Перейти к основному содержанию

Леонид ЧЕРЕВАТЕНКО: «Я против превращения Союза писателей в политический таран»

23 апреля, 00:00
Недавно состоялись выборы председателя Киевской писательской организации. Уже второй раз подряд своим координатором члены самой большой писательской ячейки избрали Леонида Череватенко — поэта, переводчика, сценариста и литературоведа, лауреата Шевченковской премии (2002 год, за кинотрилогию «Я камінь з Божої пращі»). О столичных писательских делах, нынешнем руководстве Национального Союза писателей Украины, позиции государства и литераторов, которые умирают от физического истощения, читайте в интервью с господином Череватенко.

— Господин Леонид, опишите, пожалуйста, общее положение дел «вашей» организации.

— По уставу, председателя Киевской городской организации выбирают на три года. Впервые я был избран в 2000-м. Недавно был мой отчет и голосование в Доме учителя. Я не хочу его комментировать, но там было много такого, что никоим образом не согласовывается ни с уставом Союза, ни с нормальным человеческим поведением... Было назначено повторное голосование. Дело в том, что я набрал половину голосов — были другие соперники, но я имел столько голосов, сколько они все вместе, — нужен был еще один голос. Сразу они сказали, что я имею семь «лишних» голосов; потом те голоса куда-то исчезли. Подчеркиваю: я в эти процедуры не вмешивался. При повторном голосовании 15 апреля за меня проголосовали 216 человек, а за Григория Максимовича Штоня — чуть больше 50. Это не всем понравилось, есть недовольные... Но меня поразило вот это преимущество! Относительно победы я не имел сомнений, но на такое преимущество не рассчитывал. Просто они сработали против себя — звонили по телефону писателям и просили, чтобы никто не приходил (срыв голосования). Но ведь, извините, речь идет не о люмпенах, а о писателях. Когда на писателя так давят, он все делает наоборот...

— Почему же такая горячая борьба?

— Дело в том, что Киевская — это самая большая организация в Союзе писателей. Если в общем Союз насчитывает около 1700 членов, то Киевская организация — 799. Это почти половина. Организация имеет сложную структуру: сюда входят киевляне (655 человек), писатели из области (54) и диаспора из пяти континентов (СНГ, Америка, Австралия...). Что они из этого имеют? Материально — ничего. Но существуют презентации, осуществляется издание книг, информационная поддержка. Вот на днях была презентация книги Игоря Качуровского «Променисті сильвети». Это живой классик литературы, ему исполняется 85 лет. В этом году мы третий раз подадим его на Шевченковскую премию... Знаете, как бывает: умер Василий Барка, а премии так и не дали. Тогдашний председатель Комитета Яворивский сказал, что это «слабая проза»...

— В чем проблема Киевской организации?

— Я считаю, что с самой большей организацией НСПУ ведут себя слишком сурово. Это касается и предыдущего руководства, и, к огромному сожалению, нынешнего. Посмотрите, например, какую площадь занимает наша организация: три комнаты, одну из которых мы вынуждены сдавать в аренду (с тысячи гривен платы государство забирает ровно половину!), потому что мы кормим 15 писателей старшего возраста. Мне приходилось хоронить людей, которые весили меньше 50-ти килограмм... Относительно денег: все бюджетные средства поступают через Союз. Скажу честно — я не знаю эту сумму. В то же время вся конкретная работа происходит именно в Киевской городской организации — туда же не идут, идут к нам. А что я им могу дать?.. Есть вопросы с прессой, с распределением квартир, с премиями. Мэр города, Александр Александрович Омельченко подписал соглашение почему-то не с Киевской организацией — казалось бы, это в одной плоскости — а с Юрием Михайловичем Мушкетиком (тогдашним председателем НСПУ). В результате все, что они дают нам, попадает туда... Речь идет о самостоятельности Киевской организации, прежде всего финансовой. На последних собраниях мы голосовали за то, чтобы все средства распределялись пропорционально количеству членов. Это очень важно.

— Можно ли сказать, что люди проголосовали за вас и, в то же время, против методов нынешнего руководства, в частности господина Яворивского?

— Думаю, что да. Я понимаю, что это не понравится ни ему, ни его людям. В своем докладе я напомнил ему цитату Шолохова, который на втором съезде советских писателей обратился к Фадееву: «Властолюбие в литературе — вещь никчемная...» Я открыто говорил ему, что против превращения Союза в какой-то политический таран. У нас должны быть другие задачи. У меня есть свои политические и идейные убеждения, но чувствуя за собой 800 голодных ртов, я должен думать, как они живут, где им жить, потому что есть люди без квартир...

— Возможно, его обременяют обязанности в Верховной Раде?

— Я не хотел бы сейчас говорить об этом. Это деликатный вопрос. Потому что все сразу скажут: «Да он просто хочет перебраться в этот кабинет (председателя НСПУ. — Авт. )» Но скажу откровенно: я абсолютно не хочу того кабинета!

— Но ведь «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»...

— Я не очень тщеславен и, если бы хотел сделать карьеру, сделал бы ее уже давно. Я пришел сюда только 12 лет назад. Это был сознательный выбор. Мне достаточно Киевской организации — это очень ответственный участок.

— Но ведь чем больше полномочия, тем шире возможности для решения проблем...

— Это правда. Но только тогда, когда эти полномочия имеют поддержку власти. Потому что все средства в руках власти... Понимаете, у меня была проблема разослать письма членам Союза на сборы — каждое письмо стоит 45 копеек. А у нас пустая касса.

— Своей основной задачей вы видите поддержку бедных писателей?

— Основная моя задача — это «раскрутить» книгопечатание, возобновить нормальное функционирование наших журналов. Журналы выходят один раз в два месяца, никто не платит гонорары. Единственное исключение — журнал «Киев», потому что его финансирует Киеврада. Сегодня человек, печатающий книгу, не только не получает гонорар, но и часто платит за само издание книги. Я считаю, что это противоестественно.

— Вы за государственное субсидирование отрасли?

— Я за любое субсидирование. Но если придут деньги от спонсоров — независимо от географии — я от них не откажусь. Главное — чтобы была книга, чтобы она могла конкурировать. Но простите: 50 русских книг на одну украинскую — это сигнал тревоги. Мы подошли к черте, за которой перестаем существовать. Я не хочу говорить, что это конец литературы, потому что были более страшные периоды для украинской литературы и кинематографа. Истерических криков о смерти литературы я не воспринимаю. Но писателям нужно помочь — в этом я также вижу свою задачу. Теперь Киевскую организацию устранили от издательства «Український письменник»; а кто же там печатается, кроме киевлян? На само издательство также «наезжают» — забирают комнаты и тому подобное... Те писатели, которые умерли от истощения — для общества это приговор. Быть может, они были не такие яркие в творческом плане, но ведь это живые люди.

— В этом виновато общество? Условия создает власть...

— Я с себя также не сбрасываю вины. Не думайте, что я дистанцируюсь от власти — я также ее представитель. Маленький, не очень влиятельный, но ко мне заходят в кабинет... Мы все виноваты, что довели культуру до такого состояния. В первые годы независимости кричали, что нужно заниматься экономикой, а потом культурой. Результат: тотальный грабеж — дикое обогащение нескольких процентов и обнищание народа. Эти люди стали миллионерами, даже миллиардерами. Праведным трудом такие деньги за несколько лет не зарабатывают... И это «при нашем молчаливом согласии» — мы же не выходим на улицы. Европа, Америка и другие вышли на улицы против войны в Ираке; а мы что? И так на каждую акцию.

— Почему же так происходит?

— Это неверие. Пассивность из-за неверия.

— Чем планирует заниматься Киевская городская писательская организация? Основные векторы...

— Социальный, издательский. Еще одно направление — поддержка молодежи. Сейчас это полный провал. Когда я стал председателем, на 800 душ было 14 человек в возрасте до 30 лет, сейчас 20. Но это все равно очень мало.

— Быть может, молодежь тоже разочаровалась в Союзе?

— Не исключаю. Но вспомните о двух лягушках, которые попали в кувшин с молоком — если что-то делать, можно достичь позитива.

— Не кажется ли вам, что социальная работа в Союзе доминирует над творческими поисками?

— Почему кажется? Так и есть. Это противоестественно, ведь основная задача — писать. Но человек должен за это получать вознаграждение... Хорошо, что у нас есть фонд «Ветеран». На пенсию в 140 гривен прожить в городе невозможно. Сейчас остался 61 участник войны, не так давно было 200. Для нас последняя цифра — это константа. Деньги получают вдовы. На Новый год раздали 35000 гривен, на прошлое 9 Мая — 23000. Это негосударственные средства...

— Вы сами ищете спонсоров или к вам приходят?

— Приходится искать. Нет людей, которые завещают на культуру. Вы говорите, что общество не виновато — а я говорю, что виновато. И культурный, и моральный уровень очень низкие. Это должны делать миллионеры. И такие были в ХIХ веке... А сегодня? На что расходуются деньги? Прожрать несколько тысяч или проиграть в казино $ 50000 — это нормально. А на эту же сумму можно помогать писателям целый год!!! Не нужно защищать общество. Все виноваты...

— Какой выход из этого конфликта между Киевской городской и руководством НСПУ?

— Очень простой: к нам начинают относиться, как к организации, которая насчитывает 800 членов, учитываются их права и потребности. У меня нет претензий к Яворивскому и его команде. Но ненормально, что мы даже не знаем, сколько выделяет государство на Союз и куда идут эти средства. Государство также должно помнить: как о нем напишут сегодня — обо всех достойниках — такими они и останутся навсегда в памяти. Это будет солдатский портрет во всей красе. Не прислушиваются. И очень зря...

КСТАТИ

По сообщению агентства «УНИАН», директор издательства «Український письменник» Вадим Карпенко подал в отставку. Причины отставки, по его словам, — давление со стороны окружения председателя НСПУ Владимира Яворивского, который стремится жестко контролировать издательскую деятельность единственного в Украине писательского издательства, издающего современную художественную литературу — поэзию и прозу. В интервью агентству В. Карпенко отметил: «За полгода работы я внедрил ноу- хау, которое основывается на взаимодоверии и взаимовыгоде издательства и ряда типографий. Таким образом, без привлечения дополнительных средств мы издали 15 названий книжек общим тиражом 30 тыс. экземпляров». В ближайшем окружении В. Яворивского отставку В. Карпенко комментировать отказались.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать