Медицинский заслон
Врачи на Майдане создали эффективный механизм помощи
За 17 дней Майдан стал своеобразным городом в городе. И очень важно было уберечь его от заболеваний, противопоставить вызовам непогоды, риска инфекций и простуд, возможному учащению сердечных приступов и гипертонических кризов в обстановке долговременного стресса, — то есть обеспечить надежные врачебные заслоны. Вот почему с первых же часов массовой протестной акции в составе Комитета национального спасения начaал действовать и медицинский штаб. Его возглавил известный нейрохирург, член-корреспондент АМН Украины, председатель комитета Верховной Рады по вопросам охраны здоровья, материнства и детства, профессор Николай ПОЛИЩУК.
— Первые машины скорой помощи появились вблизи Майдана к исходу первого вечера противостояния, — рассказывает Николай Ефремович. На утро их было более десяти, а далее в распоряжении штаба — около двадцати. Наряду с каретами городской станции скорой помощи и медицины катастроф в конвейер включились и подразделения фирм «Биомедтех», «Борис», «Добробут» — с полным медикаментозным и аппаратным оснащением. Вскоре начали прибывать и бригады скорой помощи из Полтавы, Смелы, Тернополя, Львова, других городов страны. В короткие сроки возникли первые медицинские пункты. Один из них немедленно оборудовала амбулатория семейной медицины по ул. Трехсвятительской, 7, что неподалеку от Украинского дома, а второй, по распоряжению властей города, открылся на ул. Заньковецкой. Знак Красного Креста выделил и одну из палаток, разворачиваемых волонтерами на Крещатике.
Но мы отчетливо понимали, что нужно опережать события: ведь людской поток рос и рос. Систему дислоцирования и комплектования медицинских пунктов (а их работало более сорока) возглавили Олег Мусий, председатель Киевского врачебного общества, и акушер-гинеколог из Львова Наталья Готь. Остро требовались мобильные врачебные группы, передовые эшелоны противодействия недугам, включая и психологическую поддержку. Это направление быстрого реагирования взял на себя Станислав Нечай, врач, окончивший магистратуру в Академии государственного управления, — между прочим, составитель одного из первых в независимой Украине «Русско-украинского медицинского словаря». К слову, тут в эпицентре революционных событий, возник совсем особый словарь медицины Майдана — альтруизм, близость, выдержка, готовность протянуть руку нуждающимся, доброта.
Диспетчерская работа, горячая линия связи «ополчения» была возложена на Виктора Яхно. Медикаментозное и материально-техническое обеспечение наших форпостов взял на себя врач Николай Сивак, а миссией провизоров руководил Виталий Прокопец. В сущности, ежечасно осуществлялась невидимая гигантская работа. Ведь магистрали центра города объединили в эти недели свыше трех миллионов человек. Палаточные городки собирали под свой кров самых стойких. Тысячи и тысячи добровольцев согревались поначалу в эти холодные ночи лишь своим дыханием. Значит, и медицина держала серьезный экзамен.
К счастью, мы были не одиноки. Нельзя не сказать об энергичнейшей помощи городского и районных управлений здравоохранения. Так, своеобразные мини-поликлиники с круглосуточным дежурством врачей, фельдшеров, медицинских сестер оборудовали и открыли Святошинское, Деснянское и Подольское райздравуправления. В распоряжении медиков имелись не только медикаменты всех видов, — они выдавали прибывшим мыло, зубные щетки и пасты, другие гигиенические принадлежности. То есть приоритетом в тактике медицинских работников (а их в медпунктах трудилось свыше тысячи, в том числе более семисот врачей) стали профилактика и гигиена. Вот почему каких-либо эпидемических последствий при переходе массы людей на экстремальный режим жизни и питания не последовало. Тогда как пессимистических предсказаний было предостаточно. Конечно же, положительную роль тут сыграл, так сказать, революционный дух, эмоциональный подъем.
— Создание такого всеобъемлющего щита было, несомненно, нелегкой задачей.
— Да, это так. Вот несколько цифр. К примеру, 6 декабря (а сводки составлялись ежедневно на протяжении всего периода акции протеста) в медицинские пункты обратились где-то четыре с половиной тысячи человек. У трех тысяч пикетирующих были зарегистрированы ОРЗ, у 10 начиналась пневмония, 57 пациентам была оказана помощь по поводу травм. Конечно, большинство из них не покинули акцию. Медицинскую эстафету подхватили и стационары. Так, в хирургическом отделении больницы № 18 по бульвару Шевченко, курируемой кафедрой факультетской хирурги № 1 Национального медицинского университета, были успешно пролечены участники событий в связи с обморожениями, фурункулами и т.п. К счастью, патология не была тяжелой. Кстати, среди доставленных в клинику по поводу обморожений были также и два шахтера из донецкого «десанта». А в медицинских пунктах палаточных городков трудились также преподаватели других кафедр Национального медицинского университета, многочисленный отряд студентов-медиков...
В целом, как ни парадоксально, заболеваемость в Киеве не возросла. И тут сказался не только дух борьбы как таковой. Своевременно, грамотно и широко применялись профилактические препараты. Это, в частности, амизон производства фирмы «Фармак», относящийся к лучшим средствам, купирующим простудные явления. «Фармак» выделил его в достаточном количестве и, понятно, совершенно бесплатно.
— Очевидно, это не единственный «эликсир» Майдана?
— В первые же дни большое количество сердечно-сосудистых и противовоспалительных средств предоставила фирма «Дарница». Не остались в стороне Борщаговский химфармзавод, известные фармацевтические компании «ГлаксоСмитКляйн» и «Сервье». То есть медпункты в международном центре культуры и искусств на Институтской, в Украинском доме, мэрии, Доме профсоюзов, филармонии, в палаточных городках были обеспечены самыми современными лекарствами, сразу же шедшими в ход.
— На киевском вокзале в эти дни и ночи работал хорошо оборудованный медпункт, развернутый медицинским институтом Украинской ассоциации народной медицины. Кстати, помощь оказывалась обеим сторонам бастующих.
— Я говорил со студентами и преподавателями нескольких клинических кафедр этого молодого вуза, ставшими и оплотом своеобразного братания в муравейнике вокзала. Да и как могло быть иначе! Медицина не делит пациентов на «своих» и «чужих».
— А где, Николай Ефремович, находились в трудные часы и дни вы сами?
— Я практически неотлучно находился среди людей, да и штаб действовал круглосуточно. Когда началось пикетирование здания Администрации Президента, вообще не покидал эти колонны, понимал, что может произойти непредсказуемое. Работу штаба координировал в эти часы мой заместитель Святослав Ханенко.
Вскоре ко мне присоединились девятнадцать коллег-хирургов из городской больницы скорой помощи, где я тружусь в течение многих лет. Возник эпизод, возможно, и не чисто медицинский. Людей на Шелковичной вдруг стал теснить таран со щитами. Надо было что-то делать. Взявшись за руки, мы выстроились цепью в первом ряду. Хирурги — ребята довольно крепкие. Возможно, и поэтому вскоре последовала команда — «Отставить»...
— О чем свидетельствуют и к чему призывают медицинские уроки Майдана?
— Мне думается, что это оптимистические уроки. В обществе укрепилось мнение, что у нас равнодушное здравоохранение, где бал целиком правят денежные отношения. Но вахта в Киеве, к которой мы еще не раз будем возвращаться, эти семнадцать мгновений «весны пробуждения» показали и доказали обратное: в городах и в селах Украины, в провинциальных больницах и столичных центрах — великое множество врачей с честными горячими сердцами и светлыми головам, а государство и общество обладают высокопрофессиональной и этически достойной медициной. Символично, что как раз в этот период в Институте хирургии и трансплантологии АМН Украины, руководимом профессором Валерием Саенко, была произведена пересадка доли печени — от брата сестре. Такое же братство в отношении к людям, решившимся встать с колен, проявили и медики. Осмысления заслуживает и организация дела. Гигантский, без преувеличения, медицинский механизм Майдана действовал быстро, слаженно, эффективно. Все это предстоит учесть и возродить в становлении медицины новой Украины.
Выпуск газеты №:
№234, (2004)Section
Общество