Математика наступает
Что должно измениться в школах на протяжении специального года?
Следующий учебный год, 2020—2021, объявлен в Украине математическим. Заявления Министерства образования и науки недавно еще раз зафиксировал президентский указ. Бояться, готовиться или не обращать внимания? Школы и министерство будут искать золотую середину. Ведь проблем собралось немало, и, как всегда, нужен комплексный подход для их решения. Понадобится и новый Закон об образовании, и Новая украинская школа, и сертификация учителей, только вот хватит ли одного тематического года, чтобы украинские ученики улучшили свои знания и результаты в непростой науке?
ЧТО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СРЕЗ?
Напомним, идея объявить следующий учебный год именно математическим вышла из стен Минобразования одновременно с обнародованием результатов международного исследования PISA. Украина приобщилась к нему впервые. Срез знаний проходил в 2018 году среди школьников, которым исполнилось 15 лет. Тестирование должно было определить, насколько хорошо наши ученики владеют читательскими, естественными и математическими компетентностями. Результаты по математике не только поразили, а лишь подтвердили и так известные проблемы, присущие в принципе всему среднему образованию: знаний мало, практических навыков недостает, а, чтобы иметь хорошие показатели, работать нужно всем.
«Исследование показывает, что 36% наших 15-летних учеников не достигают даже базового уровня знания по математике. То есть они имеют проблемы с задачами, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами. Результаты PISA-2018 показали, что мы должны системно работать над развитием математической грамотности у украинских школьников», — отмечала министр образования и науки Анна НОВОСАД во время обнародования результатов PISA.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Эксперты поспешили успокоить, что Украина с такими показателями отнюдь не отстаем, что исследование просто сравнивает образовательные системы 80 стран мира, приобщенных к PISA. Тестирование проверяет не так наличие конкретных знаний, а общий уровень усвоения школьных программ и умения практически применить полученную на уроке информацию. Кроме того, исследование изучает еще и влияние разных факторов на успешную учебу, начиная местом проживания и завершая уровнем квалификации учителя.
«ДАВНО СЛЕДУЕТ СОЗДАТЬ ЭКСПЕРТНУЮ СРЕДУ»
Одним словом, результаты PISA указывают те пробелы в образовании, которые следует латать немедленно. В МОП решили начать с Года математики.
«Меня всегда пугали так называемые компании, что вот объявим год математики, а затем год физики, но о математике уже забудем. Если математику считать как провальный предмет, то стоит сделать хотя бы трехлетний или пятилетний план или программу. За год мы можем только продвинуть что-то, потому что слишком много собралось проблем», — отмечает директор Финансового лицея Юрий ШУКЕВИЧ.
В действительности каждый год правительство посвящает определенной учебной дисциплине, например, 2018—2019 учебный год посвящался французскому языку, 2016 год проходил под эгидой изучения английского языка. А вот результаты, чего же удалось достичь, до сих пор не известны.
Анна Новосад после появления президентского указа практически развеяла обеспокоенность экспертов: одного года на математический ликбез недостаточно, потому в ведомстве будут работать над промоцией этой дисциплины на постоянной основе. Прежде всего, приобщат к этому профессиональное сообщество.
«Действительно, прежде всего нужно сформировать экспертную среду, незаангажированную и не зависимую от МОН, которая бы занималась всеми этими проблемами, — поддерживает позицию МОН Юрий Шукевич. — В Варшаве, например, есть методист по математике, который работает на уровне всего города. Нам давно нужно было сделать банк данных тех математиков, которые вопреки обстоятельствам достигли успехов, и сформировать из них опорную среду. Эти эксперты проанализировали бы учебники, программы, определили бы, что может мотивировать учителя, потому что дело не только в зарплате, у кого-то глаза горят в 70 лет, а кто-то после университета уже разочаровался в работе. То есть эксперты определили бы ключевые ошибки, а также готовили советы, как их устранять».
ПРОБЕЛЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО УКАЗА
В президентском указе о работе с экспертами не идет речь. В соответствии с его текстом Кабинет Министров должен утвердить план мероприятий Года математического образования в Украине. В документе правительственные чиновники должны прописать, как школа должна использовать ресурсы PISA, в частности учебники и программы, или же как развивать математические кружки, олимпиады, что вызвало бы живой интерес у учеников. К олимпиадам и конкурсам, преимущественно, школы приобщают небольшое количество учеников, дополнительные соревнования вряд ли изменят интерес к предмету в большинстве.
Еще одно предложение из президентского указа — внедрить обязательное внешнее независимое оценивание по математике с 2021 года. Это положение вызвало дискуссию. Ведь раньше экспертное сообщество настаивало, чтобы выпускники обязательно сдавали государственную итоговую аттестацию по математике, а не ВНО.
«Об обязательности сдавания математики при завершении школы действительно шла речь, и это теперь закреплено в законе о среднем образовании, — объясняла в «Фейсбуке» народный депутат и экс-заместитель министра образования и науки Инна СОВСУН. — Но речь шла о государственной итоговой аттестации (ДПА), которая выставляется в аттестат. И действительно она сейчас проводится в форме ВНО, но это не тождественные понятия. Вопрос: почему в тексте президентского указа идет речь о ВНО по математике, а не о ДПА? ВНО — это инструмент оценивания, но имеет значение последующее использование результатов. Сможет ли человек с негативным результатом получить аттестат? Будет ли ВНО по математике обязательным для поступления? Такая формулировка открывает широкое пространство для произвольных интерпретаций».
В целом педагоги видят, что текст президентского указа — это, скорее, набор фраз, чем конкретный план действий. «А где в указе хоть что-то о повышении квалификации учителей математики? Это основополагающие вещи для гарантирования качества учебы. Что такое «внедрение в учебу современных практико-ориентированных принципов»? Принципов чего именно? Что эта фраза значит вообще? Из формулировок чувствуется дух Академии педагогических наук, которой увеличили бюджет в этом году. Практические результаты из указа тяжело понять», — добавила Инна Совсун.
ЖИЗНЕННАЯ МОТИВАЦИЯ
Во сколько обойдется государству математический год, тоже пока неясно. Те же олимпиады, конкурсы и обустройство математических кабинетов нуждаются в средствах. Даже замена программ и учебников невозможна без должного и своевременного финансирования.
«Нужно полностью реконструировать программы по математике, — согласен Юрий Шукевич. — Часто коллеги говорят, что одна из причин невосприятия математики детьми — это ее непрактичное направление. Дети не видят связь заданий, задач, теорем с окружающей жизнью. Поэтому нужно пойти по пути изменений учебников и программ в сторону наполнения практических знаний. Вот учат дети геометрические фигуры, но если дать детям задачи измерить площадь комнаты и узнать, сколько метров обоев такой-то длины нужно поклеить, они не знают, как это сделать. То есть следует ввести больше задач в учебники практического содержания, которые приблизят к инженерии, STEM-технологиям, к компьютерным технологиям и жизненной практике».
Поэтому работы в Минобразования непочатый край. Математический год должен, прежде всего, привлечь внимание общества к важности этого предмета. Сейчас модно и востребованно посещать курсы английского языка. Большинство понимает, что без знания иностранного закрыты дороги для хорошей работы, высоких зарплат и банально комфортных путешествий. С математикой — то же. Необязательно знать наизусть все теоремы, но математическая база даст понимание, как происходит манипуляция данными во время выборов, почему не стоит верить абсолютно всем публикациям в научных журналах, как правильно продавать акции на биржах или как спрогнозировать, какие шансы на победу у любимой футбольной команды.
Выпуск газеты №:
№21, (2020)Section
Общество