородных путей. Планируют увеличить количество и самих велосипедистов – до 5% от общего количества ежедневных перемещений другими видами транспорта. По мнению разработчиков документа, «прогнозируемая экономия годовых транспортных расходов от 8,4 до 15,5 миллиарда гривен в год». К тому же отмечают, что строительство велосипедной инфраструктуры значительно дешевле автомобильного.
«Экономическая выгода от велосипеда, если для него созданы условия как для транспорта, огромная – например, в ЕС это 513 миллиардов евро в год», – говорит медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева Марина Блудша. «Езда на велосипеде улучшает здоровье людей, делает городское пространство безопаснее, а город более мобильным, экономит средства городу, зарабатывает малому и среднему бизнесу, помогает окружающей среде, высвобождает общественное пространство», – Марина перечисляет и другие преимущества. Создание же необходимой инфраструктуры увеличивает и количество тех, кто ею пользуется. Так, по словам медиакоординатора, «веломаршрут «Троещина – Центр» добавил 50% пользователей велотранспорта лишь на одном этом участке в 2016 году».
Преимущества езды на велосипеде становятся измеряемыми, указывают в отдельном отчете «Велосипедная экономика Евросоюза». Сбережения касаются не только сферы транспорта или охраны окружающей природной среды, но и промышленной политики, занятости, здравоохранения, социальной политики. В Европе отмечают, что на практике это будет означать смещение акцентов в бюджетировании со сферы транспорта на другие отрасли.
В Киеве тоже это понимают. Медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева Марина Блудша говорит, что в принятой Стратегии развития Киева до 2025 года «раздел о транспортной политике испытал революционные и качественные изменения: меры по развитию велосипедного транспорта есть в трех из четырех целей». В следующем году столица планирует потратить на развитие велоинфраструктуры 50 миллионов гривен.
ВЕЛОРЕФОРМЫ
На национальном уровне пока только идет речь о необходимости разработки Стратегии развития велотранспорта. Недавно велоактивисты страны объединились в Украинскую велосипедную сеть, одной из задач которой будет именно разработка и лоббирование такого документа. При разработке Транспортной стратегии Украины до 2030 года Министерство инфраструктуры уже учитывает предложения и замечания активистов, хотя те отмечают, что все равно «предложенная национальная транспортная политика в недостаточной мере отображает вопрос велосипедного транспорта и интересы пользователей велосипеда». Впрочем, и настоящий документ пока на стадии утверждения.
Пока и Киев, и Украина в целом в ожидании принятия велосипедной дорожной карты, велосипедисты отмечают, что «недостатки инфраструктуры заметны даже для человека, который никогда и никуда не выезжал за границу». Украинский велопутешественник Александр Богаченко-Мишевский отмечает, что «главное, чтобы была концепция развития города, которая включает в себя отказ от избыточной автомобилизации. Киев здесь, к сожалению, проигрывает даже другому украинскому городу, Львову. Там от автовокзала почти за городом до железнодорожного вокзала близко к центру можно проехать по велодорожке. А в Киеве всего несколько велодорожек, и не проедешь нормально даже через мосты».
Сравнивая с другими странами, куда ездил, Александр говорит, что, например, в Нидерландах «проехать на велосипеде можно из любой точки страны в другую, при этом не пересекаясь с машинами». «Пересечь всю страну с запада на восток или с севера на юг можно и в Германии, и даже в Чехии. Впрочем, чехи свою велоинфраструктуру создали за последние несколько лет. В Украине, и в Киеве в частности, можно сделать то же. Проектирование и создание велодорожек – не настолько дорогая штука финансово», – утверждает велопутешественник.
Другие активные велосипедисты, путешественники и основатели тревел-проекта «Двухколесная хроника» Владимир Муляр и Ярина Квитка, которые объездили на велосипедах почти весь мир, говорят, что пока в Украине как велосипедистам им не хватает почти всего. И «больше всего, вероятно, взаимоуважения участников дорожного движения. Если будет это, то будет и все другое». «Чтобы появилась велосипедная инфраструктура, нужно чтобы чиновники питали хотя бы какое-то уважение к роверистам, не говоря уже о том, чтобы сами ездили», – уверены они.
ВЕЛОЗДОРОВЬЕ
Продвижение велосипедного движения – это не только об экономике и мобильности, но и о здоровье. Ходьба пешком, езда на велосипеде, пользование общественным транспортом – самый легкий и самый доступный способ стать здоровее, перейти к активному образу жизни. Впрочем, все эти способы делают и другое важное дело – уменьшают загрязнение воздуха и шумовой фон. По мнению британского спортсмена, победителя соревнований по триатлону и дуатлону Герре Блессона, не электрические машины, которые также принимают участие в создании заторов, а именно велосипед способен эффективно бороться с загрязнением окружающей среды. «Если мы действительно хотим менять общество к лучшему, наше правительство должно фокусироваться на продвижении активных видов транспорта и меньше – на изменении типа тяжелой коробки, которую мы используем для засорения наших дорог», – пишет он.
Подобного мнения и финский велоактивист, представитель Федерации зимнего велодвижения Финляндии Пекка Такола. Он выступает за то, что пользоваться велосипедом возможно при любой погоде и любая страна имеет так называемый велосипедный потенциал. «Аргументы же в интересах этого простые и одинаковые для всех: здоровье, профилактическое направление здравоохранения, больше пространства, меньше аварий, увеличение продолжительности жизни, больше безопасности, меньше загрязнений и т.п.», – говорит Пекка Такола.
Чтобы оздоравливать себя и планету, можно и не ждать лета или плюсовой температуры. Основатели тревел-проекта «Двухколесная хроника» Владимир Муляр и Ярина Квитка отмечают, что, например, финны «имеют очень короткое теплое время года, но почти у каждого есть велосипед. На дорогах Финляндии гораздо меньше автомобилей, чем у нас, вовсе не потому, что у финнов нет на них денег, а потому, что они отдают преимущество здоровому транспорту». Владимир и Ярина убеждены: «Украинцам в наше время недостает как здоровья, так и позитивных эмоций. Поэтому и стоит пересаживаться на велосипед, чтобы не торчать в заторах, не загрязнять воздух, которым сам дышишь, и не наращивать пузо».
ВЕЛОСЧАСТЬЕ
Велосипед – это еще и, оказывается, генератор счастья. Автор издания «Маленькая книга хюге. Как жить хорошо по-датски» Мик Викинг, который посвятил отдельный раздел именно велосипеду, приводит в качестве примера исследование, проведенное в 2014 году Нориджской медицинской школой и центром Экономики здоровья в Университете города Йорк. Результаты опроса 18 000 человек показали, что «люди, которые ездят на велосипеде на работу, счастливее тех, кто ездит на машине или пользуется общественным транспортом».
К тому же «велосипед является показателем добрососедства и чувства общности», пишет Мик Викинг. «Шведское исследование 2012 года на базе изучения 21 000 человек выявило, что люди, которые путешествуют на машинах, посещают меньше социальных мероприятий и семейных собраний», – аргументирует писатель.
«В Украине велосипед до сих пор ассоциируется больше со спортом, чем с транспортом, но ситуация постепенно меняется», – отмечает медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева Марина Блудша. Впрочем, опять-таки обсуждение роста количества тех, кто перешел на велосипедную сторону, останавливается там, где начинается обсуждение недостаточной инфраструктуры в городах.
Анализируя преимущества велотранспорта и его значение для страны, трудно найти какие-то минусы. Это именно та сфера, при определенном внимании к которой все только выигрывают. На вопрос, есть ли у Украины потенциал стать велосипедной страной, медиакоординатор АВК Марина Блудша отвечает коротко: «Конечно, есть. Ведь над этим работает все больше людей». Кто уже убедился в пользе двухколесного транспорта, может легко приобщиться к строительству велосипедной страны – для начала надо выйти на улицу и сесть на велосипед.
Section
Общество