Перейти к основному содержанию

Когда Поднебесная — «руки» Азии

В Киеве состоялся Всеукраинский конкурс среди учителей «Панорама творческих уроков»
22 апреля, 19:42
ЖЮРИ ПРИЗНАЛО, ЧТО УРОК ГЕОГРАФИИ «КИТАЙ» — ЛУЧШИЙ ЗА СЕМЬ ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОНКУРСА

Все мы помним, какими длинными нам казались 45 минут школьного урока. Сейчас с этим не соглашаются ученики, которые изучают школьные предметы по нетрадиционным методам: в форме игры, викторины, представления или ток-шоу. Пока что такие формы обучения существуют не во всех школах Украины. Но все может измениться после того, как победители VII смотра-конкурса «Панорама творческих уроков» поделятся своими секретами с другими педагогами. Именно на это надеются организаторы конкурса — издательство «Школьный мир» и благотворительный фонд «Первое сентября». Такие соревнования учителей проводятся уже в седьмой раз, но в этом году количество участников достигло рекордной отметки — более 900 педагогов из 26 регионов страны, среди которых жюри определило 21 победителя.

Чем же можно покорить сердца учеников и заставить их не только внимательно слушать учителя, а также активно работать? Кое-кто из педагогов выбирает форму театрального действа, ролевой игры или проводит во время урока минутки отдыха: ученики делают физические упражнения, поют, рисуют или изучают скороговорки. Именно такую инновацию внедрила учитель географии Ровенской гимназии Татьяна Сокол: чтобы отдохнуть, ученики изучают скороговорку из названий китайских городов — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Ухань, Харбин, Сянган...

— Сегодня мы знакомимся со страной Солнца, родиной риса, проса и чая — Китаем, — начинает урок географии в 10-Б гимназии №30 «Эконад» Татьяна Сокол (рассказ о стране дополняет интересный видеосюжет — Авт. ). — А чем еще знаменит Китай?

Ученики начинают штудировать учебники, друг перед другом тянут руки, чтобы ответить первыми, ведь за правильный ответ получают баллы для самооценки. Как объяснила госпожа Татьяна, для учителя важна не только работа ученика на уроке, а и его самоутверждение как полноценной личности, поэтому кроме обычной оценки, они вынуждены зарабатывать еще и баллы для самооценки. Чтобы помочь в этом ученикам, учитель предложила им творческое задание — представив Азию человеческим организмом, голова которого — это Япония, кровеносные сосуды — хорошо развитые страны, определить, что собой представляет Китай. После длительного обсуждения и споров, ученики пришли к выводу Поднебесная — это не что иное, как руки Азии.

А сколько эмоций вызвало у учеников задание о цветовой символике Китая. Одни убеждали учителя, что основным цветом страны является красный, связанный с имперским прошлым Китая, другие настаивали на зеленом — из-за большого количества рисовых полей, а кое-кто называл голубой — благодаря большим потокам водного транспорта. В конечном итоге, Татьяна Сокол помирила всех, сказав, что каждое мнение вполне обоснованно и имеет право на существование. Таким образом прошла значительная часть урока, а ученики ни минуты не сидели без дела. Даже в конце занятия, они не грустили: все принимали активное участие в географическом лото — быстро отвечали на вопросы учителя о Китае.

— Я даже не подозревал, что за урок можно узнать столько нового, — делится впечатлениями десятиклассник Максим. — Обычно обо всем самом интересном мы узнаем из учебников, когда готовим домашние задания. А здесь перед нами открывает новый мир именно учитель. После урока географии, который провела с нами Татьяна Константиновна, мне захотелось учиться с еще большей настойчивостью (дело в том, что учителя проводят творческие уроки с незнакомыми учениками, в этом проявляется их умение работать на «чужом поле» — Авт. ).

Чтобы заинтересовать учеников своим предметом, Татьяна Сокол всегда подбирает интересные факты для учебного материала и разнообразные формы работы на уроке. Кстати, новации госпожи Татьяны уже давно стали практикой для Ровенской гуманитарной гимназии: уже несколько лет подряд она преподает уроки только в оригинальной форме. А результат такой работы очевиден уже сейчас, ведь в этом году двое воспитанников госпожи Татьяны стали победителями Республиканской олимпиады по географии. Как замечает педагог, это способствует саморазвитию и совершенствованию, а для учеников нетрадиционная форма обучения — это способ раскрыть их личность.

Организаторы конкурса не забыли и о тех участниках, которым не посчастливилось попасть в 20-ку наилучших — их также наградили дипломами. Как утверждает заместитель генерального директора издательства «Школьный мир» Елена Шатохина, выбрать победителей было не так легко, ведь в этом году возросло не только количество участников, а и расширился список предметов, по которым соревнуются учителя. Основное внимание жюри обращало на дружелюбие и приветливость учителя на уроке, использование времени, подбор учебных методик, диалог с учениками и тому подобное. Поэтому награждение всех участников «Панорамы творческих уроков» — это не только признание работы учителя, а и незаурядный стимул к дальнейшим достижениям.

В «Панораме творческих уроков» участвовали учителя как старших, так и младших классов. Поэтому во время конкурса оценивалась способность педагогов работать с различной по возрасту ученической аудиторией. Наибольшую фантазию проявили конкурсанты, готовясь к урокам с третьеклассниками. Был и сказочный театр на английском языке на тему «Поры года», и «Литературная сказка» во время внеклассного чтения, и интегрированный урок «Нужна ли осень природе?», и даже изготовление брошки-бисера с учениками-кружковцами. Не отставали от своих коллег и учителя старшей школы, а вместо сказок и игр проводили викторины, познавательные ток- шоу и литературные дискуссии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать