Перейти к основному содержанию

«Люди в акубре...»

День шляпы, который культивирует «День» подталкивает к изучению традиции
30 мая, 17:21

Шляпа в Австралии не просто шляпа, а один из самых известных в мире символов Зеленого континента. Это не только модный аксессуар, а форменный головной убор  австралийской армии и полиции, повседневный атрибут местного фермера и  просто «must» для изысканной дамы на светских мероприятиях.

Современная Австралия — страна мультикультурная, и гармоничному развитию представителей разных этнических сообществ уделяется серьезное внимание правительства. Однако, на мой взгляд, незримая связь с исторической метрополией большинства существуют и в дальнейшем. И проявляется она не только в привычке пить чай на британский манер или традиции праздновать Боксинг Дей и открывать подарки на второй день после Рождества, но и в проведении в Австралии чисто британских «спортивно-светских» мероприятий наподобие  Роял Аскот, на которых без шляпы никак.

РОЯЛ АСКОТ

Аналогом знаменитых конных гонок здесь является Кубок Мельбурна, который ежегодно проводится в предместье Флеминг парк и который, как и у британцев, сопровождается демонстрацией самого экстравагантного и самого яркого модного наряда,  и прежде всего  дамских шляпок.

В Роял Аскот господствуют строгие требования дресскода ( хотя и касаются исключительно гостей королевской ложи), где мужчины должны быть во фраках и  цилиндрах, а дамы в платьях без глубокого декольте и длиной «за колено». На австралийских гонках собравшиеся могут позволить себе почти все,  сосредоточившись лишь на обязательной шляпке. Однако свобода выбора вовсе не означает отсутствие вкуса или небрежность. Задолго до гонок дамы тщательным образом выбирают платье, с учетом советов  популярных экспертов, которые определенным образом влияют и на формирование модного тренда каждого сезона.

Шляпка для гонок в отличие от элегантного головного убора для «гарден-пати»  традиционно самая экстравагантная. Фантазии здесь нет пределов. Ее украшают бисером или искусственными драгоценными камнями, цветами, перьями экзотических птиц,  шелковыми лентами и колоссальними бантами. Иногда возвращаются к  классическому гламуру — с кружевом или загадочной вуалью. В последнее время полюбили сдержанность и минимализм  в отделке, абстрактный дизайн  или миниатюрные цилиндры, одетые   «набекрень».  Шляпы «от кутюр», естественно, очень дорогие, но для такого яркого события экономить не принято. Изысканный дизайн, винтажная привлекательность, неповторимый стиль модного аксессуара  того стоят. В Мельбурне работает множество мастеров по изготовлению шляпы,  всегда готовых удовлетворить любые прихоти  клиента.

В честь завершения весеннего цикла Кубка проходит   «карнавал», в течение трех дней которого проводится конкурс на лучший костюм и создается впечатление, что внимание  всех — букмекеров, игроков  и тысяч зрителей на ипподроме приковано прежде всего к самому главному признаку Кубку — шляпе.

Модный показ  на гонках,  однозначно признан самым престижным событием в мире австралийской моды. По его результатам  жюри, в состав которого входят знаменитости со всего мира,  награждают специальными призами лучшего дизайнера одежды  и лучшего шляпника года.

Костюм претендента на победу оценивается придирчиво, как говорится,  « с головы до пят». И хотя каждый элемент важен для завершенного образа, именно  шляпка будет всегда в центре внимания специалистов модной индустрии.

НУ ПРАЗДНИК ЕСТЬ ПРАЗДНИК, А ЧТО ЖЕ В БУДНИ?

Откровенно говоря, без шляпы и солнцезащитных очков выйти на улицу здесь  можно разве что ночью или во время ливня, поскольку щедрое австралийское солнце обычно бывает немилосердным и вредным.

Без панамки с широкими полями школьникам не разрешено выходить в школьное двор или спортивную площадку во время перерыва.

В комплект спецодежды для разных профессий тоже включен специальный головной убор.

Скорее сейчас уже как прикольный сувенир продают в Австралии  так называемые «пробковые шляпы», которые носили первые переселенцы из Европы.  По краям полей шляпы прикреплены пробки на веревочках, которые от каждого движения головы   раскачиваются и отгоняют назойливых мух.

Но самой известной в мире австралийской шляпой, безусловно, признана  «Акубра».

АВСТРАЛИЙСКАЯ ИКОНА — АКУБРА

Акубры носят австралийские политики, в них на официальных церемониях шагают олимпийцы,  их дарят гостям во время официальных визитов, они как можно лучше подходят знаменитому Крокодилу Данди и всем остальным героям австралийских фильмов.

Шляпа для австралийского фермера — необходимая защита от жгучего солнца и тропического ливня, а также своеобразный «бейдж» на крупных торгах. По состоянию акубры будут судить о  трудолюбии и успешности фермера. И чем потрепаннее шляпа, тем лучше, поскольку недавно приобретенная свеженькая обновка будет всегда выдавать новичка.

В отличие от  горожанина австралиец из глубинки прежде всего потопчется рабочим ботинком по только что приобретенной акубре.

Был бы дождь, мог бы бросить ее в лужу. И это вовсе не признак неуважения, а наоборот — своеобразный ритуал. Акубра должна работать, только оказавшись на ферме, как традиционно начинает и завершает свою жизнь фермер на плодородной красной земле Австралии.

На самом деле рабочей шляпой здесь действительно  гордятся. В одном из солидных магазинов в Южной Шотландии ( так называют один из горных районов Австралии)  я встретила интересный экспонат — заношенная до дыр, сшитая суровыми нитками, потемневшая от времени  шляпа занимала почетное место на полочке с новыми   стильными шляпами. Оказалось, что несколько лет назад компания «Акубра» проводила конкурс на самую «работящую» шляпу и победитель получил  новую акубру взамен на этот экземпляр — доказательство надежности и популярности бренда.

 Основатель компании «Акубра» — Бенджамин Данкерли прибыл с Англии в Тасманию в 1874 году и решил положить начало производству шляп в столице острова — Хобарте. Он был не только искусным шляпником, но и талантливым инженером, поэтому вскоре  после приезда открыл  небольшую фабрику по производству головных уборов. Лучшим материалом для его продукции оказался фетр, который изготовляли из нежного подшерстка кролика, для обработки которого Данкерли изготовил специальный механизм. Именно тогда уже  Австралия начала страдать от пушистых вредителей,  которые  заполонили страну и стали причиной множества проблем как для сельского хозяйства, так и  для местной фауны.

Все началось с выходки Тома Остина — охотника, который  выпустил несколько животных на свободу  с надеждой впоследствии охотиться на них.

Однако достаточно быстро стали очевидны результаты неосмотрительного вмешательства в  дикую природу. Под влиянием длительной изоляции на большей части континента отсутствовали хищники, которые бы могли сдерживать безумный рост популяции кроликов.

А они оказались настоящими вредителями — подгрызали молодые побеги растений, уничтожали естественный растительный покров, что в засушливом климате привело к деградации и разрушению почвы. Они опережали  в поедании травы  овечьи стада, которые старательно разводили фермеры. Все это носило массовый характер, и вскоре популяция кроликов достигла нескольких миллионов. Не спасал ситуацию даже ежегодный отстрел 2 миллионов  животных, к которому приобщались все австралийцы.

Поэтому наличие неограниченного количества сырья и естественный дар предпринимателя обеспечили  бурное развитие  бизнеса шляпника. Была основана первая фабрика в Сиднее, а к руководству приобщился Стивен Кейр, который также  имел солидный опыт в производстве шляп в Англии и  стал ценным бизнес-партнером. Тем более буквально через несколько лет он женился на дочери Данкерли, стал управляющим директором предприятия и положил  начало «королевской»  династии  шляпников —  Кейр, которую в наше время возглавляет уже Стивен Кейр IV.

В 1911 в компании  работали 19 рабочих, но компания наращивала производственные мощности и росла, учитывая популярность бренда «акубра» и рост спроса, особенно с началом I Мировой войны. Благодаря  уникальным качествам эта широкополая шляпа  стала главным убором воинов из объединенных сил Австралии  и Новой Зеландии АНЗАК.

Одна из пол шляпы  заколота сбоку золотой эмблемой, что выглядит довольно кокетливо и немного по-мушкетерськи, но это на самомм деле было сделано для того, чтобы ловко  перебрасывать винтовку через плечо.

Компания и в дальнейшем остается основным поставщиком  вооруженных сил Австралии — 75 % форменных головных уборов военных изготовляют именно на ее предприятиях. И факт того, что их изделие стало символом австралийского воина, — предмет гордости каждого сотрудника компании.

В компании  85 работников, в течение производственного цикла шляпа находится в 60 парах рук. Технология производства остается неизменной уже в течение ста лет. Большинство рабочих, в основном мужчины, работают  десятилетиями, некоторые по 30-40 лет, а в некоторых случаях более 50! Акубры  изготовляют вручную — от самого начала до завершения, что дает возможность обеспечить тщательный контроль за технологическим процессом, использовать фетр высшего сорта, придерживаться наивысших стандартов качества.

Несмотря на достаточно успешную историю, на долю компании выпадали и испытания. Были времена, когда владельцы отдавали собственный дом под залог, чтобы вовремя выплатить заработную плату рабочим. И всегда отстаивали «австралийскость» своей компании. Они легко могли бы удвоить, а то и утроить прибыль, если бы  передали производство за пределы страны, но несмотря на все «Акубра» до сих пор придерживается принципа преданности Австралии.

На изготовление одной шляпы, а их ежемесячно  изготовляют  несколько тысяч, нужно 14 кроличьих шкур. То, что, учитывая необходимость уменьшать популяцию  кроликов на континенте, они вынуждены закупать  сырье  частично в Бельгии, Франции и Украине, не меняет сути.

Бренд, который успел завоевать все континети, в дальнейшем признается  чисто австралийским.

А знак «Made in Australia» был и остается  лозунгом  династии производителей акубри.

Несмотря на безумную популярность, изысканность и высокую стоимость, шляпа акубра ассоциируется с фермерством и сельской Австралией вообще. На мой взгляд, почувствовать страну, ее стиль и душу можно именно в глубинке, познакомившись с  буш-рейнджерами, фермерами, скотоводами, одним словом — с «людьми в акубре».

Так, кстати, родилась идея у Пола Хогана — сценариста и исполнителя главной роли Крокодила Данди, который когда-то попытался представить, — как бы  чувствовал себя бесстрашный бушмен среди каменных джунглей Лос Анджелеса.

Созданный Полом Хоганом еще в прошлом веке «Крокодил Данди» продолжает оставаться самым успешным и самым прибыльным австралийским фильмом, а сам Хоган —  национальным героем Австралии. Еще до «Крокодила Данди»  актер пользовался безумной популярностью в стране, а обретя мировую славу способствовал популяризации  Австралии  и буквально совершил  толчок к бурному развитию туристической индустрии. Например,  место съемок фильма  в  национальном природном парке Какаду (площадью равен приблизительно  Германии) стало суперпопулярным у тысяч туристов  и  приносит солидные прибыли, в том числе благодаря харизме Хогана, знаменитая шляпа которого стала известной даже тем, кто никогда не бывал в Австралии.

Название бренда чисто австралийской шляпы было запетентовано более ста лет назад. Считают, что слово «акубра» переводится с языка аборигенов как «обладатель буша». Существуют и другие толкования, поскольку  языков и диалектов аборигенов формально существует несколько сотен, но, на мой взгляд, именно так справедливо назвать  шляпу, которая однозначно «покорила» весь мир.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать