Когда снимок звучит по-новому
Василий АРТЮШЕНКО: «Украинцев нужно приучить любить хорошую смысловую фотографию»Сегодня известный фотограф, заслуженный журналист Украины, член Национального союза журналистов и Национального союза фотохудожников, автор «Дня» и многократный призер нашего Фотоконкурса Василий АРТЮШЕНКО отмечает свой день рождения. Поздравляя именинника, мы при случае поговорили с ним о необходимости закладывать в фотографии глубокий смысл, засилье в Интернете и прессе низкокачественных фотографий и умении делать действительно профессиональные снимки, которые с годами звучат по-новому.
— Василий Иванович, как вы охарактеризуете тенденции, которые прослеживаются в современном пресс-фото?
— Сегодня фото стало настолько доступным, что говорить о четких тенденциях в фотоискусстве в целом сложно. В настоящее время практически у каждого есть телефон, планшет или дорогой фотоаппарат, который приводит к засилью в Интернете и, к сожалению, также в печати фотографического мусора. Досадно, но, говоря конкретно о пресс-фото, должен констатировать: сейчас в печатные СМИ пришло работать слишком много людей с дорогими камерами, которые не имеют никакой фотографической или художественной подготовки. Такие фотокорреспонденты и их редакторы часто оценивают снимки по принципу: нравится или не нравится. А для профессионального пресс-фото это равносильно смерти. В последнее время даже от опытных коллег приходится слышать, что одну хорошую фотографию может сделать и мартышка, а уровень мастера, мол, нужно оценивать серийными работами. Следовательно, в погоне за этим модным веянием случается встречать логично не связанные между собой фотографии в искусственно объединенных автором сериях. Больше всего этим страдает молодежь, для которой фотография — часто не профессия или хобби, а лишь средство для поднятия самооценки. Как-то у студентки первого курса журфака я спросил: «Зачем тебе такая дорогая камера?». Она ответила, что должна прилично выглядеть. Приличие и профессиональный уровень фотографа и журналиста видны лишь из его работ. А когда у фотографов даже с очень дорогой аппаратурой нет художественного видения — его творения заведомо предназначены лишь для мусорника. Когда у известного советского фотографа Валерия Генде-Роте спросили: «Чем вы снимаете?». Он ответил: «Я снимаю головой». Несмотря на технический прогресс, это справедливо остается актуальным.
— Каким, по вашему мнению, с помощью пресс-фото в мире предстает образ Украины?
— Образ Украины, к сожалению, часто передается с помощью фотографов, которые снимают только проблемы, — бездомных, битвы депутатов в парламенте, подтопление и т. п. У нас практически нет организаций, которые были бы готовы с помощью фото качественно по-новому позиционировать Украину в мире. Судите сами: ни Министерство иностранных дел, ни Министерство культуры этого не пропагандирует. Если для художников государственные учреждения и организации хотя бы изредка проводят международные выставки, то будущее фотографического искусства в Украине, вероятно, волнует лишь газету «День». Без преувеличения: именно ваша газета ежегодно проводит серьезный фотоконкурс, а по его результатам — масштабную фотовыставку. Кстати, чрезвычайно важно, что лучшие фотографии «Дня» традиционно выставляютя не только в столице, но и в регионах страны. Это правильно, ведь украинцев нужно приучать любить хорошую смысловую фотографию, напоминать, что фото вообще существует, оно развивается и видоизменяется. Последним часто удается увидеть в фоторядах студентов и молодежи одну-две действительно приличные работы, которые можно было бы использовать в качестве платформуы для личностного творческого роста. Но проблема в том, что почти никто, опять-таки кроме «Дня», молодежи не скажет, что у них вышел шедевр или ощутимое зарождение авторского стиля.
Какой Украину видит мир? В большой мере этот вопрос нужно адресовать самим фотографам, которые в последнее время мало задумываются над тем, что именно они показывают миру. Ведь в действительности даже в парламенте можно творить искусство. Там, как правило, работают десятки фотографов со сверхсовременной техникой, но качественных снимков оттуда — единицы. У меня есть правило: никогда не снимаю вместе со всеми. Там, где уже работают 5 фотографов, ничего нового не поймаешь. Нужно искать свой — оригинальный — ракурс.
— Какую роль в отображении новейшей истории страны играют профессиональные фотографы?
— Роль своеобразного хронометра. Только время рассудит, что для государства на самом деле было важным, а что — нет. Парламент, нынешние выяснения отношений политиков между собой, в частности на оплаченных митингах, убежден, в историю не войдут. Войдет то, что действительно было ключевым. И это можно увидеть на фото. Например, сегодня я практически не выставляю фотографии по, казалось бы, важным в истории страны событиям — времен Помаранчевой революции. Также у меня в компьютере лишь три фотографии на тему голодовки студентов 1990-го. Однако когда вернулся к негативам с этой съемки, то увидел, что когда-то неважные, по моему мнению, фотографии, в частности, где Олесь Гончар выходит к голодающей молодежи, с позиции сегодняшнего дня очень актуальны. Знаю, что вскоре эти фото зазвучат по-новому.
Выпуск газеты №:
№61, (2013)Section
Общество