Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Когда спасают смехом

В Ровно работают больничные... клоуны
13 марта, 12:11
ФОТО С САЙТА 4VLADA.COM

Выздоровление тяжелобольных детей зависит от их эмоционального состояния. Смехотерапия как средство лечения уже давно укоренилась не только в США и Европе, но и в России. В Украине же она только начинает свое развитие. Больничные клоуны — люди, которые спасают детей смехом. Ровенский клоун Тарас Обоиста — один из первых специалистов в этой отрасли. Полгода тому назад, побывав в Москве, он решил создать в Ровно центр больничной клоунады. И вот уже несколько месяцев вместе с ним работают его ученики.

«Анестезию, анестезию! Пациент просыпается!.. Ой, печенка. Вырезаем. Гипоталамус? Тоже!». Разговор шокировал бы каждого, кто только слышал, но не видел операционную. Несколько мальчишек с восторгом помогали оперировать сумку-игрушку двум больничным клоунам — Бабайке и Тяпу (Тапу или же Биму). Тарас Обоиста, Корней Демидюк, одни из лучших мимов на Западной Украине, и их ученики каждую неделю так проводят свой досуг, играя с детьми Ровенской областной детской больницы. В медучреждении им рады, особенно дети из онкогематологического отделения. Для онкобольных, которые месяцами могут лежать на Киевской, 60, появление клоуна — возможность забыть о болезни.

В Ровно уже несколько месяцев действует школа больничных клоунов. Под руководством Тараса Обоисты больше 10 учеников. Поделиться опытом его приглашают в соседние области, ведь больничная клоунада предоставляет терапевтический эффект — улучшение общего состояния больного.

— Я учился на историческом факультете, — рассказывает Тарас Обоиста. — Однако еще с университета занимался театром, в частности приобщился к созданию молодежного театра в Ровно. Тогда же начал осваивать азы клоунской работы. Учителей у меня не было. Все фокусы изучал самостоятельно, черпая базу из интернета. Очень открыты для обучения европейские и американские клоуны. Начал я с детских домов, именно поэтому больничную клоунаду называю социальной. Самому выходить к детям очень трудно, особенно, если их много. Поэтому со мной работал напарник — Артем Алексеев. Мы с ним побывали во многих детских домах области. Некоторые впечатляли до слез. Дети там были измученные, не по годам серьезные, однако даже они с безумным азартом в глазах играли, бегали за нами, веселились.

Детские дома вдохновили год назад Тараса Обоисту пойти в больницы. С тех пор — он там любимый гость. Выступает он, как и его ученики, бесплатно. Финансовые расходы, которые предполагают выступления — шарики, мыльные пузыри, мячики, — помогает покрывать благотворительный фонд «Скарбниця надії». Фонд в июле помог Тарасу Обоисте побывать на семинаре по больничной клоунаде в Москве.

— После того как вернулся из Москвы, решил в Ровно открыть школу больничной клоунады. К работе в ней могут приобщиться все, кто видит в себе гротескные черты (а они, поверьте, есть в каждом) и кто сможет работать в больнице. Главное — не «сгореть». По нормам, каждый больничный клоун должен учиться не менее шести месяцев: три из них должно идти на, так сказать, теоретическую часть, а еще три на стажировку. Однако первые ученики начали работать уже после нескольких занятий.

Вообще, большая проблема детей в больнице не столько сама болезнь, сколько уныние, рассказывает пан Тарас. Детям нечем заняться и некуда девать свою энергию. Поэтому больничные клоуны часто единственные, кто может раскрыть ребенка, высвободить его чувства на свободу. Дети тогда отвечают взаимностью.

— Из больницы всегда выходишь физически уставшим, но эмоционально заряженным на 100%, — продолжает Тарас Обоиста. — Самое сложное в общении с детьми — первый шаг. Всегда осторожно провожу знакомства, чтобы не отпугнуть ребенка. А когда вижу, что первый контакт налажен, знаю, что дальше все пойдет хорошо. Однако правилом для всех больничных клоунов является не входить в тесную эмоциональную связь с детьми. Ведь, к сожалению, случается, что дети умирают, тогда сам клоун может сломаться. У многих наступает эмоциональное истощение, когда человек не может больше выступать перед больными. Однако, выходя из палаты, клоун должен смахнуть с себя всю отрицательную энергию.

— Детям важно, чтобы с ними рядом кто-то был. Мы бегаем по больнице, даже на процедуры часто идем вместе. Чтобы ребенок не боялся, мы позволяем лечить себя, снова и снова выпрашивая уколы. Клоун должен дать ребенку возможность побывать в сказочной стране. Он должен открывать в каждой вещи что-то особенное, с интересом подходить ко всему, превращать будничные предметы в сказочные.

Больничных клоунов ждут. Еще не успевают они переступить порог отделения, как родители больных малышей просят: зайдите к нам, у моей доченьки (сыночка) совсем настроение плохое... Тарас Обоиста надеется, что больничной клоунадой заинтересуются многие люди.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать