Перейти к основному содержанию

«Любые барьеры можно преодолеть вместе»

«День» пообщался с переселенцами из Луганска и Донетчины, которые нашли приют и работу в Луцке
14 мая, 10:33
ФОТО РЕЙТЕР

Вместе с мужем и трехлетней дочерью она проехала из Луганска в Луцк 1200 км. На другом конце страны остались друзья, любимая работа, квартира в центре города. Им просто хотелось просыпаться от восхода солнца, а не от леденящих душу взрывов, хотелось видеть на улицах семьи с детьми, а не пьяных отморозков с оружием.

«ЗДЕСЬ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТОБЫ УКРАИНА ЖИЛА»

«Первая мысль уехать, а точнее — сменить этот город на другой, возникла еще во время Майдана, — рассказывает журналистка из Луганска Наталья КАЛМЫКОВА. — Когда сначала крымские, а затем и наши местные власти начали выступать с сепаратистскими заявлениями о присоединении к России, мы решили, что перспективы оставаться в регионе нет. В Луганской области на тот момент у власти стояли люди, которые имели большие деньги и не собирались их отдавать. Понимая это, мы решили, что будем уезжать.

Родственники и знакомые нас не понимали: все вокруг в один голос успокаивали, что все будет хорошо, ни у кого не возникало мысли о смене места жительства, мы оказались «белыми» воронами. Моя мама была категорически против переезда, так как не хотела расставаться с внучкой.

Тем временем события в Луганске разворачивались очень стремительно. Сначала появились палатки возле облгосадминистрации. Затем вокруг ОГА стали околачиваться не совсем трезвые люди с дубинками, начались митинги, которые перерастали в потасовки. Митинг 9 марта, окончившийся массовым побоищем проукраинских активистов под памятником Шевченко, мы наблюдали по телевизору, будучи в гостях у родителей в области. Именно тогда с мужем точно решили для себя, что уезжаем.

Как оказалось, первые митинги были «цветочками». После захвата зданий ЛОГА, милиции, прокуратуры и СБУ город переполнился людьми с оружием, и оставаться в нем стало очень опасно. Помню первый взрыв в ОГА... После этого город просто умер: ни пешеходов, ни транспорта на улицах; по вечерам в домах все окна темные, центральный район полностью опустел, люди перебрались на окраины или за пределы города. Последний месяц не работали школы и детские сады. Мы считали дни до отъезда...

Первыми уехали наши друзья. Глава их семьи незадолго до этого был в Луцке в командировке. Город ему понравился, и он решил перевезти семью именно сюда. Уладив некоторые дела с документами, по совету друзей мы тоже поехали в Луцк. Ни у кого из нас не было здесь никаких знакомых, но о выборе нового места мы не пожалели.

12 июня мы приехали в Луцк. Нам выделили комнату в Центре социально-психологической помощи на три месяца, обеспечили всем необходимым, показали, где что находится. Почти месяц мы приходили в себя: хотелось выспаться, т. к. от постоянных взрывов в Луганске последние дни мы почти не спали. Также мы знакомились с городом и искали работу.

Практически сразу меня пригласили работать пресс-секретарем в общественную организацию, члены которой помогают армии. Через некоторое время выяснилось, что им нужен программист. Так и мой муж нашел работу. Оформить ребенка в детский сад нам удалось практически за один день: сотрудники Центра, в котором мы жили, подали заявку в гороно, мы принесли документы и на следующий день уже пошли в группу.

В Луцке немало волонтерских организаций, помогающих переселенцам. Это и «Самооборона», и «Волынь SOS», и «Самопоміч», и другие. Помогают продуктами (макароны, крупы, овощи, консервы), моющими средствами, одеждой. На первое время это очень существенная и ощутимая поддержка. 

Тем временем в Луганской области началась настоящая война. Моя мама приехала к нам в июле, после того как две недели просидела в погребе. Отец остался сторожить дом, у него там живут коты и собаки. Папа боится мародерства, ведь он сам этот дом строил, в нем вся его жизнь!»

О самом Луцке Наталья говорит так: «Этот город очень удобный для жизни, но главное — это люди и их менталитет. Если на востоке некоторых людей не устраивает, как им живется, то они пытаются сделать все возможное, чтобы Донбасс не был Украиной. А здесь люди делают все возможное для того, чтобы Украина жила. Это колоссальная разница. Я не хочу возвращаться в Луганск, т.к. не знаю, чего ожидать от людей, живущих там. Я не хочу видеть, во что они превратили город. Несмотря ни на что я люблю свой город и хочу запомнить его таким, каким я его знала до войны!»

В настоящее время семья Натальи снимает квартиру в Луцке. Летом они были здесь одними из первых временно перемещенных лиц, сейчас на их место в Волынский областной центр социально-психологической помощи с Донбасса и Крыма прибывают новые переселенцы. В прошлом году около 50 человек получили здесь приют на первые три месяца, сейчас здесь живут 13 переселенцев из восточного региона, а всего в области — более 3700 временно перемещенных лиц.

«Я НИЧЕГО НЕ ПРОШУ, ЛЮДИ САМИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ, ОТКЛИКАЮТСЯ И ПОМОГАЮТ!»

Тем, кто не может арендовать жилье в городах, местные власти предлагают поселиться в пустующих сельских домах. Прошлым летом таким предложением воспользовалась Оксана СКУПЧЕНКО из г. Харцизск Донецкой области.

«Соседи несли нам молоко, творог, яйца, овощи. У нас дома на Донбассе холодильник никогда не был так забит продуктами, как здесь! Люди вокруг относились с искренним сочувствием, каждый хотел чем-то помочь, — говорит Оксана. — Но осенью нам пришлось перебираться в город, т.к. в селе не было работы, а деньги были необходимы для покупки теплых вещей. Сейчас мы временно живем в Центре социально-психологической помощи, но возвращаться в ДНР не планируем. Мы стали врагами в родном городе, там нас считают изменниками. А здесь волонтеры и обычные люди открыли для нас свои дома и сердца».

Приятно удивлена бескорыстием местных жителей и Людмила — частный предприниматель из Горловки (Донецкая область). В Луцке она нашла работу продавца в хлебном киоске, а ее дочь успешно адаптировалась в новой школе.

«Когда администрация гимназии узнала, что мы переселенцы, нас сразу освободили от всех школьных взносов и платных учебников. Работодатель помог мне оформить медицинскую книжку с минимальными расходами. Поверьте, я ничего не прошу, люди сами интересуются, откликаются и помогают!» — делится Людмила.

Досугом переселенцев, в том числе молодежи, занимаются активные студенты.

Созданный ими союз общественных организаций «Молодежная платформа» преследует благородную цель — организовать совместный отдых между лучанами и теми, кто вынужден жить в их городе. Среди реализованных проектов -различные мастер-классы, просмотры фильмов, поэтические и музыкальные вечера, квесты и экскурсии по интересным местам Луцка.

«Театр взаимопонимания» — очередная необычная идея, которая должна помочь жителям востока и запада найти общее между ними. Шесть профессиональных актеров играют в спектакле, который не имеет окончания. Живой диалог артистов обрывается на самом интересном месте, и аудитории предлагают самой закончить пьесу. Для большего эффекта присутствия нескольких зрителей приглашают на сцену, чтобы вместе найти ответы на поднятые вопросы и построить финал спектакля. Ведь только представив себя на месте оппонента, лучше понимаешь его мышление, действия и обстоятельства. «Возможно, это не какая-то гигантская помощь, но своим участием мы хотим показать всем гостям, что наша рука протянута к диалогу и общению, а значит, любые барьеры можно преодолеть вместе», — говорит волонтер Ирина Полетуха.

Сегодня в области с миллионным населением активно работают около трех тысяч волонтерских организаций, и все они видят долгосрочные перспективы своего существования. Помощь украинской армии стала делом чести для волынян, и главным образом потому, что больше всего погибших воинов на Донбассе — из этой области.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать