Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ликвидация «последних исторических свидетелей»

Почему сгорел памятник архитектуры на столичном Крещатике? Основная версия — поджог
21 июня, 18:29
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Почти пять часов понадобилось на тушение пожара, возникшего на Крещатике, 40/1 во вторник в 17 вечера. Государственная служба чрезвычайных ситуаций информирует, что для ликвидации огня задействовали 22 единицы пожарно-спасательной техники и 95 спасателей. Площадь воспламенения — около 1000 квадратных метров. Существовала угроза, что огонь перекинется на соседние здания. К счастью, все обошлось. Но есть огромный минус — в огне сгорел памятник архитектуры и истории — Центральный гастроном, построенный по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева в 1874 году. Но это все внешняя оболочка позавчерашнего инцидента.

«СВЕЧКА» ВМЕСТО ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Пожар на Крещатике, кажется, это что-то из серии невозможного. Масса людей ежедневно гуляет по центру Киева, в том числе туристы из других городов и других стран. Выходит, что предусмотренные городом меры безопасности не работают? Тем более, спасатели едва ли не ежедневно объявляют в столице высокий уровень пожарной опасности. Вопрос и к пользователю дома, это «АБ Инвестиции и развитие», последние годы именно этой компании принадлежит право на использование здания: почему не придерживаются правил техники безопасности в здании, в котором, кстати, перекрытия между этажами из деревянных материалов?

Крещатик в дыму: на центральной улице столицы произошел масштабный пожар

Во-вторых, огонь почему-то охватил памятник архитектуры и истории, на который давно посягают инвесторы, чтобы снести историческое здание, где когда-то продавали швейные машинки «Зингер» и работала известная на весь город гостиница «Кане», по сути, пращур современных хостелов. В последнее время распространялась информация о нескольких проектах реконструкции исторического здания. Заметим, что речь идет о здании, внесенном в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. Следовательно, его можно только реставрировать, а не капитально перестраивать. А один из проектов перестройки Центрального гастронома предполагал увеличение высоты здания до 55 метров, это даже на 11 метров выше, чем недавно отстроенный Центральный универмаг на том же Крещатике.

ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

«ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО ФОТО, ВОСПОМИНАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ»

Несколько месяцев назад «День» встречался с известным зодчим, бывшим архитектором Киева Николаем Жариковым. Местом встречи был именно Крещатик. Архитектор вспоминал, как в 1980-х годах оборонял исторический квартал Хрещатика от снесения и перестройки, а это всего несколько домов, уцелевших со времен Второй мировой войны. Под снос должен был попасть и Центральный гастроном. Тогда архитектор сказал решительное «нет» инвесторам, которые приходили к нему с корпоративными предложениями не один раз. Почему нынешний главный архитектор города Александр Свистунов, которого выбирали долго и тщательно путем открытого конкурса, не имеет такой смелой позиции? Или сохранение последних исторических свидетелей в центре города — не его компетенция?

«Центральный гастроном был едва ли не единственным домом на Крещатике, который уцелел во время страшного пожара в 1941 году. Но сегодня огонь все же добил его. Через три четверти века. В этом доме Михаил Врубель писал портрет дочери ростовщика, у которого, бывало, одалживал деньги. Впоследствии здесь советовался с друзьями Павел Скоропадский, стоит ли ему брать в руки гетманские клейноды. От первоначального шарма главной улицы страны ничего не осталось. Только фото, воспоминания и легенды», — прокомментировал пожар в Facebook журналист Андрей Цаплиенко.

«ВЫНУДИТЬ К РЕСТАВРАЦИИ»

«День» уже много лет рассказывает читателям об ужасной градостроительной тенденции в столице: снесении исторических зданий в пользу новых торгово-развлекательных или гостиничных «свечек». Техники и схемы используются достаточно разные: приватизация памятника и доведение его до разрушения, а это «зеленый» свет для нового строительства под видом реконструкции. Распространена также схема поджогов. По мнению некоторых активистов, пожар в Центральном гастрономе — тоже серия из этого разрушительного «сериала».

ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

«Уверена, что это поджог, — прокомментировала «Дню» активистка, общественная деятельница и депутат Киеврады 7-го созыва Елена Терещенко (Ескина). — Этот дом полностью сохранил свое дореволюционное лицо. Сейчас речь идет о современных варварах, которые осуществляют работу, которую не успели сделать большевики, немцы и другие враги Украины, захватывавшие Киев. В 2008 году появился проект авторства проектировочной компании Николая Демина, планировалась перестройка на девять этажей. Тогда усилиями киевлян этот проект удалось остановить. Но в 2012 году появились новые герои, ООО «Прометей-сяйво», которых мы уже знаем по проектной работе на улице Владимирской 20/21, где напротив Софии Киевской планировалась скандальная реконструкция здания-памятника (с достройкой верхних этажей и появлением подземного паркинга почти под Софией — Авт.). В 2009 году здание получило охранительный статус, и в том же году Главное управление культурного наследия КГГА подготовило паспорт на памятник, по которому предметом охраны были определены все фасады дома. Через год Научно-исследовательский институт памятникоохранных исследований Минкультуры изготовил еще один паспорт на этот же памятник, где предметом охраны оставалась декоративная отделка второго и третьего этажей. Также НИИ изготовил историко-градостроительное обоснование, по которому разрешалось строительство на месте памятника многоэтажки, а это 12 наземных и два подземных этажа».

По мнению Елены Терещенко (Ескиной), сейчас город и Министерство культуры должны заставить «АБ Инвестиции и развитие» реставрировать Центральный гастроном. «Знаете, после войны и не такое отстраивали, — добавила активистка. — Пользователь здания, а он же является и заказчиком проекта перестройки, должен провести реставрацию этого дома с восстановлением утраченных элементов. А правоохранительные органы должны привлечь к уголовной ответственности чиновников, которые согласовывали противоправные разрешения, и пользователя дома».

КИЕВ. КРЕЩАТИК, 1970 г. / ФОТО С САЙТА STARKIEV.COM

К сожалению, есть грустный факт, что ни один поджог зданий-памятников в Киеве правоохранительные органы не расследовали должным образом.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ    

По данному факту следственным отделом Шевченковского управления полиции начато уголовное производство по ч. 2 ст. 194 (Умышленное уничтожение или повреждение имущества) Уголовного кодекса Украины. Окончательная причина пожара будет установлена в ходе следствия, в том числе по результатам предназначенных экспертиз, сообщают в ГУ НП в г. Киеве.

СПРАВКА «Дня»

«Один и тот же адрес напоминает нам о судьбах Врубеля и Скоропадского, Саксаганского и Карпенко-Карого...»

Известный киевовед Михаил Кальницкий напомнил вехи из истории здания: «Дальняя часть Крещатика и нынешняя улица Богдана Хмельницкого сформировались к середине позапрошлого века. Первый квартал нечетной стороны улицы Кадетской (так называлась поначалу улица Богдана Хмельницкого) поначалу занимала протяженная усадьба, на которой стоял единственный лицевой дом — на углу Крещатика. В 1868 году усадьбу приобрели два купца-француза — Август (Огюст) Бергонье и Жан-Батист Кане. Но в 1872-м они разделились. Кане получил часть возле Крещатика. Он снес старый домик, а вместо него в 1873—1874 годах было выстроено новое доходное кирпичное П-образное в плане здание. Проект дома составил тогда еще молодой зодчий, будущий академик архитектуры Владимир Николаев. В целом оформление дома напоминает традиции позднего классицизма, который к тому времени уже выходил из моды.

Нижний этаж был отведен для торговых заведений. Что же касается остальных помещений, то владелец предназначил их под недорогой отель, который называли в то время «номера» или «меблированные комнаты».

Кроме номеров Кане, визитной карточкой здания было представительство американской фирмы «Зингер» — всемирно известного производителя швейных машинок.

Вплоть до конца 1920-х годов отель состоял в частной аренде. Но затем его присоединили к коммунальной гостинице, расположенной в соседнем доме — по Ленина, 3. Гостиница почему-то называлась «Новая Россия». Что же касается нижнего этажа, то его занимал один из многочисленных рабочих кооперативных продовольственных магазинов — «сорабкопов».

Продуктовый магазин на углу Крещатика и Ленина с тех пор занимал в Киеве особое положение. Перед войной он имел статус гастронома-универмага. А впоследствии стал Центральным гастрономом. Гостиница же на Ленина, 1 после войны перестала существовать. Когда завершилась реконструкция Крещатика, здание получило нынешний номер 40/1. Оно с тех пор зрительно «вводит» в тот квартал старого Крещатика, которому посчастливилось уцелеть среди взрывов и пожаров 1941 года.

Можно сказать, что историческая ценность здания превосходит архитектурную. В 1888—1889 годах обитателем номеров Кане был великий художник Михаил Врубель. В гости к Врубелю наведывался еще один прославленный живописец — Валентин Серов.

Из воспоминаний последнего украинского гетмана Павла Скоропадского известно, что в феврале — марте 1918-го он жил в том же здании.

Некоторое время назад удалось найти в архиве письмо «Афанасия Тобилевича, по сцене Саксаганского», которое было помечено гостиницей Кане, номером 20-м. А затем оказалось, что именно там Саксаганский провел последние дни со своим братом — актером и крупнейшим украинским драматургом Иваном Карпенко-Карым (Тобилевичем).

Итак, один и тот же адрес напоминает нам о судьбах Врубеля и Скоропадского, Саксаганского и Карпенко-Карого... Казалось бы, достаточно для признания памятником истории? Но и это еще не все. Совсем недавно в витрине одного из симпатичнейших киевских музеев — литературно-мемориального музея Максима Рыльского — попался любопытный экспонат. Это письмо написано в июне 1913 года на бланке «Отель Кане» с указанием фамилии тогдашнего содержателя гостиницы — поляка Иосифа Трачевского. Автор его      — 18-летний гимназист Максим Рыльский...» (полный вариант)

Подготовила Ольга ХАРЧЕНКО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать