Крах многоэтажной аферы
Киевские власти не дали узаконить «дом-монстр» на Подоле. Что нужно сделать, чтобы несуразная архитектура перестала уродовать Киев?
Колоритный киевский Подол несколько лет тому назад «обогатился» домом, который киевляне называют не иначе как «дом-монстр». Хотя официальное название офисно-жилищного центра по улице Нижний Вал, 27-29 достаточно привлекательное — «Подол Престиж». Обидное название возникло из-за высоты объекта. В настоящий момент дом имеет тринадцать этажей и на фоне малоэтажек Подола выглядит неуклюже. Около объекта долго висел информационный щит с информацией, что застройщик ООО «Патели Лизинг» возводит здесь дом на пять полных этажей и три мансардных. Суммарно получается восемь — никоим образом не тринадцать. К тому же это исторический центр Киева, где допустимая высота новых объектов составляет всего 27 метров. У «Патели Лизинг» получилось... 55 метров. Такое существенное отклонение от нормы возмутило киевлян. Они требуют от застройщика демонтировать верхние пять этажей, которые появились вопреки проекту строительства, согласованному депутатами Киевского городского совета в 2007—2008 годах.
«СХЕМА НЕ ПРОШЛА»
Два года тому назад киевская общественность праздновала маленькую победу в борьбе с «домом-монстром» на Подоле: Хозяйственный суд города Киева запретил вводить объект в эксплуатацию. Тогда же Киеврада отказалась продлевать с ООО «Патели Лизинг» договор об аренде земельного участка, где возведен объект. Кроме того, депутаты Киеврады заговорили о необходимости снесения верхних этажей. Но с того времени мало что изменилось. Зато застройщик прибегнул к новой схеме, как все-таки оставить свой «Подол Престиж» в неизменном виде.
«Сейчас в судах длится слушание дела относительно демонтажа верхних этажей дома. Но в процессе суда застройщик понял общие настроения, куда все идет. Он договорился с инвесторами, чтобы они начали подавать иски в суд якобы против застройщика — относительно признания имущественных прав на недостроенные объекты. Застройщик соглашался с такими исками, что в будущем могло позволить этим лицам требовать, чтобы этажи не сносили, потому что у них есть имущественные права на данные помещения, — рассказывает Ольга Балицкая, депутат Киеврады и активистка. — Об этой схеме мы узнали благодаря жителям района: они позвонили и рассказали о наличии таких дел в суде. Таких исков подали много, один из них эти инвесторы уже выиграли. Когда мы о нем узнали, сообщили Киевскому городскому совету, который сыграл главную роль и выступил в этих делах третьей стороной. А по делу, где инвестор таки закрепил за собой имущественные права, город подал апелляцию и выиграл ее. То есть эта схема не прошла».
КАК РАЗРЕЗАТЬ ДОМ ПОПОЛАМ
В рамках судебного дела относительно демонтажа верхушки «Подол Престиж» Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз анализирует, можно ли технически снести верхние этажи. До конца июля такое решение будет готово. Если это так, застройщик должен компенсировать инвесторам их вклады. Но практикующие архитекторы считают такой финал маловероятным. А кое-кто из киевлян высказывает в социальных сетях мнение, что такая ситуация возникла из-за отсутствия четких правил игры в градостроительной политике, когда неопределенность, с одной стороны, отпугивает иностранных инвесторов, а с другой — открывает дорогу для строительных нарушений украинским застройщикам.
«В период переходной экономики у нас такие процессы не могут происходить так красиво и прозрачно, как это делалось в Европе много-много лет, — объясняет архитектор Олег Гречух. — Если будет решение о снесении верхних этажей, то придется делить дом по частям, или как? Потому что получается, что часть дома возведена законно, и чтобы снести так называемые незаконные этажи, нужно готовить новый проект, потому что те же лифтовые шахты, коммуникации, противопожарные системы, системы отопления, канализации, вентиляции и тому подобное нельзя просто так разделить. Фактически необходима еще одна разработка проекта по разрезанию дома пополам. Суд может запретить вводить объект в эксплуатацию, но он не может заставить кого-то сделать проект реконструкции. Просто дом может остаться в состоянии неопределенности, но люди все ровно будут жить там, потому что для этого у них будут имущественные права».
«Относительно инвестиций, если проанализировать все строительства Киева, то нет таких случаев, что приехал какой-то господин из Франции или Нидерландов со своими деньгами и сам все сделал, — продолжает архитектор. — За каждым строительством стоит команда людей, которые, как правило, прошли хорошую школу, знают наши реалии и схемы, прекрасно понимают, что любой вопрос будет тормозиться. Соответственно, они знают, какие кнопки нажать, чтобы такие проблемы решить. У нас нет нормального градостроительного кадастра, чтобы можно было из любой точки мира зайти и посмотреть на земельный участок, его стоимость, условия застройки, просчитать инвестиционную привлекательность. Хотя деньги на это выделены, работа не сделана».
«ЭТО СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ»
По мнению Олега Гречуха, было бы правильнее, если бы суд вынес решение о наказании тех, кто давал разрешения на возведение дома, а застройщика заставил разработать многолетнюю программу реконструкции сооружения. Тогда это действительно можно было бы считать победой для города. Но учитывая ситуацию в целом, когда ежедневно активисты рассказывают о новых горячих точках на карте Киева, где интересы застройщика идут вразрез с интересами общества, приторможенное на середине пути строительство — лучше, чем завершенное.
К тому же этот пример может отвадить других застройщиков, которые захотят узаконивать свои объекты, как «Подол Престиж». «Это дело чрезвычайно важное, — убеждена Ольга Балицкая. — Когда инвесторы подают против застройщика иски и признают свои имущественные права на недостроенные объекты, с этим трудно что-то сделать в будущем. То есть все незаконно возведенные неуклюжие здания, существующие в Киеве, можно было бы узаконивать. На данном этапе мы поняли, что создан судебный прецедент и так делать нельзя. Единственная большая просьба к общественности — если рядом есть какая-то незаконная застройка, самим следить за всеми процессами и информировать Киевраду или депутатов своего округа, чтобы они активно реагировали. Потому что все это делается исподтишка, можно не успеть вовремя».
Выпуск газеты №:
№128, (2017)Section
Общество