Перейти к основному содержанию

«Крымское украинство нуждается в поддержке «материка»

Активист Андрей Щекун — о необходимых шагах власти, которые не позволят прервать связь с соотечественниками на полуострове
10 сентября, 11:24
АНДРЕЙ ЩЕКУН

Встречи с крымскими украинцами меня всегда волнуют. Ведь свободное развитие этой части украинства было внезапно, грубо прервано российской оккупацией. Каждый крымчанин украинской ориентации, где бы он ни был — в Крыму или на материковой Украине — является частью этого мира и в то же время неповторимой личностью, у каждого свое виденье нынешней ситуации и путей решения крымской проблемы. Одним из таких крымчан является Андрей Щекун, известный крымский активист, который в свое время побывал в плену у сепаратистов, прошел через унижения и пытки, а потому очень хорошо представляет внутренний мир тех, кто принес в наш дом «российскую весну»... Пытаюсь с ним общаться регулярно. Вот и на этот раз я задал крымчанину несколько вопросов:

— Ощущаете ли вы, Андрей, какие-то позитивные сдвиги в крымском вопросе?

— К сожалению, нет. Государство пока не занимается активно Крымом. Хорошо уже то, что появился определенный позитив в крымскотатарском вопросе. Некоторые представители Меджлиса начали склоняться к сотрудничеству с оккупационной властью. После этого состоялось заседание Меджлиса 23 августа, был серьезный разговор, и людей, которые начали сотрудничать с оккупационной властью, отстранили от участия в роботе Меджлиса. Президент учредил должность уполномоченного по крымскотатарским вопросам и назначил на нее Мустафу Джемилева. Я считаю, что это правильное решение президента, но стратегически правильнее всего — в комплексе решать вопрос всех крымчан. Потому что украинцев и проукраинских россиян в Крыму больше, чем крымских татар. И они тоже ждут, что власть обратит на них внимание.

Самые притесненные в настоящий момент именно украинцы. Украинские школы грубо закрыли,  а татарские работают, как и раньше. Если украинка с веночком на голове или с украинским флажком в руке идет по улице, ее непременно задержат, тогда как к крымским татарам отношение более толерантное, они имеют право ходить в национальной одежде и демонстрировать национальный флаг. На телевидении оставили одну украинскую программу из четырех. В знаменитой некогда украинской гимназии оставили только одну параллель, в Керчи украинскую школу закрыли, в Щелкино закрыли. Разговаривать на улицах на украинском просто опасно. То есть это такая путинская политика в отношении украинцев полуострова. В отношении нас она однозначно самая агрессивная. Обидно, что ни от президента, ни от Кабмина, ни от Министерства образования не слышно заявлений в защиту украинцев Крыма.

— А что власть могла бы сделать?

— Не забывать о своих гражданах, внимательно относиться к ним. И что-то делать в сфере образования. Если власть видит, что ситуация такова, — могла бы ввести и дистанционное обучение. Что бы это давало? Это давало бы возможность проукраински настроенным молодым людям иметь государственный аттестат. Интернет использовать, а еще можно было бы за счет государства организовать какие-то кратковременные курсы. Можно открывать и частные украиноязычные школы, воскресные школы. Ведь в Крыму уже несколько сотен  безработных украиноязычных учителей. Их заставляют переквалифицироваться на русский язык. Но мы могли бы хотя бы части украинских филологов, проживающих в Крыму, обеспечить работу по специальности. Что делает государство из вышеперечисленного? Ничего.

— Не кажется ли вам, что в окна этих частных школ российские «казачки» и «самообороновцы», (а также их юные воспитанники) будут бросать камни, бить наших учеников, угрожать учителям?

— Нужно пытаться — под лежачий камень вода не течет! Если такие случаи немотивированной агрессии будут, то и в ООН, и в ОБСЕ будет масса фактов о состоянии дел с крымским украинством, потому что в Крыму сегодня уже разворачивается фактически этноцид и лингвоцид в отношении украинства. Действительно, в нынешней ситуации мало что можно сделать в Крыму, но следует поддерживать (и формировать при необходимости) музыкальные, танцевальные коллективы — пусть они будут аполитичными, но... украинскими. А еще можно поддерживать общественный сектор проукраинский, который еще остался. Нужно что-то делать, нельзя спокойно смотреть на агрессивное продвижение «русского мира» и на сокращение, уменьшение украинского.

— Но теперь создана «Государственная служба по вопросам Автономной Республики Крым и города Севастополя и временно вынужденных переселенцев из Крыма». Она бы этим и могла заниматься.

— Да, служба есть. Руководит ею Ислам Кырымлы. Мы вышли на руководителя, дали свои предложения по кадровой политике, выступили с предложением собрать круглый стол и предлагаем создать Общественный совет при этой государственной службе. А пока четкой структуры там нет и неизвестно, каким направлением она будет заниматься. Со времени переговоров с Исламом Кырымлы прошло больше месяца, но результатов — нуль. О чем мы можем говорить? Похоже, что эта служба будет заниматься лишь проблемами крымских татар, а это неправильно. А за украинство преследуют, запугивают, тягают в ФСБ.

— Можете привести конкретные факты?

— Конечно, я ежедневно получаю тревожные письма из Крыма. Например, человек работает экскурсоводом, просит не называть имя. В одном из своих последних путешествий он зафиксировал проявление украинофобии, которые теперь можно наблюдать в разных уголках Крыма. Отношение к украинцам очень негативное из-за постоянной антиукраинской пропаганды в СМИ. Как в свое время Гитлер во всех грехах обвинял евреев, так и теперь во всех проблемах Крыма виноваты Украина и украинцы.  И сегодня слово «хахлы» является самым ласковым в отношении украинцев. В больших очередях в российские банки, в отсутствии медикаментов, в плохом туристическом сезоне, даже в заторах на дорогах — во всем почему-то виноваты мы. Вот еще вопиющий случай. В середине августа его родственница обратилась в женскую консультацию города Феодосии, улица Галерейная, 21. Ее отказались обслуживать в связи с тем, что предыдущая запись в медицинской карточке была сделана... во Львове. Молодую женщину врач схватил за руку, силой вывел в коридор и крикнул на всю больницу: «Бандеровок не обслуживаю, вон отсюда!» После этого случая женщина обратилась к дежурному врачу, уже не показывая ему карточку предыдущего обслуживания. На богослужение в храмы УПЦ КП уже приходят работники ФСБ и вполне демонстративно все фиксируют, запоминают людей. А затем еще и говорят священнику, что он должен говорить, а чего не должен. Такое вот психологическое давление.

Крымских татар трогать боятся, возможно, потому, что не хотят заострять политическую ситуацию в Крыму. А вот украинцы у новой власти как раз «на повестке дня», и ими власть активно занимается. Поэтому я хотел бы услышать позицию крымских татар, в частности и Меджлиса, относительно защиты украинцев. Украинцы Крыма очень уважают Мустафу Джемилева, поэтому считают, что он мог бы быть уполномоченным по делам всех крымчан, а не только крымских татар. Вообще, назначение такого известного и опытного человека уполномоченным по вопросам крымских татар является мудрым решением, но стратегически неправильно было бы сводить крымскую проблему лишь к проблеме коренного народа. Ведь не только славян, а людей разных национальностей, которые считали и считают Украину своей страной, а то и своей Родиной и не теряют надежды вернуться к ней, в Крыму, пожалуй, еще больше, чем крымских татар, и они не понимают, почему Украина о них забыла?

Они так и не дождались вооруженной защиты — хотя и имели на нее право, потому что постоянно приносили воду и продукты нашим бойцам, заблокированным в воинских частях, дежурили там днем и ночью, поддерживали ребят морально... Как теперь оставлять проукраинские силы (акции которых весной становились все более организованными и массовыми), один на один с шовинистической властями Крыма? Очень много крымчан разных национальностей, в том числе и русских, надевали вышиванки и шли на акции вместе с нами. В некоторых украинских школах детей этнических русских обучалось даже больше, чем украинцев — ведь они также тянулись к Украине! В конце прошлого учебного года в Ялтинской школе №15 состоялось общее родительское собрание, на котором обнародовали итоги по заявлениям относительно языка обучения. Оказалось, что 70% родителей хотели бы, чтобы языком обучения их детей и в дальнейшем был украинский. И это при том, что доля украинцев среди населения Ялты ориентировочно 20%-25%. В нынешних крымских условиях это настоящий героизм родителей! Мы что, будем теперь спокойно смотреть, как эти люди, не получив поддержки, будут отчаиваться в Украине? Если раньше, до Евромайдана, я представлял только украинскую, украиноязычную часть населения, то позже понял, что следует поддерживать все проукраинское население полуострова, не разделяя его по национальному признаку. Ведь таких людей никак нельзя лишать поддержки, юридической защиты! Поэтому позиция государственных и общественных органов Украины по Крыму должна быть активной, рациональной и выверенной. Рядом с Мустафой Джемилевым мог бы работать и уполномоченный по вопросам украинцев. В нынешней ситуации такое назначение было бы крайне целесообразным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать