«Мечтаю сыграть с Юдит Полгар»
Анна Ушенина — о тренерах, проигрышах и призовыхЯ и раньше общалась с шахматистами. Но впервые беседую с международным гроссмейстером такого высокого уровня, чемпионом мира. То есть чемпионкой. Может, поэтому меня удивляет, как Аня отвечает на вопросы: просто, искренне и в то же время — уклончиво, будто уходя от прямой атаки: «Вы — открытый человек?» — «Шахматисты не всегда скрывают эмоции»; «Вы бы хотели, чтобы ваш избранник разделял ваши интересы?» — «Всем приятно, когда их поддерживают!» Тоненькая, светлая, улыбчивая голубоглазая блондинка, легко свергающая титулованных фаворитов и стереотипы. Из двадцати семи лет жизни двадцать — в шахматах. Если все гениальное просто, то перед нами — подтверждение этого правила.
«ТРЕНИРУЮСЬ ПО ПЯТЬ-ВОСЕМЬ ЧАСОВ В ДЕНЬ»
— Аня, сегодня многих удивляет ваша победа. У вас было ощущение чуда?
— Никакого чуда я не чувствовала, хотя без везения не обошлось. Конечно, никто не ожидал, что я стану первой. И я тоже. Хотя у меня много достижений, но ставку на меня никто не делал.
— Теперь что-нибудь изменилось в вашей жизни?
— Пока еще ничего не поменялось. Да, я достигла самой вершины. Но самое трудное — это на ней удержаться, сохранить титул. Потому что теперь ко мне относятся суперсерьезно, все соперники изучают мой стиль игры, разбирают мои партии.
— Вы разрушаете все стереотипы о блондинках! Они как-то влияют на отношение к вам?
— Это хорошо — рушить стереотипы. Но обычно окружающие ко мне относятся уважительно. По крайней мере, я так отношусь к людям, и они отвечают тем же.
— Как начинался шахматный путь?
— Я научилась ставить фигуры на доску в 7 лет. Родители не ставили никаких далеких целей, просто считали, что шахматы полезны для развития, и отдали меня в секцию. С тех пор я никогда не прекращала играть.
— Какие предметы в школе вы любили? Может, вам помогала в шахматах математика?
— Математика мало относится к шахматам. Это точная наука. А шахматы — это творчество. Больше всего я любила историю, особенно древнюю. Меня всегда увлекали мифы и легенды.
— А был ли у вас тренер, который повлиял на выбор пути?
— У меня было много разных тренеров, но постоянного, который занимался бы со мной лично каждый день, — не было. Первым тренером я считаю свою маму. Нынешний тренер — Антон Коробов, харьковчанин, международный гроссмейстер. Кстати, вот он верил, что я выиграю чемпионат. Во время этих соревнований Антон помогал мне, давал советы по Интернету в каждой партии. Мы выстраивали тактику в зависимости от соперника. Дома я в основном работаю самостоятельно, изучаю шахматный материал, тренируюсь по пять-восемь часов в день. Это большой трудоемкий процесс — анализ партий, работа на компьютере. Если говорить о стилях игры, то мне нравится экс-чемпион мира Анатолий Карпов, импонирует его манера.
— Можно сказать, что вы самоучка?
— Да, так и есть! В основном я тренируюсь сама. Я не могу оплачивать тренера. И спарринг-партнеров у меня нет, потому что это удовольствие не из дешевых. Я просто участвую в соревнованиях. Надо много и упорно работать, и в конце концов победа придет.
— Работа работой, но все-таки вы говорите о везении. У вас есть какой-то секрет удачи?
— Я думаю, надо верить в хорошее. Я всегда надеюсь на лучшее, а там — как получится. И еще не надо концентрироваться на прошлых поражениях. Есть люди, которые тяжело переживают проигрыш, всегда хотят отыграться, ставят цель «только выиграть». Я никогда не задумываюсь — выиграю или проиграю, просто играю в шахматы.
КИТАЙСКИЙ ХАРАКТЕР И ШАХМАТНЫЙ БУМ
— Аня, как вы отдыхаете? Что увлекает, кроме турниров?
— У меня вся жизнь проходит в тренировках или поездках. У людей, которые заняты серьезной работой, не остается времени на что-то грандиозное — покорять горы или леса. Могу посмотреть какой-то сериал, чтобы разгрузиться. Даже в поездках редко удается погулять по городу, хотя и хочется.
— Какие страны вы объездили?
— Проще сказать, где я не была! В Австралии, Африке, Америке. А так почти везде — в Индии, Франции. Одна из моих любимых стран — Китай. Там все интересно и необычно, очень отличается от нашей привычной жизни. Даже китайский календарь. Например, я родилась в год быка, и особенности знака мне подходят. Хотя я считаю гороскопы развлечением.
— А вам нравится соревноваться с китайцами?
— С ними играть очень непросто. Характер у китайцев очень стойкий! Они играют до конца и в самой плохой позиции не падают духом. Стараются найти малейший шанс, чтобы выбраться из проигрыша. Сейчас в Китае шахматный бум, особенно в женских шахматах. Это поддерживается на уровне государства, шахматисткам выплачивают очень высокие стипендии, особенно тем, кто уже чего-то достиг. Отбирают талантливых детей по всей стране, выделяют им тренера, поддерживают материально. Поэтому китаянки очень сильные.
— В Украине поддержки нет?
— Нам в олимпийской сборной платят маленькую стипендию, как у школьного учителя. А чтобы выступать на турнирах, надо оплачивать не только свою поездку, но и зарплату тренера, его питание, проживание — все за наш счет. Правда, сейчас наметился прогресс. В 2010 году президентом федерации стал Виктор Капустин, он сам любитель шахмат и старается их развивать и продвигать, что очень непросто — обратить внимание государства на проблему, убедить, что нужно вкладывать деньги в шахматы, вводить их в школах, чтобы дети лучше развивались. Необязательно, чтобы дети стали известными чемпионами, ведь шахматы полезны для усидчивости, выносливости, концентрации, развития интеллекта! Один российский тренер рассказал мне, что однажды к нему в шахматный кружок привели мальчика лет пятнадцати с отставанием в умственном развитии. Он был на инвалидности, не учился в школе, не мог сложить два плюс два, не умел писать. Мама просто привела его, чтобы он побыл среди детей. И он начал играть, научился записывать свои ходы. И через короткое время, через полгода или, может, год, он начал нормально писать и считать. И на очередной комиссии врачи были в недоумении, не поверили своим глазам.
— А вы уже получили денежный приз за свою победу? 60 тысяч долларов — неплохие деньги.
— Еще не получила, не знаю, когда получу. Но с этой суммы надо будет выплатить огромные налоги, и еще у меня были большие расходы на участие, так что от приза останется очень мало денег. Хорошо, если половина...
— Аня, как водится, хочу спросить о ваших планах на будущее.
— Особенных планов еще нет. Пока хочу отдохнуть и уже после Нового года участвовать в соревнованиях. Собираюсь учиться вождению. Хочу когда-нибудь сыграть с Юдит Полгар. С ней играют как с сильным мужским гроссмейстером, не воспринимают, как слабую женщину.
Выпуск газеты №:
№224 (2012)Section
Общество