Made in Donetsk
В городе запускают новую имиджевую программу. Что об этом думают эксперты?Второй год подряд Донецк занимает первое место в списке журнала Форбс как лучший город для ведения бизнеса. Для дальнейшего развития этого тезиса городские власти совместно с международным брендинговым агентством Владимира Воронова разработали проект Made in Donetsk (Сделано в Донецке), который приурочили к 200-летию со дня рождения Джона Юза, одного из первых бизнесменов города.
Проект совместит в себе несколько частей. Одна из них — англо-российская книга о компаниях и брендах города Made in Donetsk. Вторая — имиджевый фильм о Донецке и его перспективах, который представят уже в начале следующего года. Лента будет называться «Донецк: Перспектива». Все это будет создано на базе нового-старого бренда города «Донецк: Сила и красота», а также инициативы для туристов «Донецк 365».
Как заявляют организаторы проекта, бюджетных средств в реализации подобной инициативы не будет. Все средства — это деньги партнеров и участников. Но в данном случае важны не только средства, а и суть проекта.
В качестве эксперимента в социальной сети Фейсбук автор материала поставила вопрос: «Есть ли для вас что-то, что вы называете с гордостью Made in Donetsk? А чем не гордитесь?» Ответы пользователей были разнообразными, но в целом все свелось к традиционному пониманию символов. Сейчас это власть, «элита», «кузница кадров» (в политическом смысле), спорт (Донбасс-Арена, ФК «Шахтер»), терриконы, розы и т.д. Среди ответов были и те названия, которые сегодня на самом деле представляет Донецк на мировом рынке, например — компании по производству конфет, мороженого, тортов и печенья; заводы — Топаз, NORD... Но в общем до сих пор Донецк остается в представлении многих шахтерским городом с терриконами и розами, как на открытках 80-х гг. Только теперь этот образ дополнен «кузницей кадров политической элиты».
«Я в Лиссабоне подсмотрел одну идею. У них, как и у нас, есть свои символы, например, сардины, трамвай, святой Антоний, Фернанду Песоа (самый известный поэт). Все эти образы они эксплуатируют вдоль и поперек, но при этом каждый по-своему и каждый по-новому. Есть разнообразие, и в итоге остается ощущение, что во все эти образы невозможно не влюбиться, потому что ты уж точно найдешь себе Песоа, который тебе по душе. Это я к тому, что с образами вроде терриконов, роз, каменного угля, шахт и многочисленных заводов можно поступать так же легко. Я молчу про миллионы графических воплощений. Тут можно перейти и в объекты в том числе. Ну, например, уголь и розы могут быть воплощены в виде мыла ручной работы. Террикон — в виде шапочки на голову, дивана или уличной скамейки. Шкатулка, коробка конфет в виде завода. Шахтный подъемник — леденец или шоколадка. Уголь и шестерни — в виде подушек. В рамках Made in Donetsk можно устроить конкурс генерирования и воплощения идей, связанных с таких образами Донецка», — считает дизайнер Петр Акжигитов.
Антон Лягуша, медиа-эксперт, говорит, что бренд и имидж — это совершенно разные вещи. И если бренд, как внешняя оболочка, еще может быть обманчив, то имидж нельзя построить на обмане. «Мне очень не нравится формулировка made in Donetsk, как и made in другой город напоминает известную фразу made in Сhina. И бороться с made in Сhina в мире, где идет перепотребление всего, Донецк не сможет. Но если все-таки говорить о том, что «сделано здесь», я бы не хотел говорить о вещах. Я глубоко убежден, что имиджирование территории связано не с продукцией, которая выпускается на ней, тем более не со справочной литературой, а по-настоящему имидж делают люди. И, конечно же, если говорить о Донецке, то это в первую очередь писатели, которые известны за рамками Донецка и Украины, мыслители и философы, художники, «технари», шахтеры. Ведь имидж — это идентификация себя. Люди принадлежат сами себе или какому-либо узкому кругу, в рамках которого они делают свое дело. И в зависимости от качества этого дела будут судить о Донецке как о регионе. Вся наша проблема имиджирования города связана с тем, что мы зациклены на том, что мы вот такой особый-особый город, что все сводится только к футболу и бизнесу. Мы привыкли использовать символизацию объектов, но это на самом деле только сопровождающие вещи. Если говорить о бизнесе и инвестициях, мы должны говорить о городе, в котором есть ответственность, комфортность, понимание важности работы и, конечно же, соблюдения законности. Я глубоко убежден, что в инвестировании картинка не имеет значения, здесь главное внутренняя составляющая региона», — говорит эксперт.
Вице-президент НАН Украины, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец на недавних Академических слушаниях в Донецке отметил: «В нашей конституции отмечено, что мы живем в социальном государстве, но, к сожалению, на самом деле ситуация обстоит по-другому. Социальная сфера находится в ужасном состоянии, не соблюдаются правила труда и т.д. Весь мир строится именно на человеческом капитале, в то время как у нас он обесценился. И то немногое, что здесь осталось, нужно попытаться сохранить. Поэтому задача сегодня состоит в том, чтобы все экономические преобразования были направлены именно в этот сектор. В противном случае, мы потеряем все остальное».
В Донецке за все отвечает центр. Он проектирует, создает и «спускает сверху» инициативы. Хотя в вопросах имиджа, идентификации, инвестиций — все решает не верх, а «низ». Именно низ должен быть центром формирования повестки дня — социальной, экономической, экологической. Иначе все, что навязывается сверху, без поддержки и реализации общества в очередной раз превратится в «пшик».
Выпуск газеты №:
№124, (2013)Section
Общество