Перейти к основному содержанию

Куда «переселяют» уникальное собрание икон?

24 декабря, 00:00

Сегодня его сооружение почти закончено и, понятно, директор львовского национального музея Мирослав Откович дал команду на срочное «великое переселение». Свое решение он мотивирует так:

— Поскольку собор надо освобождать, так как в январе 2004 года местная власть (этот срок согласован в Администрации Президента Украины, он известен также армянскому президенту) должна торжественно передать его армянской общине, я пошел с ней на переговоры. Мы договорились, что община за собственные средства подготовит для нашего собрания временные фонды. До нового года мы должны освободить помещение собора от деревянных конструкций и стеллажей, где хранились иконы, чтобы армяне смогли еще до Рождества разобрать деревянную стену, разделяющую собор на две половины, чтобы рождественские богослужения проходили уже во всем храме.

Однако некоторые работники музея категорически отказались участвовать в «великом переселении» икон, а кое-кто даже написал заявление об увольнении. Вместо них это очень деликатное и кропотливое дело выполняли... только музейные электрики и столяры. И только за 3 дня они перенесли в новое временное фондохранилище около 1600 памятников сакрального искусства.

Вот что думает по этому поводу заведующий отделом древнего искусства Национального музея Олег Сидор, который в числе других заявил, что у него нет ни юридического, ни морального права выполнять приказ директора, написал заявление об увольнении: «Я двумя руками за то, чтобы передать собор армянской общине. Но я категорически против форсирования событий. А поспешность есть, поскольку в январе 2003 года армяне ожидают приезда во Львов своих важных духовных руководителей. Однако еще в 1994 году межведомственный реставрационный совет Министерства культуры составил методическую документацию по перенесению, которая, к сожалению, в этой ситуации далеко не вся учитывается. Речь шла о том, что реставраторы, беря икону из собора, должны подготовить ее к переносу: провести очистку, укрепить красочный слой, чтобы поместить ее в чистое фондохранилище, где созданы соответствующие условия температуры и влаги. А в этом временном фондохранилище аппаратуры, приборов, которые бы позволяли поддерживать влажность на определенном уровне, теперь нет, поэтому я написал заявление об увольнении, ибо не вижу больше возможности отвечать за собрание, обеспечить надлежащие условия хранения.

А Данута Посацкая, теперь уже экс-главный хранитель музейных фондов, которая также уволилась по собственному желанию, объясняет свое несогласие с Мирославом Отковичем следующим образом:

— Новые временные фондохранилища, которые армянская община за свой счет оборудовала в помещении армянского монастыря, не имеют соответствующих температуры и влажности. Сегодня в них 16 градусов тепла, а относительная влажность — 47 процентов, в помещении собора, где иконы хранились 50 лет, были другие условия. За это время произведения искусства успели там акклиматизироваться, поэтому приемлемая температура для них зимой 4 — 5 градусов тепла, а влажность 75 процентов. Кроме того, переносы икон проводили без предварительных консервационных мер...

Бить тревогу, кажется, уже поздно — большая часть икон уже перенесена, а в боковых помещениях собора будут храниться в течение следующего года только около 3 тысяч экспонатов. Однако, оказывается, новое фондохранилище также является временным. Как уже говорили, местная власть собирается передать армянской общине весь комплекс бывшего монастыря при соборе Успения Богородицы. Постоянное же хранилище для икон построят в другом месте. Но вряд ли, построив одно фондохранилище, львовские армяне сразу же найдут 2 — 3 млн. грн. на второе. Что же тогда? Наконец, об этом по Львову ходит уже старая байка. Как будто еще в советские времена в армянскую церковь привели на экскурсию несколько итальянцев. Ну и, конечно, кто-то из сопровождающих их партийных бонз пожаловался, мол, уже давно нужно было коллекцию уникальных икон перенести в другое место, потому что в храме условия для их хранения не очень подходят, а главное — народ икон не видит, но, к сожалению, на это нет денег. Тогда один из итальянцев сказал, что выход очень простой: с закрытыми глазами он выберет 2 — 3 иконы, продаст их на каком- то международном аукционе, а на вырученные средства построит во Львове музей иконы...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать