Кто «вылечит» медицинскую систему?
Эксперты — о том, почему должность министра здравоохранения до сих пор вакантна
Новый глава правительства Владимир Гройсман все еще ищет нужную кандидатуру. В свое время основным претендентом на должность называли Алексея Гончаренко от «Блока Петра Порошенко», потом — Андрея Реву, который в конечном итоге стал министром социальной политики. На днях в СМИ появилась информация, что Минздрав может возглавить глава военно-медицинского департамента Министерства обороны Украины Андрей Верба. Так или иначе, правительственные чиновники ищут «своего» человека, который бы и дальше играл роль «портфельного» министра, от приказов которого якобы зависит реформирование медицинской системы, а на самом деле в ведомстве остаются старые и хорошо накатанные схемы. Руководители страны ищут возможности и в дальнейшем имитировать изменения с лояльным министром, который еще и согласится получать «на орехи» от общества за провал медицинской реформы.
Такую роль до недавнего времени исполнял Александр Квиташвили, реформатор с грузинскими корнями, якобы стремящийся к системным изменениям, возглавлявший ведомство почти полтора года. В итоге имеем нулевой результат. Единственным достижением Квиташвили можно считать введение международных закупок лекарств, но это скорее заслуга общественных организаций. Последние митингами, переговорами, дискуссиями с международными агентствами все же дожали министра подписать договоры о поставках медикаментов в Украину через ЮНИСЕФ, ВОЗ, ПРООН и Crown Agents. Сама же медицинская реформа, которую традиционно определяют задачей «номер один» для очередного министра, сошла на нет из-за разборок чиновников.
ИНТРИГИ МИНИСТЕРСКОЙ «КУХНИ»
Сейчас ведется двойная игра: обществу обещают найти достойного кандидата на должность министра здравоохранения, а на самом деле ищут человека, которого будет легко уговорить не выходить за рамки существующей системы. Напомним, «День» предложил своих кандидатов на посты министров. В сфере здравоохранения наша команда видела бы, в частности, Екатерину Амосову, сегодня ректора Национального медицинского университета имени А.А.Богомольца, или же Людмилу Безпалько, гендиректора Борщаговского химико-фармацевтического завода. Но вряд ли эти люди с собственной позицией и подходами к реформам согласятся на сотрудничество с правительством, в котором свобода действий абсолютно запрещается.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Как отмечают эксперты, нового министра ищут с тем условием, что команду ему будет подбирать правительство. Существует даже версия, что депутаты согласны голосовать за любого кандидата на должность министра, чтобы только его заместителями остались Александра Павленко и Виктор Шафранский. Этих чиновников эксперты связывают с группой нардепа Глеба Загория, владельца фармкомпании «Дарница», — а именно его команда в свое время подала ряд альтернативных законопроектов, блокируя передачу закупок международникам.
Кстати, Александра Павленко уже успела подвергнуться суровой критике в свой адрес от Владимира Гройсмана. Произошло это во время первого часа вопросов к новому правительству. Премьер отметил, что заместитель министра виновата в несвоевременной доставке лекарств для онкобольных. Но это скорее сфера другого заместителя, Игоря Перегинца, которого общественность считает едва ли не единственным в министерстве, кто действительно готов проводить медицинскую реформу. А поставку лекарств, на взгляд экспертов, срывают не заместители министра, а наши фармпроизводители, блокирующие тендеры и доставку в регионы всеми возможными средствами. Цель — обвинить международников в провале закупок и вернуться к старым схемам, когда все проходило через Министерство здравоохранения при участии одних и тех же игроков фармацевтического рынка.
«НЕТ КОМПРОМИССА МЕЖДУ ИНТЕРЕСАМИ МЕДИЦИНСКОЙ МАФИИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЗАПРОСАМИ»
Именно из-за передачи тендеров в руки международных агентств, возможно, и блокируется назначение министра здравоохранения. Общественные организации в шутку объясняют, что воровать в ведомстве больше нечего, поэтому никто и не хочет идти на эту должность. Во всякой шутке есть доля правды. Ведь каждый новый министр начинал свою работу именно с искоренения коррупции в тендерах.
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА
«Нет министра, потому что пока не найден компромисс между интересами медицинской мафии, в первую очередь фармацевтической, и более-менее достойной фигурой, которая бы удовлетворила интересы общества, — считает Геннадий Друзенко, общественный активист, соучредитель и руководитель Первого добровольческого мобильного госпиталя им. Николая Пирогова. — Если поставят кого-то из заместителей, будет еще хуже, чем с Квиташвили. Мы недавно имели с одним из них совещание и убедились, что бюрократическое мышление доминирует в головах чиновников. Они всегда ищут, что скрыть, вместо того чтобы сделать нужное дело. На днях прозвучала новость о возможном назначении Андрея Вербы. Это действительно было бы выходом из ситуации: интегрировать человека с погонами в гражданское министерство, где не помешало бы навести порядок. Тем более, военная медицина кажется намного эффективнее и прогрессивнее, чем гражданская».
Пациентские инициативы воспринимают кандидатуру Андрея Вербы не так однозначно. По мнению Ольги Стефанишиной, исполнительного директора благотворительного фонда «Пациенты Украины», если Владимир Гройсман не может определиться с министром здравоохранения, пусть объявит открытый конкурс. Или хотя бы назовет несколько имен и вынесет их на общественное обсуждение, ведь Минздрав — ведомство, так или иначе касающееся жизни каждого из нас. Почему бы не дать право выбора пациентам?
В этот идеальный вариант эксперты, конечно, не верят. Поэтому продолжают отслеживать, кого сейчас обсуждают на «министерской кухне». «Знаю, что Гройсману предлагали назначить Романа Василишина, бывшего главврача Александровской больницы, откуда похищали майдановцев. Потом он тихонько стал заместителем Квиташвили, — отмечает Александра Устинова, член правления «Центра противодействия коррупции». — Говорят о Романе Илыке, народном депутате от «Батьківщини», который когда-то был в комитете ВР по вопросам здравоохранения. Но это точно будет портфельное назначение. Его недели три назад Арсений Яценюк поставил главой Государственной службы по лекарственным средствам, где был якобы открытый конкурс, но полгода никто не знал, кто станет главой. Потом появился Илык, которого среди кандидатов вообще не было. Через неделю его назначили заместителем министра, уже пятым».
«ПЕРВЫМ ТЕСТОМ ДЛЯ НОВОГО МИНИСТРА СТАНЕТ НАЗНАЧЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ»
На взгляд Александры Устиновой, будущего министра здравоохранения нужно уговаривать пойти на эту должность, если целью ставить реальные реформы. Потому что при условиях, что в команде остаются старые заместители, а все решения спускаются сверху, адекватные и профессиональные люди в Минздрав не пойдут. «Человека, который пошел бы бороться против фармацевтической мафии, трудно найти. Тем более, медицинская реформа — то, за что тебя будут грязью поливать и позорить, — комментирует Александра Устинова. — У нас почему-то считают, что все министры должны быть врачами. Отчего это не может быть успешный менеджер? За рубежом есть специальность — менеджмент в здравоохранении. А у нас берут хирургов, кардиологов, которые не знают, как управлять, не понимают систему комплексно. Это должен быть человек с международным опытом и знанием английского языка, без этого снова будет «совок». По этим критериям, как ни странно, подходит Квиташвили, но его сломали. Поэтому первым тестом для нового министра станет назначение заместителей. Если человек придет и начнет с увольнений старой братии, это покажет, что система будет сломана. Если так же навяжут кого-то, кто будет контролировать определенные потоки, то не о чем говорить».
Необязательно избирать министром иностранца. Как показал опыт с Квиташвили, это не гарантирует стопроцентного успеха. Соучредитель благотворительного фонда «Таблеточки» Ирина Литовченко акцентирует, что успешные менеджеры медицинской сферы есть и среди украинских специалистов: «Во Львове есть замечательная больница, Западноукраинский медицинский центр, где много лет всех специалистов избирают на конкурсной основе, все процедуры прозрачны, центр реально сделал маленький прорыв. Нам нужен именно такой руководитель, который будет ломать и менять систему. Должны быть проектные менеджеры, которые смогут эту огромную реформу разбить на проекты и за каждым из них закрепить отдельного человека, который будет координировать работу департаментов, потому что между ними нет горизонтальных коммуникаций. Минздрав не смог к себе привлечь ни одного молодого опытного человека, кого-то из-за пределов системы. Пришло всего два-три адекватных человека. Поэтому с министром или без него — сейчас хуже от этого не стало».
Геннадий Друзенко добавляет, что, если премьер не хочет быстро уйти в политическое пике, он должен прежде всего принимать во внимание, какого кандидата требует социум. Поэтому Владимиру Гройсману придется сделать непростой шаг: не поддаться влиянию фармацевтического лобби и вместе с тем угодить обществу.
Выпуск газеты №:
№70, (2016)Section
Общество