Медицинская реформа. С деньгами или без?
В 2015 году финансирование здравоохранения подвергается изменениям. Среди предложений — урезать бюджеты всех ведомств на 25% и прекратить государственное финансирование Академии медицинских наук
Медики несколько обеспокоены будущими новациями в сфере здравоохранения. Поводов для этого хватает. Во-первых, есть предложение Министерства финансов урезать бюджеты всех ведомств на 25%. Такой документ получили и в Академии медицинских наук. Во-вторых, есть стратегия реформирования медицинской системы, которая сейчас проходит общественное обсуждение. В ней тоже есть предложение относительно финансирования медицинских учреждений. Академии медицинских наук предлагают прекратить государственное финансирование вообще. Такую информацию остро восприняли в институтах, которые подчинены академии. Ведь речь идет об их рабочих местах, заработных платах и тысячах пациентов. В-третьих, Киев с 1 января будет проводить собственную медицинскую реформу, так или иначе очередные изменения опять зацепят всех — от районных поликлиник до институтов НАНУ.
Что делать и как не допустить финансового краха в медицинской системе, у каждого из ее участников свое виденье. Например, в Научном центре радиационной медицины, который подчиняется АМН, сейчас обеспокоены проектом медицинской реформы, где говорится о прекращении финансирования академии. Напомним, что над стратегией работала совещательная группа экспертов из Украины и из-за границы, участие в этом принимал и нынешний министр здравоохранения Александр Квиташвили. То есть существует вероятность, что большинство предложений в медицинской пертурбации, очевидно, будет поддержано и внедрено новоизбранным министром.
— Такое предложение настораживает... Как нам выживать — непонятно, — рассказывает заведующий одним из отделений Научного центра радиационной медицины Елена Стадничук. — В центре мы лечим потерпевших от Чернобыльской аварии. Наша клиника рассчитана на 530 коек, за год проходит лечение 8-9 тысяч пациентов. Без нашего центра Академия медицинских наук, может, и будет существовать, потому что уже столько лет прошло после трагедии. Но как же институт Амосова или нейрохирургии, которые тоже подчинены академии. Даже если сделать платные услуги, на самоокупающейся системе мы не протянем. Найти другие источники финансирования — для нас такой путь не подходит, существовать полностью за счет пациентов медицинское заведение не может, потому что это большие площади, большие суммы за услуги, питание, оплату труда тех же медицинских работников.
Что же думают по этому поводу в самой Академии медицинских наук, «День» спросил у члена Президиума Владимира Михнева. По его словам, в ближайшее время состоится заседание Президиума, где будут рассматривать вопрос о предложении Минфина сократить свой бюджет на 25%. Будут думать, где брать дополнительные источники финансирования. А вот идею прекращения финансирования академии вообще, описанную в медицинской реформе, считают неофициальной и витающей в воздухе.
— Это не официальный документ, это намерения какой-то группы, которая создала такую концепцию, такое мнение действительно есть. Но принять это не так просто, потому что существование академии защищено многими законами, нужно проводить широкое обсуждение, принимать определенные законодательные изменения, не думаю, что до этого дойдет, хотя времена таковы, что все может быть, — добавил Владимир Михнев.
Хотя собственно реформаторы, кому принадлежит предложение лишить государственных средств Академию медицинских наук, объясняют, что сейчас все эти идеи на стадии обсуждения и на формирование бюджета страны на следующий год никоим образом не влияют. Даже если такое предложение реформаторов правительство поддержит, то речь будет идти не о полном лишении государственных средств, а об изменении системы финансирования.
— Финансирование по принципу бюджетного учреждения говорит о финансировании ставок и окладов его работников. Экспертная группа считает, что АМН должна выполнять заказ: они его формируют, определяют, кто это выполняет и тому подобное. Складываются другие механизмы финансирования вообще. Государство в лице Минздрава или Кабмина должно поставить задачу, что нам нужны исследования в определенной медицинской отрасли, под это выделяются средства, а академия уже выполняет эту задачу, — объяснил нам председатель экспертной группы, которая работала над реформой, Владимир Курпита.
Судьбу институтов, подчиненных академии, реформаторы пока не трогают. Поэтому, возможно, всполошились медицинские коллективы несколько преждевременно. Сейчас лучше готовиться к будущим переменам в медицине столицы. Ведь тут уже все определено окончательно и поддержано депутатами Киеврады.
— Самые первые шаги — перераспределить бюджет на медицину: за предоставленные услуги, а не по количеству коек. Нужно остановить финансирование по принципу «койко-день», потому что те койки, которые имеются в больнице, используются на 50%, но главный врач старается сохранить их, так как получает финансирование именно за их счет, — объяснял на прошлой неделе киевлянам заместитель мэра Михаил Радуцкий. — Второе: мы открываем с 1 января восемь больниц интенсивной терапии, которые будут оказывать только высококвалифицированную помощь — реанимационные меры или хирургические вмешательства, нигде в мире нет, что в больнице 21 день лежит больной с гастритом. Все остальное будут делать амбулатории семейного типа или районные поликлиники.
Как и обещали киевлянам ранее, в столице создадут муниципальную страховую компанию. Как объясняет Радуцкий, она будет конкурировать с другими страховщиками, но ее задача — найти дополнительное финансирование для киевской медицины и оказывать качественные услуги. Также планируют забрать у больниц функцию стирки белья, это будет делать одно коммунальное предприятие для всех медучреждений. Экономия от этого — несколько миллионов гривен. И есть предложение, чтобы врачи, которые работают в ТМО «Стоматология» (государственная структура), зарегистрировались как частные предприниматели. Власть Киева обещает им льготные условия для аренды своего рабочего места.
По словам Радуцкого, на 95% новации по-киевски совпадают со стратегией медицинской реформы для всей страны. И что главное — дополнительных средств на все эти изменения не нужно. Поэтому столичная власть хочет сделать Киев пилотным городом в медицинском реформировании, об этом будут просить министра Квиташвили. Позитивные изменения обещают уже через полгода.
КОММЕНТАРИЙ
«ИДЕИ АБСОЛЮТНО ОТОРВАНЫ ОТ РЕАЛИЙ»
Виктор СЕРДЮК, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов:
— С одной стороны хорошо, что министр здравоохранения Квиташвили был в стратегической группе, которая разрабатывала эту реформу, но неизвестно, автором каких положений реформы он является, то есть, что он будет отстаивать. Его назначение можно оправдать лишь его умениями, реализованными в Грузии. Собственно, очередная концепция мне напоминает какое-то заболевание — «реформоформию». Идеи абсолютно оторваны от реалий. У нас идет война. Но там не вспоминается о военно-полевой медицине, перепутаны значения экстренной и скорой медицинской помощи и сказано, что это все неактуально. А концепции военно-полевой медицины базируются исключительно на сети гражданских экстренных станций. 90% всех раненых так или иначе транспортировались бы гражданскими скорыми. Абсолютно об этом не говорится. Мы в настоящий момент готовим отдельный комментарий относительно стратегии, формируем общественный медицинский мониторинговый комитет с другими экспертами, потому что дальше жить с такими решениями нельзя.
Все, что будут генерировать реформаторы, мы будем анализировать с точки зрения рисков, о чем тоже не вспоминается, потому что не говорится о том, а что будет, если не получится изменить так, как запланировано. В стратегии ни слова не говорится, кто будет отвечать за реформу. В одном месте вспоминается, что именно этим будут довольны пациенты, но чем именно? Где прописано, что стоит задача, чтобы люди меньше платили из своего кармана, потому что это ведет к обнищанию. Реформа не отвечает фундаментальным требованиям Ассоциации с ЕС, и, соответственно, не отвечает Европейской социальной хартии, статье 11, гарантирующей право на здоровье. В этом году проводились выставки Европейского комитета относительно социальных прав о полном несоответствии системы здравоохранения Украины требованиям статьи 11, собственно, эти требования являются обязательными к выполнению. А то, что пилотным признали Киев в этой реформе, то здесь будет интересно. Потому что, что значит менять владельца больницы, как продавать и приватизировать то, во что вложены сотни миллионов уже украинских денег? Сегодня продадут больницу, сделают гостиницу, пообещав, что построят еще три медзаведения за городом. А затем объяснят, что в связи с войной и экономическим кризисом отказались строить больницы. И это еще один аргумент, почему создаем медицинский центр мониторинга, для контроля за такими случаями.
Выпуск газеты №:
№238, (2014)Section
Общество