Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Конфликт качества и денег

Ответственное за высшее образование агентство могут лишить независимости и ключевых функций
01 сентября, 10:08

Существование Национального агентства по обеспечению качества высшего образования — под угрозой. Об этом в публичном пространстве заявляют представители НАОКВО и его руководитель Сергей Квит.  Причина — в новом законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно усовершенствования механизмов реализации государственной образовательной политики, в частности в части обеспечения качества образования).  В Министерстве образования и науки, где и создали этот закон, настаивают, что он должен лишь предоставить НАОКВО новый статус — центрального органа исполнительной власти.  Но в агентстве убеждены, изменения в закон призваны уничтожить независимость их учреждения и лишить их функций.  «День» выяснял, почему этот орган хотят реформировать и действительно ли он на грани исчезновения.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ КОРРУПЦИИ

Создание НАОКВО предполагалось еще Законом «О высшем образовании», который приняли в 2014 году.  Его статус: постоянно действующий коллегиальный орган, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере обеспечения качества высшего образования.  Создание НАОКВО было одним из условий подписания ассоциации между Украиной и ЕС.  Агентство должно было взять на себя определенные функции МОН, заменить Высшую аттестационную комиссию и Государственную аккредитационную комиссию. Правда, заработало оно далеко не сразу.

Еще в 2015-м НАОКВО выбрали первых членов, но тогда эти выборы возмутили общественность, потому что добросовестность избранных кандидатов вызвала вопросы.  Даже тогдашний министр образования и науки Сергей Квит выборы осудил. Из-за конфликтов вокруг персонального состава агентство смогло полноценно заработать в прошлом году.

Сейчас конфликты снова набирают обороты. Это не удивительно, ведь НАОКВО выполняет чрезвычайно важные функции в сфере высшего образования: предоставляет экспертные заключения о выдаче вузам лицензий, аккредитует учебные программы, контролирует деятельность ученых советов, которые присуждают ученые степени, и отвечает за борьбу с плагиатом.  Фактически является предохранителем для коррупционной деятельности в высшем образовании.  Поэтому и желающих вмешаться в его работу немало.

АККРЕДИТАЦИЯ — НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Деятельность НАОКВО направлена на улучшение качества образования, и результаты можно будет увидеть не раньше, чем через 5-10 лет стабильной работы.  Правда, некоторые сдвиги в сфере уже заметны.  Например, получить аккредитацию стало не так легко, как раньше.

Аккредитация — это то, что дает разрешение вузам выдавать дипломы.  Ранее ее осуществляло Минобразования, и занималось оно преимущественно проверкой документов, а не качества программы:

«Вы присылали в МОН кучу документов: положение, образовательные программы, «методички».  И министерство оценивало их содержание, а не то, что по сути происходит в университете, — рассказывает экс-заместитель министра образования и науки Егор Стадный.  — В документах можно было написать что угодно.  Часто это сопровождалось еще и взятками.  Такая система действовала не один десяток лет, из-за чего увеличилось количество университетов и направлений в них.  Но большинство этих университетов вообще не должны выдавать дипломы, ибо то, что там происходит, трудно назвать высшим образованием».

НАОКВО создало систему независимой аккредитации, в которой появилось много новых элементов, например, самоанализ.  В университет направляется формуляр, в котором заведение должно само проанализировать свою работу, рассказать, как оно работает над повышением качества образования или опрашивает работодателей и студентов.  Далее Нацагентство изучает эту информацию, а также анализирует процессы в университете, общается со студентами и преподавателями.  В результате этого, кроме разрешения на работу, университет получает заключение экспертов о том, что нужно улучшить в своей системе образования.

«Раньше абсолютно все получали аккредитацию, и всех это устраивало, не устраивало только студентов, потому что падало качество образования.  Теперь же мы видим, что множество программ и университетов получают лишь условную аккредитацию.  Она действует год и означает, что к концу этого срока университет должен устранить определенные проблемы в работе, которые обнаружила комиссия.  Если не устраняет — не сможет выдавать дипломы о высшем образовании», — резюмирует Егор Стадный.

Для того, чтобы проводить аккредитацию, в Украине впервые был сформирован пул независимых экспертов, высокую компетентность которых отмечают и сторонники, и критики НАОКВО:

«Раньше аккредитацию проводили люди, в добросовестности которых были сомнения, — отмечает председатель общественного совета при НАОКВО Никита АНДРЕЕВ.  — Была практика, когда они приезжали, ничего не проверяли, получали деньги в конверте.  Уголовных дел по этому поводу не было, но все знали, что такое случается.  Сейчас же американские и европейские доноры научили новый пул экспертов, и мы должны его сохранить».

СПОРЫ ИЗ-ЗА ДЕКЛАРАЦИЙ

Так почему же к деятельности агентства в настоящее время возникает столько вопросов?  Дело в том, что еще в мае Национальное агентство по предупреждению и противодействию коррупции вынесло предписание, в котором указало на несоответствие постановления о создании НАОКВО законам «О центральных органах исполнительной власти», «О государственной службе» и «О предотвращении коррупции».  Несоответствия заключались в том, что НАОКВО уполномочен на реализацию государственной политики, но не является органом государственной власти, вызывает юридическую коллизию и дает членам НАОКВО определенные привилегии, в частности, они не обязаны декларировать доходы.

«Они создали такую удобную нишу, где они, с одной стороны, и власть, решения которой обязательны, а с другой стороны — не хотят, чтобы на них распространялись такие же требования, как к госслужащим», — утверждает Никита Андреев.

Чтобы исправить это, в МОН решили дать НАОКВО организационно-правовой статус центрального органа исполнительной власти.  По словам министерства, изменение статуса никак не повлияет на независимость НАОКВО.  Правда, согласно Закону «О центральных органах исполнительной власти», оно станет подконтрольным правительству.  Кабинет Министров, в частности, получит возможность реорганизовывать или ликвидировать этот орган своим решением, а также активно влиять на его работу.

«Закон «О высшем образовании», где прописана деятельность НАОКВО, проходил процедуру юридической проверки на соответствие украинскому законодательству в Министерстве юстиции, — рассказывает Егор Стадный.  — Это, к слову, орган, координирующий деятельность НАПК. Тогда никто никаких разногласий не обнаружил.  Если НАПК считает, что члены Нацагентства должны декларировать свои доходы, давайте внесем их в Закон «О предотвращении коррупции», допишем, что члены НАОКВО также подпадают под действие этого закона и также декларируются.  Почему надо переписывать целый Закон «О высшем образовании»?»

НАОКВО является членом Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования и других межгосударственных объединений в этой области, поэтому руководители агентства опасаются, если орган станет зависимым — его членство прекратят.  В НАОКВО уже подали иск в НАПК о превышении полномочий в выдаче предписания по их агентству.

60 ТЫСЯЧ ЗА ПРОГРАММУ

Но декларации — не единственный конфликтный вопрос в деятельности НАОКВО. Многие ректоры жалуются на слишком большую стоимость аккредитации.  Если раньше за нее официально платили 2000 гривен, то теперь все расходы достигают более 60 000. Министерство образования обнародовало обращение руководителя Совета проректоров по научной работе высших учебных заведений и директоров научных учреждений Андрея МАРЧЕНКО, который назвал такие цены «системой вымогательства»:

«Средний университет вынужден будет в пользу НАОКВО ежегодно платить до пяти миллионов гривен.  А в Украине таких университетов около 150. Из этого легко получить и общий возможный уровень потерь украинских ЗВО, а значит — прибыли НАОКВО.  И все это при жестком дефиците средств практически во всех отечественных университетах», — говорится в обращении.

Глава НАОКВО Сергей Квит также признает, что цена на их услуги не малая, но она состоит преимущественно из оплаты работы экспертов.  Если платить меньше — это отразится на качестве их подготовки.  В то же время в агентстве нашли другой механизм, как облегчить финансовое бремя для учреждений высшего образования:

«В Европе за аккредитацию также платят вузы, — объясняет Сергей Квит.  — При этом государства всегда находят способ компенсации этих расходов.  Фактически другие государства берут это бремя на себя.  Так же должно быть и у нас.  Профильный комитет Верховной Рады по вопросам образования и науки уже вышел с инициативой создания специальной государственной программы, которая была посвящена аккредитации образовательных программ.  Думаю, это правильный шаг».

Председатель наблюдательного совета Никита Андреев также настаивает на необходимости создавать другие, негосударственные агентства, которые также смогут выдавать лицензии заведениям высшего образования.  Это сформирует конкурентную среду на рынке и позволит снизить цену.

В то же время в НАОКВО подчеркивают, что конкуренции не боятся.  Некоторые украинские вузы предпочитают работать с иностранными агентствами по обеспечению качества высшего образования, лицензирующими их работу.  НАОКВО уже имеет практику признания таких лицензий.

ОБВИНЕНИЯ В ОТВЕТ НА ПЛАГИАТ

Конфликты вокруг НАОКВО совпали во времени с резонансными кейсами относительно плагиата, которые рассматривает агентство.  В частности, еще 12 марта комитет по вопросам этики Нацагентства обнаружил академический плагиат в докторской диссертации юриста, бывшего заместителя главы Администрации Президента Виктора Януковича — Андрея Портнова.  По результатам проверки комитет даже рекомендовал лишить Портнова ученой степени.  Экс-заместитель министра образования Егор Стадный связывает появление решение НАПК именно с этой ситуацией.

Также НАОКВО выявило плагиат в диссертации декана юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Ивана Гриценко.  И сейчас проверяет на предмет плагиата диссертацию самого исполняющего обязанности министра образования Сергея Шкарлета.  Как следствие — отношения НАОКВО и МОН сейчас достаточно непростые.  Правда, Сергей Квит признает, что сотрудничество необходимо наладить:

«Институционально мы не можем не сотрудничать с МОН. Полномочия нашего агентства — это часть полномочий министерства.  Мы не можем работать в вакууме.  Поэтому мы должны находить рамки сотрудничества, которые создают лучшие условия для функционирования нашей системы высшего образования».

Правда, полностью уничтожить НАОКВО пока невозможно. Этот орган уже стал неотъемлемым элементом украинской системы высшего образования, а то, насколько он сможет выполнять поставленные задачи после волны исков и изменений в законодательство, пока остается открытым вопросом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать