Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Место встречи свободных людей

Антон ФЕДОРОВ: «Сегодня в Краматорске реально модно быть украинцем»
07 августа, 11:26

Нас не должно это радовать, конечно же. Более того — это не делает нам чести. Но это факт — неоспоримый и очевидный. Именно война заставила нас, жителей многомиллионной огромной страны в центре Европы, начать строить гуманитарные коммуникации между различными — полюсарно различными — регионами этой страны, учиться слушать и понимать друг друга.

Любое нормальное государство, руководствуясь инстинктом самосохранения, делает это как само собой разумеющееся — постоянно. Нам понадобилась война, чтобы услышать голос этого инстинкта (одного из базовых, между прочим), неустанно взывавшего к нам все 24 года нашей независимости. И да, чести нам это не делает. Но мы очень быстро стали наверстывать собственные упущения. Ибо процесс налаживания коммуникаций приобрел характер необратимого. И никакая власть отныне не сможет его нарушить. Пожалуй, это самое неприятное, что может получить любая власть в современной Украине — прозревание граждан, их непосредственное и активное общение, целеустремленное взаимодействие и искреннюю взаимопомощь. Люди, познавшие силу этих явлений, уже не захотят и не смогут от них отказаться.

Всякий раз, посещая различные города Донбасса, я общаюсь с людьми — со всеми, кого встречаю. Мне очень важно знать, о чем они думают, чем живут и что хотят. Потому что от их мыслей, их мировоззрения и жизненных устремлений во многом зависит будущее моей страны. Недавно при поддержке Госкино мы провели показы новых украинских фильмов в Славянске, Краматорске, Попасной. В Краматорске демонстрацию фильма Анны Акулевич «Це я» нам помогли организовать ребята из культурного пространства «Вільна Хата». Этот социально-культурный центр заявляет о себе как «неформальное, свободное, творческое пространство. Место встречи свободных людей. Место для творчества, саморазвития, представления и воплощения своих идей» — проект, качественно и исторически новый для индустриального Краматорска. Появился он в результате все тех же межрегиональных коммуникаций. И меня никто не переубедит в том, что если бы подобные проекты раньше начали бы организовывать в различных населенных пунктах по всему востоку Украины, то война на Донбассе оказалась бы практически невозможной.

О работе, которую проводит «Вільна Хата», о том, как меняется лицо Краматорска и сознание его жителей, мы поговорили с одним из координаторов проекта Антоном ФЕДОРОВЫМ.

***

— Как и когда появилась идея обустроить в вашем городе территорию культурного пространства?

— В августе прошлого года, после освобождения Краматорска, проект «Будуємо Україну разом» собрал в нашем городе волонтеров со всей Украины (особенно много было из Западной, в частности, Львова) — они отстраивали дома, пострадавшие во время обстрелов. Волонтеры жили прямо во дворе одного из домов, в палатках. Местные ребята им помогали. Тогда и возникла идея создать постоянное пространство, где будут собираться люди, не безразличные к чужим проблемам. Инициатива шла от нас, а организовать такую структуру помогла «Львівська освітня фундація»: культурное пространство «Вільна Хата» — один из ее проектов. В Краматорске «Хата» начала функционировать с декабря 2014-го. Львовяне были здесь несколько месяцев — помогали все налаживать, собрать нормальную команду. Когда увидели, что мы уже можем работать самостоятельно, уехали, но мы постоянно с ними на связи.

Помещение арендуем у местного бизнесмена, который пошел нам навстречу и предоставил его на лояльных условиях. Финансирование происходит за счет различных международных фондов, в частности фонда «Відродження».

Сейчас в нашей команде шесть человек, все из Краматорска. Работаем по четырем направлениям: «Навчайся», «Твори», «Відпочивай», «Допомагай». Программа «Навчайся» — это лекции. «Твори» — созидательная деятельность здесь и сейчас, с проведением мастер-классов, работой в нашей мастерской, в которой все желающие создают ручные изделия. «Допомагай» — социальное направление. «Відпочивай» — культурный отдых в нашей «Хате».

В рамках «Твори» мы, например, вместе с молодежью убирали город, местные предприниматели помогли нам со специальными штырями, на которые накалывается мусор. По программе «Навчайся» работаем со сложными семьями, с людьми, оказавшимися в трудной ситуации. Опять же, помогают местные бизнесмены, благодаря которым собирается помощь для детей-сирот, для которых также проводим различные мастер-классы. Плюс просветительская деятельность: раскрываем для жителей города мир в его многогранности, а не так, как преподносят его наши педагоги и воспитатели, когда предел мечтаний для ребенка — стать поваром или парикмахером. Людям это нужно доносить, поэтому занимаемся с мамами детей разных возрастов.

— Расскажите о себе.

— Я сам из Краматорска, вырос в центре города. Получил два образования — средне-специальное и высшее, по специальности «фармацевт». Но поскольку эта профессия малооплачиваемая, я занялся строительством: подумал, что честным способом только так можно заработать нормальные деньги. Долгое время ездил в командировки на строительные объекты по всей стране. Но когда узнал от брата о проекте «Будуємо Україну разом», вернулся в родной Краматорск — решил, что здесь я нужнее.

— Можно ли сказать, что здесь у людей основная жизненная траектория «дом-работа-дом», и больших запросов к жизни нет?

— В нашей «Хате» психологи проводили несколько курсов по саморазвитию и самореализации. И стало ясно, что у многих людей практически отсутствует абстрактное мышление. Такие тренинги им реально помогают, потому что у большинства действительно в жизни только «дом-работа-дом», причем безвыездно из города. И что очень печально, люди почти не общаются между собой. На работе они в своем кругу — и на этом все общение заканчивается. А дома — общение с телевизором или с Интернетом. И соответственно, что человек узнал по телевизору — то и отложилось у него в голове: собственное мнение, личностное виденье окружающей обстановки отсутствует. Мы стараемся как можно больше разнообразить общение краматорцев — приглашаем их сюда, чтобы они тут между собой просто общались.

«ВІЛЬНА ХАТА» ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГОРОЖАНАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБРАТЬ ДОСУГ ПО ДУШЕ: ЭТО И КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ, И МАСТЕР-КЛАСС ПО РИСОВАНИЮ, И КОНЦЕРТЫ…  / ФОТО С САЙТА VILHA.PP.UA

 

— В разных городах Донбасса от местных жителей я слышала одно и то же: большинство людей за всю жизнь практически не покидало даже свой населенный пункт, не говоря уже о поездках в другие регионы страны...

— Честно говоря, это так. Лишь немногие отправлялись в какие-то поездки. В последнее время стали ездить больше — и это, конечно, очень расширяет кругозор и помогает лучше видеть картину жизни, не основываясь на чужом мнении, которое гласит: нас там не любят или вообще за людей не считают... Оказывается, везде есть нормальные люди. Когда я работал на одном строительном объекте в Западной Украине, бабушка-гуцулка оказала нашей «восточной» бригаде такое гостеприимство, кормила нас так вкусно, что мы иногда даже не могли все съесть. И те, кто приехал сюда из западных областей, открывают нас с неожиданной для себя стороны: «О! — удивляются они, — а вы что, тут еще и по-украински разговариваете?» Такие обмены, пусть даже не самого широкого масштаба, показывают нам, что мы — не разные.

— Ваша «Хата» пользуется популярностью?

— Да, потому что подобных проектов в городе больше нет и никогда не было. Есть ночные клубы, Дворец культуры, в котором регулярно проводятся мероприятия, даже высокого уровня, к примеру, гастроли балета Писарева. Но это коммерческие мероприятия, и походы на них стоят денег, а значит, позволить себе может далеко не каждый. Поэтому вопрос с проведением досуга стоит остро. В ночных клубах что? Потанцевать, выпить, познакомиться... Это не всем интересно. И то, ночных клубов у нас всего несколько, и они надоедают. Посидеть на улице? Ну, летом еще можно... Сейчас у нас посещаемость немного меньше, а зимой вообще толпы были. Потому что людям просто негде проводить свободное время, даже за деньги. А в «Хате» постоянные тусовки, ивенты — конечно, интересно, и мы стараемся разнообразить досуг горожан: различные программы для детей, для взрослых — лекции, кроме прочего. Вот, приезжал Павел Шеремета. С ним интересно пообщаться, собрались представители бизнеса. Люди постепенно что-то находят себе по интересам: то ли это курс по психологии, то ли мастер-класс по рисованию, концерты. Стараемся разнообразить формат, чтобы привлечь внимание. Но опять же — для чего привлечь? Чтобы найти и аккумулировать людей, которые вместе с нами смогут донести идею социальной адекватности: если ты живешь в этом городе, будь ответственным за него, привнеси в него что-то полезное. Тут будут жить твои дети. Потому что, в принципе, у большинства такого отношения к своему городу нет: интересы за пределы семьи и работы не выходят. При этом, если от города они чего-то недополучают, надо на него еще и пожаловаться. Потребительское такое отношение. Все жалуются: у нас не работают коммунальные службы! Итак, ребята, соберитесь подъездом и уберите свой двор. Наша целевая аудитория — школьники, студенты, многие взрослые. Организовываем их для реализации серьезных проектов по улучшению города и качества жизни. У нас ведь в учебных заведениях до сих пор воспитывают не личностей, а заводчан. Да, понятно, Краматорску нужны рабочие для заводов, потому что город индустриальный, но мир-то уже давно изменился, а советская система продолжает доминировать. Но люди постепенно выйдут за ее рамки. Почему все должны стать исключительно рабочими на заводах — есть же и творческие личности, которые должны себя реализовывать. Но у нас учебные заведения ориентированы на нашу промзону. И какой выбор у молодого человека? Если у него нет возможности учиться за пределами Краматорска — то здесь он получит только индустриальное образование. Будет работать либо на заводе, либо в сфере услуг — другим специальностям здесь не учат. В Краматорске есть две школы искусств, но только для детей. Если взрослый захочет научиться рисовать — ему негде.

— Как вы считаете, почему такое культурное пространство не появилось в Краматорске раньше?

— Наверное, не было нынешнего стечения обстоятельств. Идеи подобные были, но реализовать их так и не смогли. Просто исторически раньше не сложилось.

— Как здесь воспринимается украиноязычный культурный продукт?

— Девяносто процентов жителей Краматорска говорят по-русски, но украинский все понимают, просто нет разговорной практики. Но стоит выехать на девять километров от города — там уже все говорят на суржике, даже в пригородах Краматорска, даже молодежь. Никакого отторжения украинского языка нет. Официальные мероприятия тут всегда проводились на украинском. И публика на такие мероприятия собиралась всегда. Люди, по большому счету, не разделяют — русский, украинский... Ну, ведь сейчас все украинское у нас в тренде. Вышиванки — это модно. Фенечки всякие, другая украинская этническая атрибутика.

Раньше — да, у местных жителей доминировало мнение: мы здесь — они там, и все мы живем по-разному. Исторически сложилось так, что регион находился под сильным влиянием России. Но сегодня реально модно быть украинцем. Стоит лишь посмотреть на нашу молодежь: сколько стало носить вышиванки! Здесь никогда такого не было. По Украине — да, я видел дедушек, которые на поле пахали в вышиванках. А тут — никогда! И теперь молодые люди сами их надевают. Один надел, другой посмотрел — о, прикольно! И тоже надел. И люди не боятся и не стесняются.

— Что, по вашему личному мнению, должна сегодня сделать остальная Украина для жителей Донбасса?

— Начать слушать людей. Нравится или не нравится, что они говорят — их надо слушать и услышать: молодежь, пенсионеров — всех. Должна быть связь власти и людей. Чтобы не было два отдельных государства — власть отдельно, народ отдельно. Допустим, принимается какой-то закон — надо услышать, подходит ли он людям. Может, люди и промолчат, но потом будет очередная революция.

— Понимаете, в Киеве люди не молчат никогда. Может, люди и здесь должны как-то выражать свое несогласие, возмущаться в конце концов?

— Надо не возмущаться, а сотрудничать, идти на контакт. Почему все должно доходить до возмущения? Представители власти должны собирать народ и обсуждать разные актуальные вопросы. Естественно, начиная с представителей местной власти. У нас сейчас появились вече. К людям выходят зампредседателя горисполкома или сам председатель, и рассказывают, что они сделали или хотят сделать. И уже проявляется какая-то связь с народом. Когда я узнал, что у нас такое есть, подумал: ого! наконец что-то начало меняться! У нас, как-никак, демократия, и она должна существовать не только в словесных декларациях.

Краматорск сегодня вообще заметно изменился. Исчезло большинство этаких пацанчиков а-ля лихие 1990-е. Раньше по вечерам они часто встречались, А за последний год разъехались: кто в Россию, кто — в Донецк. Сделали свой выбор. В городе их сейчас практически нет — и тут стало намного спокойнее, можно гулять вечерами без страха. Не то что раньше — когда тебя могли поймать, отжать телефон или вообще пригрозить ножом. Краматорск в свое время был реально криминальным городом.

И уровень военных изменился. В прошлом году, когда все начиналось, тут таких бойцов можно было повстречать! Сначала было ополчение «ДНР», в которое понабирали кого попало, они вообще выглядели как полубомжи: камуфляжные штаны и пляжные шлепанцы. Потом пришли наши. Многие — в неликвидной форме. И вели себя часто грубо, даже дерзко и жестко. Были и такие — пьяные, с «калашом» наперевес, все время цеплялись от страха за спусковой крючок. Но сегодня наши военные смотрятся просто блестяще — и ведут себя вежливо. Подходит к ним, допустим, на рынке какой-нибудь алкаш: «А! Не хочу вас тут видеть!» — они же корректно с ним общаются, и это явно не показуха: видно, что они так воспитаны. Все подтянуты, вежливы, и людям приятно видеть таких бойцов, Ведь это уже те бойцы, которые реально осознают, кто они и зачем здесь. И к ним возникает уважение, такими военными своей страны люди гордятся.

И многих местных людей последние события очень закалили — люди перестали бояться. Стали говорить, что думают. Если раньше была такая психология — сядем на диванчике, пообсуждаем, как у нас все плохо — то сейчас не так. Собираются вместе: все, мы — громада! И давай качать права. Перед лицом реальной опасности, под постоянными обстрелами исчез страх. Власть на фоне этого уже не выглядит так угрожающе, как раньше — и люди идут в исполком качать права. Активисты в городе собираются постоянно.

Но вот на ком война отразилась особенно страшно — это на детях. Почти год спустя после освобождения Краматорска они рисуют оторванные ручки-ножки и заборчики из снарядов. Теперь нужно сделать все, чтобы дети вышли из этого состояния, с ними должны работать психологи... Такие вот разные аспекты нашей обыденной жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать