Перейти к основному содержанию

Коктейль «Школьный»

«Предложение Минобразования объединить шесть естественных наук в одном курсе — это движение в правильном направлении, но есть над чем работать», — эксперт
04 августа, 11:04
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В моей школе как-то пошли на эксперимент, создав класс с углубленным изучением украинского языка и литературы. Сейчас этим никого не удивишь, но в конце 1990-х годов это было новацией. Итак, мы перешли на шестидневную учебную неделю, суббота была посвящена исключительно урокам по языку и литературе, учительница искала художественные произведения вне программы, заказывала эксклюзивные учебники по украинской грамматике. Для нашего класса был бы вполне уместен интегрированный курс «Естественные науки», который Министерство образования и науки планирует ввести с 2018—2019 учебного года, пока как пилотный проект на выбор школ.

Суть проста — объединить в 10—11 классах химию, биологию, физику, географию, астрономию и экологию в один учебный курс. Так можно разгрузить учеников, которые выбрали гуманитарный профиль учебы. Сейчас МОН предлагает педагогам приобщиться к публичному обсуждению курса «Естественные науки» на платформе EdEra. На усмотрение вынесли четыре проекта, обсуждение продлится до 4 августа. Все представленные учебные курсы должны помочь ученикам применять знание  естественных дисциплин на практике, оценить роль этих наук в развитии цивилизации и проектировать на этой основе свое настоящее и будущее.

«НАЧИНКА» ОТ ЭКСПЕРТОВ

Как объяснила советник министра образования и науки, заместитель председателя общественного объединения «Родительский контроль» Иванна Коберник на своей странице в Facebook, химия, физика и другие науки никоим образом не исчезнут в старших классах, о чем беспокоятся некоторые эксперты в сфере образования. По ее словам, это миф. Изучение естественных наук получит новую обертку, в которой будет «начинка» — решат на публичном обсуждении.

«Естественные науки — это абсолютно новый курс, введение которого предусмотрено действующим Государственным стандартом базового и полного среднего образования. Действующий стандарт, по которому дети учатся с 2012 года, предусматривает, что базовые знания по всем школьным предметам дети получают до девятого класса, а в 10—11 классах получают право выбирать профилизацию и углублено изучать предметы, которые им будут нужны в дальнейшей профессиональной жизни, — объясняет Иванна Коберник. — Нигде в развитых странах нет 23 обязательных предмета в старших классах, как в Украине сегодня. Это ненормально и нечестно по отношению к детям. Поэтому типовые учебные планы для 10—11 классов предусматривают сокращение количества обязательных предметов (инвариантная составляющая) и увеличение количества вариативных (которые выбираются школой и учениками). Тем, кто на этом строит конспирологические теории о том, что «школы перестанут учить что-то там», добро пожаловать в Северную Корею, где никто ничего не выбирает».

МИКС «СОВКА» И DISCOVERY

Также Иванна Коберник отметила, что новый курс не станет проблемой для учителей. В частности, по словам активистки, для «современных и прогрессивных, которые не закостенели в ХХ веке и повышают свою квалификацию из открытых источников». По этому поводу вспомнился опубликованный недавно разговор между учителем и блогером сайта Osvita.ua, где на вопрос, чего ждет педагог от реформы, был лишь один ответ — повышения зарплаты. Если не будет желания учителя изменяться, работать и развиваться — все новации от министерства напрасны. Поэтому ведомство должно всеми способами стимулировать учителя к работе.

По мнению Юрия Костюченко, автора «Дня» и ведущего научного сотрудника Научного центра аэрокосмических исследований Земли Института геологических наук НАН Украины, часть учителей не сможет преподавать новый курс без конкретных указаний и методичек от Минобразования. «Все четыре проекта ориентированы на общество, на распространение знаний, на формирование соответствующей научной картины мира, на формирование позитивистского мировоззрения. То есть здесь все правильно. Но наши учителя не смогут эту программу адекватно изложить, — комментирует Юрий Костюченко. — Эти программы должны быть методически более корректными, иметь больше обоснованных примеров. В этих программах авторы пытались использовать опыт советских времен. Но этот опыт часто не срабатывает. Нельзя брать за основу старую программу и обновить ее с помощью кусков из разных подходов, если эти подходы основываются на каких-то научно-популярных программах,  например, из канала Discovery, где используется даже паранаучная информация».

РУКОТВОРНЫЙ УСПЕХ

По словам Юрия Костюченко, если новый курс заработает, как следует, у школьников будет хорошая база для восприятия научного мира, это поможет им критически относиться к любой информации, а также ученики будут открытыми к знаниям и по окончании школы или вуза. «В целом предложение Минобразования объединить шесть естественных дисциплин в одном курсе    — это движение в правильном направлении, но еще есть над чем работать, — продолжает ученый. — Такой опыт существует во многих странах, в этом нет ничего странного и нового. Другое дело, что это абсолютно новая программа, которая готовится еще и на фоне реформирования системы образования».

Приживется ли новый опыт преподавания — прогнозировать трудно. Например, в США в 2000 году Национальная комиссия по преподаванию математики и естественных наук в ХХІ веке опубликовала доклад о том, каковы результаты у страны после перехода на интегрированное изучение естественных наук и математики. В нем говорилось, что треть учеников имеет низкий уровень знаний по этим предметам, что преподавание дисциплин не отвечает потребностям американского общества, а дети не смогут интегрироваться в нынешний мир. Во многих классах занятие проводят неквалифицированные учителя, а единственный способ заинтересовать детей в изучении математики и естественных наук — это только учитель, который является энтузиастом своего дела, но в то же время «погружен» в изучение своей дисциплины. Американские ученые в этом же докладе прописали дорожную карту, как выйти из этой кризисной ситуации. Среди предложений — и создание дополнительных центров переподготовки учителей, и привлечение бизнеса для создания конкуренции между педагогами.

Поэтому не удивительно, что часть наших ученых не советует ориентироваться на зарубежный опыт. Он действительно разный, и кому-то это удается сразу, потому что есть подготовленные учителя, а кто-то для успешных результатов делает работу над ошибками. Украина должна найти свой путь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать