Конкурс знаний или... сертификатов?
В парламенте зарегистрировали законопроект, который позволяет поступать в вузы с результатами ВНО любого года. Эксперты — против29 января в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «Об особенностях поступления в высшие учебные заведения Украины в 2015 году». В нем предлагается, чтобы нынешние абитуриенты имели право «подавать сертификаты о внешнем независимом оценивании любого года оценивания». То есть тот, кто заканчивает школу этой весной, и тот, кто сделал это еще во время первого тура ВНО в 2008 году, будут иметь одинаковые шансы для поступления в вуз. Эксперты видят в этом несправедливость.
• Во-первых, уровень знаний таких людей будет существенно отличаться, во-вторых; в этом году условия ВНО несколько меняются, если раньше минимальным количеством баллов было 124, то теперь на эту сумму баллов нужно выполнить добрую часть тестовых заданий, и с этими же результатами можно выиграть университетский отбор. И, в-третьих, это нарушает конституционное право на равный доступ к образованию.
• Поэтому Министерство образования Украины и Украинский центр оценивания качества образования критически восприняли этот законопроект и обращаются в Комитет ВР по вопросам образования и науки ни в коем случае его не поддерживать. Регистрация на участие в тестировании уже подходит к концу, зарегистрировано 230 тысяч участников, из них 26 тысяч — это выпускники прошлых лет, то есть люди готовы к новым тестированиям. Если же изменить условия ВНО, абитуриенты будут растеряны и дезориентированы.
• Продвигает этот законопроект группа депутатов во главе с заместителем комитета ВР по вопросам образования Александром Спиваковским. Ранее он был проректором Херсонского государственного университета. Поэтому эксперты видят, что кто-то заинтересован в продвижении этого законопроекта и пользуется связями с бывшим проректором, а теперь депутатом.
• Практика, когда во вступительной кампании принимали участие сертификаты ВНО всех лет оценивания, уже была. Ввел ее бывший министр образования Дмитрий Табачник в 2010 году. Директор УЦОКО Игорь Ликарчук объясняет, что вследствие этого роль и значение ВНО существенно снизилась. «В 2009 году, на второй год после введения ВНО как единой формы вступительных испытаний, в университеты на бакалаврат зачислялись почти 86% абитуриентов, то в 2014 году, когда эта норма еще действовала, было зачислено 65—68% абитуриентов. Процесс маргинализации ВНО дал свои последствия. Результаты 2008 года не могут быть адекватны результатам, полученным в 2015 году. В этом году ВНО переходит на новую методологию результатов, по принципу «сдал»/»не сдал». Поэтому теперь мы не представляем, как можно будет сравнивать эти результаты. Если приносить сертификаты любого года, то один вынужден будет сдавать тесты, а другой просто принесет бумажку», — добавляет Ликарчук.
• От того, каких абитуриентов наберет вуз на обучение, зависит и сам ход учебного процесса, и что получим на выходе. Егор Стадный, эксперт ОО «Центр исследования общества», предполагает, что будет часть абитуриентов, у которых более низкий уровень знаний: «Они поступят на бюджет или контракт, независимо от результатов обучения, университеты их не отчислят, потому что сами в этом не заинтересованы, эти люди закончат вузы, а в результате получим выпускников, которые не смогут найти работу. Во Франции 25% первокурсников — это те, кто не сдал предметы; те, кто потом что-то переслушивает, на медицинской специальности таких людей 82%. Вы где-то встречали такие показатели в украинских вузах? Так мы не сможем разорвать замкнутый круг некачественного образования, который начинается именно с отбора абитуриентов».
• К тому же, все вопросы относительно поступления в вуз прописаны в новом законе о высшем образовании. Если есть потребность вносить какие-то изменения, то для этого отдельный законопроект не нужен, необходимо вносить правки в определенную статью уже готового закона. Об этих юридических коллизиях и экспертных выводах Минобразования сообщило авторам законопроекта. Однако они упрямо держат свою позицию.
Выпуск газеты №:
№18, (2015)Section
Общество