Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мечта, природа и взрослый мир

Именно эти три момента, по мнению психологов, всегда привлекали подростков в Сервантесе и Дюма. Что предлагает тинейджеру современная литература?
14 ноября, 20:10
КСТАТИ, НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «День» НАЧАЛА АКЦИЮ «ПОДАРОК РОДНОЙ ШКОЛЕ». ЧИТАТЕЛИ ГАЗЕТЫ МОГУТ ПОДАРИТЬ КНИГИ «Дня» ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАМ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Некоторые люди думают, понимают и воспринимают мир по-взрослому, но физически и социально являются детьми. Это подростки. Возраст подростковый, тинейджерский, считается переломным, кризисным и одним из самых сложных как для самих молодых людей, так и для тех, с кем они общаются и живут. Он начинается приблизительно с 12—13 лет и продолжается до совершеннолетия — 18 лет, а то и дольше (в США — до 21 года; собственно, слово «тинейджер» происходит от окончания английских слов thirteen, forteen). В этот период психика человека вроде бы зрелая, характер вроде бы уже сформировался, но все это «вроде бы», так как очень многое зависит от того, чем подросток наполнит свою жизнь, кому поверит, за кем пойдет. Безусловно, очень важным является то, что читает молодой человек в это время (если читает, конечно). К сожалению, в Украине дети большей частью читают книги из школьной программы, а свободное время проводят у телевизора или компьютера. Но в любом случае не нужно смотреть на вещи пессимистически, потому что книжка развивает воображение, мышление — одним словом, развивает все.

Как отмечают знатоки книжного рынка, в Украине стараниями многих издательств уже хорошо заявили о себе книги для детей в возрасте от 0 до приблизительно 10—12 лет. А что предложить тем, кто постарше, кроме переводов (например, «Гарри Поттера»)? Общественная организация Центр исследования литературы для детей и юношества, обеспокоенная тенденциями, сложившимися на книжном рынке в этой сфере, поскольку ее эксперты считают, что «эта запущенная отрасль влачит жалкое существование, как и профессиональное внимание к проблемам подростков вообще», и организовала на книжной выставке «Медвин», которая проходила в Киеве, дискуссию о литературе для подростков.

ВЗРОСЛЫЕ КНИГИ ВОШЛИ В МИР РЕБЕНКА

Доцент кафедры филологии и методики начального образования Национального университета Прикарпатья им. Стефаника Татьяна Качак исследовала тематику, интересную для подрастающего поколения. В частности, она касается становления подростка как личности, его социализации, отношений с ровесниками и родителями, первой любви, сиротства, сексуального опыта, отношения к миру воображаемому и миру реальному.

— Изучая литературные запросы подростков Киевского лицея № 197, я подсчитала, что 55% опрошенных сказали, что читают зарубежную классику (это литература для взрослых, которая вошла в поле чтения подростков), 30% — «Гарри Поттера» (здесь повлияла реклама и стереотип «кто-то почитал — и я почитаю») и 10% — украинскую классику. Также я заметила, что многие из них хотят развития: если подростки прочитали интересную книжку, то ждут ее продолжения. Это проблема развития читательского интереса, и этим должны заниматься издательства и авторы. К тому же нужно попасть в период, когда ребенку интересна именно эта книжка. Но замечу, что есть темы, которые не реализованы в литературе. Например, темы референтных групп — групп, к которым принадлежит ребенок. Там своя субкультура, и очень часто взрослые не имеют доступа к этой группе, а коль так, то не знают, о чем писать, и не пишут, — отмечает Татьяна Качак.

Специалисты (и литературоведы, и писатели, и авторы учебников для детей) отмечают, что сегодня понятие подростковой книжки относительно: подростки с удовольствием читают писателей, которые когда-то писали книги для взрослых. В конечном итоге все зависит от личностного и психологического уровня каждого подростка. (Моя одноклассница Анжела, когда мы учились, кажется, в 5—6 классе, однажды поделилась впечатлениями от прочтения «Отверженных» Виктора Гюго: «Я так плакала над Жаном Вальжаном!») Поэтому, замечают эксперты, есть произведения, написанные специально для детей, а есть такие, которые вошли в круг чтения детей.

Конечно, на уровень развития каждого подростка влияет развитие и интересы, которые у него были в детстве: насколько родители были внимательными к эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка, насколько развитым или неразвитым является познавательный интерес (который при безразличии родителей убивается у ребенка до 5 лет); влияет, конечно, и то, как рано ребенок «присел» на компьютерные игры и как часто над его ухом гундит телевизор. Большинство родителей это недооценивают, но негативное влияние доказано.

В любом случае, даже когда дети вообще прекращают интересоваться книгами, изучать психологию и запросы подростков нужно, и нужно предлагать им хорошие книги. Не всегда этому способствует школа.

— То, что изучается в школе, ставит школьника в определенные условия, потому что книги, обязательные для прочтения, воспринимаются как навязывание. Младшие подростки их могут вообще не воспринимать, и происходит такое себе формирование «оппозиции к литературе». Меня Валерий Шевчук просил, чтобы я не включала его «Дом на горе» в школьную программу. Но моя студентка как-то сказала мне: «Как можно не читать «Дом на горе» Шевчука?» Я не послушала его и таки втиснула в программу. К сожалению, в нашей школе получается так, что школьная программа — это одно, а литература для детей — другое. В конце 90-х ее не было, мы имели советские произведения, которые были очень дидактичными: чиновники очень тщательно следили, чтобы писатели придерживались определенных схем. Да, был отрицательный и положительный герой, при этом положительный обязательно должен победить. А в действительности жизнь не так однозначна, и если ее показывать так плоско и однообразно, то от этого только негатив. Потому что литература — и детская, и взрослая — это живой организм, и произведения могут восприниматься по-разному. Только теперь эта литература может развиваться свободно, хотя есть много хлама: люди пишут и думают, что если сделать качественную полиграфию, проиллюстрировать, то на этом можно заработать, — говорит ведущий научный сотрудник Института литературы им. Шевченко Раиса Мовчан.

«ДОЛЖНЫ ПЕРЕВЕРНУТЬСЯ ПЛАСТЫ КУЛЬТУРЫ, ЧТОБЫ МЫ ПОНЯЛИ ЗАПРОСЫ ДЕТЕЙ»

Эксперты отмечают необходимость качественной книги в контексте технологического развития мира и влияния медиа на детей. Книга должна конкурировать с медиа, поскольку средства массовой информации дают готовые решения, готовые стереотипы поведения для ребенка, создавая для него условия «неразвития». Выход, по мнению научных работников, в тех книгах, в которых не даются готовые ответы; где мир цветной, а не черно-белый, где есть компромисс, поиск решения, а не «да» и «нет», «правильно» и «неправильно». Так считает директор Центра рейтинговых исследований «Элит-профи» Галина Родина, которая при этом отмечает, что подростка необходимо воспринимать как взрослого человека, иначе взрослые получат «страсти на шекспировском уровне».

— Сегодня происходит информационное засорение через телевидение, интернет. Для того чтобы человек развивался гармоничным, свободным, без рабства (в том числе и интеллектуального), ему нужно дать возможность выбора. Проблема подростковой литературы существует во всем мире, потому что человечество не так давно повернулось лицом к ребенку, к подростку. Человечество только учится относиться с уважением к малышам — 100 лет тому назад этого не было. Поэтому, чтобы мы поняли важность этого возрастного периода, чтобы научились коммуникации с детьми и подростками, мы должны перевернуть с головы на ноги целые пласты культуры, — считает Галина Родина. — На Западе, в США уже есть разумное отношение, когда все работают на государственном уровне с научными работниками над литературными запросами детей и подростков. Подросток — это уже не ребенок, но еще не взрослый, он все понимает, но не всем может овладеть, и в этом сложность. Если говорить о писателях, то Вальтер Скотт — это детский писатель? Сервантес — детский писатель? А Дюма? Это взрослые писатели, которые писали для взрослых. Но нынешние подростки с удовольствием их читают. Почему? Думаю, что есть три момента. Во-первых, в их произведениях есть мечта, во-вторых, природа, в-третьих, произведение изложено на уровне взрослого. Так писали Жюль Верн, Майн Рид.

По мнению госпожи Родиной, ближе всех в Украине к этому писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченки.

— Они очень тонко понимают психологию молодого человека и увлекательно, доступно описывают движущие силы, которые руководят поведением героев (Сергей — психиатр, потому он хорошо это понимает). Марина и Сергей не предлагают готовых рецептов, а описывают внутренний мир человека, его взаимодействие с внешним миром, и, думаю, что именно благодаря такому пониманию сил, которые руководят подростком, они собирают целые клубы почитателей. Если думать о воспитании морально здорового человека, то это перспективное направление литературы, — отметила Галина Родина.

ПОДНЯТЬСЯ ДО УРОВНЯ ПОДРОСТКА

Как отмечают специалисты книжного рынка, в Украине совсем нет системы оценки потребностей рынка, в том числе потребностей подрастающего поколения. То есть нет обратной связи с читателями, или она очень слабая (причем о подростках и речи нет). На Западе издатели изучают запросы с помощью психологов, социологов и даже философов: исследуется проблема и заказываются книги авторам. Среди авторов, произведения которых заслуживают внимания, в частности внимания подростков и их родителей, эксперты называют Марину и Сергея Дяченко, Оксану Думанскую, Владимира Рутковского, Владимира Малика, Михаила Ивченко, Галину Пагутяк. В их произведениях разворачиваются сюжеты на темы, которые интересуют подрастающее поколение, и они изложены без морализаторства, дидактики и так далее.

— В наших условиях отсутствует работа, которая проводится на Западе и уже в России, — с точки зрения науки и разумного. У нас пишут, но нет целенаправленной работы. Некоторых тем еще никто не касался. Например, армия. В России над этим успешно идет работа уже несколько лет, и кинематограф, и книгоиздательство создают позитивный имидж армии, показывают ее с привлекательной стороны. У нас до этого еще очень далеко, так же как и до таких тем, как дети-инвалиды, — заметила Галина Родина.

Как отметила писательница Марианна Кияновская, сегодня изменился и статус ребенка, и статус писателя. Да, дети стали полноправными потребителями на книжном рынке, и «нельзя традиционным способом решить, что читать детям». Во-вторых, должен измениться статус писателя, который должен быть не педагогом, а другом ребенка.

— На Западе действуют целые маркетинговые программы, чтобы заинтересовать ребенка книгой, потому что в настоящее время ребенок — это полностью новая реальность. Мне нравится, что такие писатели, как Леся Воронина, Владимир Малик, Олесь Ельченко, не дидактичные, они на уровне с читателем, и иногда ребенок оказывается мудрее взрослого. Для того чтобы знать читательский спрос, авторам нужно общаться с детьми. Хорошо, если у писателя есть свой ребенок. А если ему уже пятьдесят и дети уже выросли? Иногда даже пять лет могут составлять целую информационную эпоху, — сказала Марианна Кияновская.

В нашу информационную эпоху книга — это целый мир и отображение мира. К качественной книге нужно приучать, и результаты дадут о себе знать. Потому что если родители по-настоящему любят читать, если чтение влияет на их развитие и этот процесс не является всего лишь бегством от скуки, то это будет красивым уроком для детей. То же самое касается учителей в школе. Ведь только качественная книга сможет конкурировать с негативным медиапространством, которое губит собственное пространство подростка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать