Перейти к основному содержанию

Максим КУРОЧКИН: «Когда я буду полностью чем-нибудь доволен, тут то мне и настанет конец»

Утверждает автор нашумевшей пьесы «Кухня»
08 декабря, 00:00

Киевлянин Максим Курочкин сейчас живет в Москве. Он драматург. Причем достаточно известный. Причем настолько, что Олег Евгеньевич Меньшиков, увлекшийся в последнее время режиссурой, заказал не кому-нибудь, а именно Максиму пьесу, премьеру которой под названием «Кухня» в конце ноября в Октябрьском дворце при полном аншлаге и увидели киевляне.

Иногда создается впечатление, что драматургия, как таковая, современным режиссерам давно уже не нужна. В лучшем случае они используют ее в качестве сырья. У почтенной публики с годами выработался некий стереотипный образ драматурга — человека подневольного и настолько же зависимого от режиссерской дури, как и актеры. Но последние могут неожиданно навертеть на сцене удачное сальто-мортале и сорвать в качестве моральной сатисфакции шквал аплодисментов. Драматургу же в итоге достается несколько жидких хлопков, причем исключительно от тех, кто прочел в своей жизни хотя бы одну пьесу.

Трудно сказать, сколько человек находилось бы в зале, если бы в афише вместо фамилии Меньшиков значилась лишь фамилия Курочкин, но это именно тот случай, когда драматург и режиссер, а проще говоря — автор и исполнитель, нашли друг друга.

В свои 30 лет Максим многое успел: получил два гуманитарных высших образования (истфак Киевского университета и Московский литинститут), участвовал в археологических раскопках, преподавал на Кубе историю, работал в коммерческом банке.

Как человек интеллигентный, он не любит распространяться о том, каких высот и в какие сроки достиг. Предпочитает, чтобы об этом говорили другие. Сейчас он пишет в год по пьесе, которые не только интересно смотреть, но и читать, поскольку очевидный литературный талант даже драматургией не угробить. В 1999 году драматической трилогии Максима Курочкина «Стальова воля» был присужден приз Антибукеровского комитета «За поиски новых путей в драматургии».

— Максим, все твои пьесы вроде об одном и том же, но в то же время — о разном. Ты заранее знаешь, что будет в следующей?

— Пытаешься как бы нащупать в себе что- то такое, от чего не можешь освободиться. Причем не всегда это понимание появляется сразу. А вообще такие вопросы — просто «испанский сапожок»! Есть вещи, которые очень трудно объяснить, используя расхожие формулировки.

— Как тебе, киевлянину, живется в Москве?

— Да, в общем, неплохо. Там сейчас активно формируется рынок, и моя профессия постепенно становится востребованной. Даже кажется иногда, что годы, ушедшие на бесполезное, потрачены не напрасно. Хотя жизнь в Москве, безусловно, чересчур интенсивна, и это здорово высасывает. К тому же съемная квартира — не самая приятная вещь на свете, и, когда все вокруг чужое, восстанавливаться очень тяжело.

— Как тебе удалось пробиться в такое непростое время и в таком многолюдном месте, как Москва?

— Что значит «пробиться»?..

— Ты молод, ты не москвич, приехал с бухты-барахты, и не в 20 лет, а вон как поднялся.

— Это какое-то не то слово — «поднялся». По-моему, совершенно бесперспективное занятие — думать, как же случилось то, что случилось. А еще более бессмысленное — говорить об этом. То, что обо мне сейчас знают в Москве, — просто цепь бесконечных случайностей.

— Сегодня, как это ни прискорбно для тебя звучит, ты раскрученный автор. Коммерческие предложения поступают? — Уже начали поступать. Но сейчас ни в коем случае нельзя переключаться на какие бы то ни было сериалы и выгодные в финансовом отношении проекты.

— На это ты ни за что не пойдешь!

— Ну зарекаться-то не буду. Я говорю, что этого нельзя делать, потому что это очень опасное и вредное занятие. А стану или не стану, кто знает…

— В Москве у молодого драматурга, несомненно, больше возможностей, чем в Киеве. Порой кажется, что современная украинская драматургия — в полном тупике.

— В Москве тоже немало интересных драматургов, которых многочисленные театры долго и успешно игнорируют. Чтобы как-то друг друга поддержать, они объединяются во всевозможные профсоюзы, товарищества, ассоциации. И в Киеве, по всей видимости, начинает происходить нечто подобное. Люди живут умные, пьесы пишут интересные. Причем кто-то эти пьесы читает, а некоторые даже пытаются их ставить. Правда, редко. Ситуация совершенно неправильная. Во-первых, ставиться должно все, что киевские драматурги напишут, во-вторых, что-то из этого должны ставить не кое-как, а хорошо, и, в-третьих, платить за это приличные деньги.

— А ты доверил бы кому-нибудь в Киеве постановку своей пьесы?

— Уже доверил. Киевский режиссер Дмитрий Богомазов получил президентский грант на постановку моей пьесы «Стальова воля» в Молодом театре. И я не жду от этого события какой- то нечеловеческой радости: дескать, какое счастье, меня поставили в родном Киеве. Но и очень надеюсь, что режиссер сможет преподнести меня лучше, чем я того заслуживаю.

— А чего ты заслуживаешь?

— Думаю, что ничего плохого. Всегда ведь существует иллюзия, что получишь больше, чем того заслуживаешь.

— Ты всегда посещаешь репетиции своих пьес?

— Когда как. На репетициях «Кухни» бывал часто.

— Ты доволен меньшиковской постановкой?

Доволен.

Полностью?

Когда я буду полностью чем-нибудь доволен, тут-то мне конец и настанет.

А тебя не смущает, что «Кухня» — это антреприза?

А что, слово антреприза несет в себе какой-то негативный оттенок? Просто нам не везло в последнее время: мы видели много бедных антреприз, ставящих своей целью лишь натрясти побольше «бабок» с доверчивого народа, который идет, поскольку видит громкие фамилии в афишах. У меня все-таки не совсем тот случай. И мотивы людей, поставивших «Кухню», мне очень симпатичны и, як кажуть, «шляхетні».

Как возник замысел «Кухни»?

Олег предложил мне написать пьесу, я и написал. Это в чистом виде заказная пьеса. Хотя я люблю ее больше, чем многие свои незаказные.

А что именно заказал Меньшиков? Количество действующих лиц, время, место действия?

Абсолютно все. И, надо сказать, тяжко над всем этим работалось.

Обычно ты пишешь пьесу год. «Кухня» не стала исключением?

Вообще-то, за этот год было создано две пьесы. Первую лучше никому не показывать, а вторую — «Кухню» — имеет смысл все-таки кому-нибудь показать. Правда, ее еще нужно слегка помыть, причесать, наманикюрить, сделать химзавивку… Убрать некоторую избыточность.

Ты доволен реакцией зрителей?

Вполне. От публики ведь многого требовать нельзя. Ей и так, бедной, пришлось пострадать — вытащить себя из теплых кресел, оторвать от телевизоров, еды и отправиться Бог знает куда и непонятно зачем…

То, что происходит в зале во время репетиции, и то, что творится у тебя в голове, когда ты работаешь, здорово отличается?

Это совершено разные вещи. Режиссура ведь сродни переводу на другой язык. Тут необходимы иные способы, чтобы донести мысль, выраженную на бумаге посредством знаков, суметь переплавить ее в какую-то особую последовательность символов, мизансцен… И радостно, когда это удается.

Значит, литературный вариант и сценический, мягко говоря, не одно и то же?

Конечно. Литературный, как правило, больше, объемнее, хотя бы за счет авторских ремарок. Ну как ты сыграешь ремарку? Ею можно лишь руководствоваться. Или игнорировать.

Тексты твоих пьес очень концентрированы, в них много жирных авторских мазков, которые не всегда, наверное, угадываются в сценической постановке.

Поэтому я и собираюсь выпустить сборники моих пьес для чтения.

Ты пишешь не только на русском, но и на украинском. Отсутствие языковой среды в Москве не мешает?

Когда я работал над пьесой «Стальова воля», с ее украинско-польской тематикой и системой образов, то старался максимально погрузиться в этот мир всеми доступными для себя способами.

Например, носил вышитые украинские рубашки. Неужели тебе так уж необходимо все через себя пропускать, влезать в шкуру персонажа?

Допускаю, что можно написать пьесу о жизни эскимосов, попивая холодное пиво под тропическими пальмами. Но я должен «сидеть» в материале. Хотя безгранично верю в человеческую фантазию. Более того, человек, переживший то, о чем хочет написать, не всегда сможет сделать это хорошо. И наоборот, тот, кто обладает хорошим воображением, иногда достигает высот достоверности. Хемингуэй пробыл шесть дней на войне, и этого вполне хватило, чтобы потом на военную тему писать всю жизнь.

Мистический ужас, что муза тебя вдруг неожиданно покинет, тебе знаком?

Знаком.

А что у тебя сейчас в голове?

Думаю о том, что надо доводить до ума уже написанное и начинать новую пьесу.

О чем она будет?

Ну как можно сказать, о чем будет новая пьеса! Я могу рассказать лишь о проекте, в котором собираюсь принять участие. Мне предложили сделать римейк по «Пигмалиону» Бернарда Шоу. Но как он будет реализоваться, каким получится, я сам пока не знаю. И потом, любая говорильня — это выброс энергии. Чем больше о чем-то говоришь, тем меньше, как правило, делаешь. А для меня — делать все-таки пока важнее…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать