Перейти к основному содержанию

Курбас и другие

Анна Веселовская: «Театрально-художественное пространство Киева никоим образом не отвечает реальным запросам современного общества»
22 февраля, 11:01
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В столичном художественном пространстве за последнее время произошли несколько заметных рокировок на руководящих должностях. Изменения коснулись и Национального центра театрального искусства имени Леся Курбаса — не так давно его возглавила доктор искусствоведения, профессор Анна Веселовская, которая более 10 лет работала в Центре научным сотрудником и была куратором нескольких масштабных проектов (вспомнить хотя бы прошлогоднюю художественно-образовательную акцию «Лесь Курбас и мировая художественная культура»). Как научный работник она давно уже заняла одно из главных мест в украинском театроведении — ее монографии «Театральні перехрестя Києва 1900—1910-х рр. (Київський театральний модернізм)» и «Український театральный авангард» возвращают из небытия малоизвестный материк украинской культуры. На должности директора Анна Веселовская уже несколько месяцев и убеждена, за это время уже успели сформироваться и планы, и перспективы движения — собственно, об этом, и не только, получился разговор.

— Центр носит имя выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса — это только вывеска или есть какая-то прямая связь?

— Ни в коем случае не просто вывеска. Лесь Курбас — это та личность, которая Центр оберегает, по крайней мере, я так отношусь к этому человеку, харизматичному, одаренному, присутствие которого очень важно в жизни Центра, как, собственно, и в истории украинского театра. И, понятно, что мы должны также соответствовать масштабу этой личности.

— Для того чтобы говорить о планах и перспективах Центра, по-видимому, стоит очень коротко остановиться на его структуре. Вряд ли все знают, в чем его особенность.

— Центр с начала был создан как инновационная структура, которая совмещает в себе разные направления, в частности, направление научных исследований и направление театрально- исследовательской работы, которая включает в себя проекты разных направлений как образовательные, так и выпуск театральной продукции, в частности спектаклей, а также издательские проекты (постоянным является научный вестник «Курбасівські читання»). То есть это мультидисциплинарная организация, в которой каждый из сотрудников работает сразу в нескольких направлениях. В этом заключается уникальность Центра Курбаса, если сравнивать его с обычными научно-исследовательскими учреждениями или театрами, и вместе с тем эта специфическая структура требует специфических организационных подходов и особой стратегии развития.

— Каким вы видите актуальное художественное пространство столицы и как с ним связана деятельность Центра?

— Хотела бы подчеркнуть очень важный аспект: театрально-художественное пространство Киева никоим образом не отвечает реальным запросам современного общества. Ведь контекстную среду сегодня формируют организации, которые были созданы при другой экономической, идеологической, политической формации — в эпоху Советского Союза. Очевидно, что эта система функционирования репертуарных театров нуждается в радикальном обновлении. Сама социально-общественная жизнь, какой мы ее видим, требует значительно более мобильных и более разнообразных форм существования тех же театров. Это не значит, что репертуарный театр нужно ликвидировать, но абсолютно очевидно, что проектная система позволяет более гибко, быстро, своевременно реагировать на разные художественные запросы и позволяет воплотить больше хороших идей. Для коммерческих проектов, по-видимому, самой эффективной была и остается давно известная так называемая «бродвейская система», в которой важной является прокатная составляющая, — то есть выпускается определенный спектакль и он идет в течение нескольких месяцев, пока не окупится ее бюджет и пока не погаснет интерес к нему зрителя. Но есть проекты и некоммерческие (именно в этом секторе много лет и работает Центр), в которых важной, прежде всего, является лабораторно-исследовательская работа на разных уровнях, — и научном, и театральном, и образовательном. В конечном итоге, их результат, если мы говорим о спектакле, занимает нишу экспериментального искусства — очень важной составляющей для нормального поступательного развития любой культуры. С этой точки зрения Центр достаточно трудно вписывается в общий контекст театрального Киева, но, с другой стороны, если бы хватало, в первую очередь, финансовых ресурсов, то Центр мог бы серьезно влиять на эту среду.

— А как работает проектный механизм, в частности, в Центре? И является ли он эффективным?

— Собственно, основной принцип любого проекта — локальное финансирование определенной идеи, которая должна быть реализована и иметь конкретные результаты. По этой схеме уже давно живет мир, и, по-видимому, в этом есть свой резон, ведь при таких условиях творческие силы и средства тратятся наиболее эффективно. Скажем, в Центре Курбаса мы не имеем труппы, штатных актеров и режиссеров. Но благодаря нашей направленности на проектную деятельность, мы имеем возможность приглашать людей на постановки, на отдельные акции, мастер-классы и так далее. И стратегическим для нас является сотрудничество с теми людьми, которым очень трудно пробиться в репертуарные театры или другие консервативные государственные институты. Прежде всего это касается молодой режиссуры. Ныне мы совместно с Молодым театром работаем над вторым Всеукраинским фестивалем молодой режиссуры, его, так сказать, пилотный вариант был проведен в 2012 году в Белой Церкви. А те режиссеры, с которыми мы познакомились во время первого фестиваля, уже привлечены к проектам в Центре. Скажем, Стас Жирков (театр «Відткритий погляд») поставил спектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Найлегший спосіб кинути палити», а Тамара Трунова (Театр драмы и комедии) в ближайшем будущем начнет работу над спектаклем по пьесе молодого украинского драматурга.

— Вы вспомнили о достаточно популярной в мире образовательной форме мастер-классов. Кто в Украине является потенциальными участниками таких «ворк-шопов»?

— По моим непосредственным наблюдениями — это интересно прежде всего молодежи, которая видит возможность повышения квалификации или еще в процессе учебы, или уже по окончании вуза. Мастер-класс разнообразит опыт, дает новые впечатления, знакомства, контакты. Ведь, опять же, несмотря на уровень таланта или конструктивность идей, для экспериментов молодых очень часто закрыты двери солидных киевских театров, а в регионах еще труднее делать какие-то неординарные вещи. И причина не только в деньгах, но и в самой среде, к сожалению, еще достаточно инертной. Поэтому когда эти люди попадают на наши мастер-классы, а все мастерские мы пытаемся делать всегда в международном формате, они получают возможность продуктивного выхода для творческой энергии. Сделали спектакль, даже студийного характера, поехали на фестиваль, пусть даже не на очень престижный — но это все же определенный опыт, расширение собственных горизонтов, возможно, даже начало планирования последующей деятельности, не связанной с работой в репертуарном театре... Кстати, хочу отметить, что зарубежные фестивали, как это ни досадно, в подавляющем большинстве не имеют интереса к спектаклям наших репертуарных театров, однако за рубежом есть интерес к нашей студийно-экспериментальной работе. Вот у нас начинает очередной набор студия «А.К.Т.» Олега Драча, который собирается на этом этапе превратить ее в международную театральную мастерскую. Но речь идет не только об актерах — мы запускаем еще один проект: мастер-класс по художественному освещению сцены, который должен быть интересным не только режиссерам, сценографам, но и техническим работникам. Мастер-классы, на мой взгляд, достаточно эффективный путь к расширению и разрушению пределов закрытых профессиональных сообществ, к обмену опытом, информацией, профессиональными навыками.

— А что касается международного сотрудничества — Центр легко находит общий язык с зарубежными коллегами?

— В действительности сегодня большинство, по крайней мере, европейских институтов открыты к сотрудничеству. У Центра уже есть несколько общих проектов с вроцлавским Центром Гротовского, налажены связи с польским Институтом имени Адама Мицкевича и Институтом Рошевского, также активно общаемся с Восточно-Европейской платформой перформативных искусств (EEPAP). Планируем возобновить нашу дружбу с Французским культурным центром — тем более, сейчас к этому есть хороший повод мастер-классы режиссера Венсана Гийома, которые должны завершиться показом спектакля в Украине и во Франции. И Британский совет в Украине, и немецкий Гете-институт — это потенциальные партнеры Центра, дружба с которыми также продолжается не один год. Собственно, повторюсь, они все открыты для нас, но, возможно, Центру еще нужно предпринять какие-то радикальные шаги, предложить что-то интересное со своей стороны, чтобы расширять круг связей. Между прочим, мы и в Украине пытаемся постоянно дополнять список наших знакомств — на сегодняшний день это и университеты, и театры, и музеи, и библиотеки, и научные учреждения. И именно в этом, на мой взгляд, и заключается значение Центра, ведь речь идет о работе на пересечении разных территорий, о разрушении локальных профессиональных пространств, при этом разные направления совмещаются и взаимообогащаются.

— В начале нашего разговора вы говорили о знаковой для Центра фигуре Леся Курбаса. А как на деле он вписывается в вашу текущую жизнь?

— В действительности много вещей, о которых я говорила, — прежде всего, разновекторность художественной деятельности, проектная система, расширение контекста и опыта национальной сцены — это все когда-то делал в украинском театре Лесь Курбас. Возможно, все это имело другое название, но суть была та же. И одна из главных идей Центра — не ограничиваться исключительно театром, а расширять круг заинтересованности и даже влияний — можно сказать подарена Лесем Курбасом. С другой стороны, мы вполне осознаем то, что Курбас и его режиссерская, организационная деятельность еще нуждаются в обстоятельных исследованиях и не меньше нуждаются в популяризации и в Украине, и за рубежом. Могу сказать, что в ближайших планах Центра — создание электронного архива по материалам, которые освещают историческую дистанцию от «Молодого театра» до «Березоля». А 25 февраля в День рождения Курбаса мы обязательно организуем вечер-воспоминание с детьми актеров театра «Березіль».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать