Кто станет следующим Киевским митрополитом?

13 августа 2014 года должен состояться Собор епископов УПЦ, на котором выберут следующего митрополита Киевского. Будущее известно одному Богу, но в данном случае многое можно спрогнозировать, потому что в прошлом основные партии, которые существуют в епископате УПЦ, имели возможность на практике показать, каким было бы их правление. А как говорил Иисус Христос: «По делам познаете всех», и даже атеистическая наука учила, что именно «практика — критерий истины».
Три года назад митрополит Владимир серьезно заболел. Пророссийская партия во главе с митрополитами Агафангелом Одесским и Илларионом Донецким решает перейти в наступление. Поддержка власти в Киеве и Москве для них гарантирована, митрополита уже все «списали» — около него буквально несколько человек. К мятежникам присоединяется митрополит Павел, наместник Киево-Печерской лавры. Пассионарный триумвират действует нахрапом, пользуясь тем, что митрополит Агафангел — старший член Синода и именно ему по уставу — возглавлять Синод во время болезни митрополита Владимира. Воля умеренного большинства в Синоде, возглавляемого митрополитом Ануфрием, — временно парализована неожиданным натиском трех пророссийских митрополитов. Они идут на уступки, но при этом не отправляют в отставку за недееспособность самого митрополита Владимира. Существенные уступки две. Во-первых, вырывается благословение быстрее разработать предложения по поправкам в устав УПЦ с целью уменьшения прав этой церкви внутри общей структуры РПЦ. Во-вторых, отправлен в отставку многолетний помощник митрополита Владимира — владыка Александр (Драбынко). Отправлен за попытку единолично править УПЦ от имени старого и больного Предстоятеля, за неслыханно вызывающее поведение молодого архиерея по отношению к епископату УПЦ. Согласно православному учению, голос собора епископов — это выражение истины, вдохновенное Святым Духом. Противодействие мнению собора, критика всей епископской корпорации со стороны молодого владыки Александра была оценена как «хула на Святой Дух». Конечно, все это было преувеличением, и были владыки, которые просили снять такую богословскую формулировку, непонятную для светской аудитории и малоиспользуемую в самой Церкви.
Так или иначе, триумвират митрополитов Агафангела-Иллариона-Павла в конце 2011 года пришел к власти в УПЦ. Пророссийское меньшинство в епископате одержало победу. Но здесь же оказалось, что они не могут провести собор епископов, чтобы отправить в отставку Блаженнейшего митрополита Владимира и выбрать нового Предстоятеля. Патриарх Кирилл публично поддерживает мятежников и считает их действия каноническими. И тем не менее, все уговоры со стороны триумвирата не помогают собрать большинство среди епископата УПЦ. И наоборот — митрополит Владимир неожиданно получает поддержку большинства епископата во время первого же публичного шага — еще до официального возвращения к власти. Блаженнейший митрополит пишет письма всем архиереям с выражением сомнения, нужны ли вообще пророссийские изменения в уставе УПЦ. Странно, но 35 епископов из 70-ти мгновенно посылают письменные ответы с поддержкой позиции Предстоятеля. Существующий статус УПЦ как де-факто автокефальной Церкви, формально связанной с Москвой, оценивается как оптимальный. Но главное — публичная поддержка Предстоятеля, выраженная большинством собора епископов. Блаженнейший заявляет о лучшем состоянии своего здоровья и созывает Синод. В поддержку митрополита Владимира в Киев съезжаются авторитетные архиереи из провинции, проходит расширенное заседание Синода. Последствия правления «путчистов» грустны: даже в митрополии УПЦ месяцами не выплачивалась зарплата, все общецерковные проекты от телевидения до строительства кафедрального собора остановились и негативные последствия тогдашнего обрыва естественного процесса видны даже через годы. Триумвират огорчен, но отдает власть.
Блаженнейший имеет все возможности отправить всех в отставку, но не делает этого. Единственное радикальное изменение касается следующего: митрополит Агафангел и его партия теряют право вето, которым неоднократно пользовались. Дело в том, что Блаженнейший всегда подписывал решение Синода, только если это решение было поддержано консенсусом. Через такую политику прогрессивные изменения в УПЦ с 1992 по 2011 годы всегда проходили в пакете с уступками консерваторам или вообще не проходили. Теперь большинство может править как угодно, поскольку меньшинство дискредитировано, и оно лишено собственных особых привилегий.
Пользуясь поражением пророссийского триумвирата, Блаженнейший митрополит Владимир и неформальный лидер большинства в Синоде митрополит Ануфрий выдвигают на пост управляющего делами Ректора Киевской Академии владыку Антония (Паканича). Здесь же управляющему делами делегируют львиную долю полномочий Предстоятеля. Фактически больной Блаженнейший оставляет за собой стратегическое управление, а вся оперативная деятельность передается в руки митрополита Антония. И в данном случае Блаженнейший не ошибся: владыка Антоний смог сделать все возможное и невозможное, чтобы митрополит Владимир умер как Киевский Предстоятель, а не в отставке. При этом о многочисленных нападениях со стороны церковных и внецерковных сил на Блаженнейшего можно было лишь догадываться. В публичном пространстве стала известна лишь одна из попыток, которая имела место после подписания Блаженнейшим обращения членов Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций в поддержку интеграции с ЕС.
Сегодня власть в УПЦ — в руках большинства. Митрополит Ануфрий избран Местоблюстителем подавляющим большинством голосов на Синоде 25 февраля 2014 года. Для его избрания были объединены голоса людей самого Митрополита Ануфрия и людей Митрополита Антония, и консолидированное большинство не оставило никаких шансов пророссийскому меньшинству. Когда 13 августа соберется избирательный Собор, де-факто позиция этих двух лидеров большинства будет определять, кто из них станет Предстоятелем. С митрополитом Ануфрием связываются надежды на сохранение УПЦ, с митрополитом Антонием — надежды на развитие Церкви. УПЦ имеет все шансы в ближайшие годы добиться присоединения к себе УПЦ КП и УАПЦ в случае предстоятельства Антония. Само осознание возможной опасности мобилизовало Киевский патриархат на участие в крайне грязной кампании, целью которой является дискредитация митрополита Антония как «человека Патриарха Кирилла и президента Путина», как «духовника Януковича» и прислужника прошлого режима. Обратимся к фактам. Если бы митрополит Антоний действительно был таким, то после разгона студентов на Майдане УПЦ выступила бы не с призывом к миру и осуждению насилия по отношению к протестующим. Как требовала прошлая власть УПЦ бы «поддержала наведение конституционного порядка» и «обезвреживание проплаченных экстремистов». Но такого не произошло ни в декабре, ни в январе, ни в феврале. Последний раз бывший президент Янукович требовал соответствующих заявлений от митрополита Антония 15 февраля, и при этом не скрывал, что вся судьба и даже жизнь управляющего делами зависят от его слов и позиции УПЦ. Сегодня подрыв авторитета митрополита Антония может сыграть исключительно на повышение шансов митрополита Павла. Того самого, который заявлял об открытой поддержке «Беркута», о проплаченных студентах на Майдане, сравнивал Януковича с Христом. Заслужил ли Блаженнейший, чтобы его наследником стал скандально известный герой телесюжетов, авторитет которого среди церковного народа катастрофически низкий? Откровенно больно наблюдать, когда митрополит Александр Дробынко и УПЦ КП ведут информационную войну против митрополитов Антония и Ануфрия, и все это льет воду только на мельницу «русского мира» и его уполномоченных представителей — епископов-бизнесменов из пророссийского меньшинства.
Все епископы — не идеальны. Но давайте задумаемся над элементарным вопросом — кто лучше для Церкви и Украины: Ануфрий-Антоний или Агафангел-Илларион-Павел? Выбор очевиден. Третьего (к сожалению или к счастью) не дано.
Выпуск газеты №:
№125, (2014)Section
Общество