Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

МНЕНИЯ

30 мая, 20:19
СТУДЕНТЫ НЕ ВИДЯТ ОСОБОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ОЦЕНКАМИ В ДИПЛОМАХ И ТРУДОУСТРОЙСТВОМ. НО СЕССИЮ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ПЫТАЮТСЯ СДАТЬ КАК МОЖНО ЛУЧШЕ. НА ФОТО — ОТДЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОЛОГИИ КНУ ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО ЖДЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

РАБОТОДАТЕЛИ

Начальник отдела организационно-методического обеспечения по предоставлению социальных услуг населению и работодателям Государственного центра занятости Виталий ПАНЧЕНКО:

— Нужно создать механизм по созданию общих действий Министерства образования и науки и Министерства экономики. Интересен опыт Германии, где учебное заведение без обязательства реально трудоустроить 70% своих выпускников не получает от государства заказ (то есть деньги) на подготовку специалистов. Если же студент учился за собственные деньги, то и механизм поиска выпускником вуза рабочего места тоже должен быть рыночным. Это значит, что придется доказывать, что ты лучший в своей области знаний и умений. У нас есть планы экономического развития страны. Поэтому, на мой взгляд, прогнозировать потребность тех или иных специалистов можно, но только в общих чертах, так как рыночная экономика крайне изменчива. Сегодня выпускники вузов получают неплохие базовые знания, не только узкоспециализированные. Это дает возможность как повышать квалификацию, так и овладевать смежными профессиями. В последнее время все чаще к нам в службу стали обращаться работодатели с просьбой подобрать им нужного специалиста. Так что не только люди ищут работу, но и рабочие места «ищут» нужных профессионалов.

СОЦИОЛОГИ Заместитель директора Института демографических и социальных исследований, доктор экономических наук Элла ЛИБАНОВА :

— За 2004 год уровень безработицы в Украине составил 8,6%, а среди молодежи он вдвое выше — 16,7%. Эти цифры примерно соответствуют тому положению, которое на сегодня сложилось во всех европейских странах. Уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди лиц среднего возраста. Это закономерно, так как молодые люди еще недостаточно приспособлены к рынку труда по объективным причинам, их не очень-то хотят брать из-за отсутствия опыта работы, а еще потому. что молодые люди только ищут наилучшее приложение своим силам и могут часто увольняться по личным причинам. Так что сложной ситуации с молодежной безработицей в Украине вроде бы и нет. Однако перепись населения 2001 года говорит о приближающейся национальной катастрофе — удельный вес молодежи среди лиц с высшим образованием в Украине уменьшается! Объяснение только одно — миграция тех, кто не нашел в Отечестве работы, удовлетворяющей его требования. Хорошо, что принят закон о первом рабочем месте, ведущий к тому, что те, кто учился на государственные средства, обязан отработать несколько лет по месту назначения. Однако плохо, что такое рабочее место будет с крайне низкой зарплатой, такое, на котором никто не хочет работать. Поэтому еще следует позаботиться о том, чтобы первое рабочее место предусматривало высокую зарплату, хорошие условия труда и перспективу профессионального роста. Только при таких условиях оно станет привлекательным для молодых.

Самая уязвимая категория на рынке труда — это выпускники школы, так как они не владеют еще никакой профессией. Поэтому в школах в старших классах нужно вводить профессиональную подготовку, чтобы выпускники выходили в жизнь, получив какую-либо квалификацию. У нас сегодня очень низкий уровень охвата молодежи обучением. В этом плане мы проигрываем даже румынам и албанцам.

По сравнению с 1990 годом количество выпускников вузов увеличилась на 60%. Но — в 13 раз увеличилось количество выпускников юридических вузов, в 6 раз — по экономическим специальностям, и лишь на 8% увеличилось число выпускников технологических специальностей, именно тех, за кем внедрение инновационных технологий. Сегодня молодежи и их родителям трудно втолковать, что перспективы устроиться экономистом или юристом крайне малы, что не следует тратить средства и силы на получения дипломов, которыми рынок уже пресыщен.

ПРОФСОЮЗЫ Руководитель управления по вопросам защиты экономических интересов Федерации профсоюзов Украины Сергей КОНДРЮК :

— В затратах на производство в среднем по Украине оплата труда составляет 13%, а другие профессиональные затраты, не связанные с производством — 18%, которые можно сократить. Если уменьшить их в 2 раза, то зарплату можно увеличить в полтора раза, причем не повышая при этом стоимость самой продукции. Затраты на энергоносители в Украине вдвое больше, чем в России, и в четыре раза больше, чем в Польше. Это огромный резерв для повышения зарплат. Увеличение же зарплат привлечет молодежь даже на свободные рабочие места. А оплата даже неквалифицированного труда должна превышать сегодня тысячу гривен, если к прожиточному минимуму еще добавить средства на содержание детей. Если мы строим рыночную экономику, то и регулировать нужно рыночными путями. Государство же должно помогать рыночным регуляторам. Если человек будет знать, что есть работа, где рынок не перенасыщен и там хорошая оплата, то он переучится и ничего вручную не нужно будет регулировать. Наше государство должно прогнозировать спрос на профессии, как это делается ежегодно в |Соединенных Штатах, причем обнародуется прогноз и долгосрочный, и среднесрочный. Эти отчеты готовит аналог нашему министерству труда.

МИНИСТЕРСТВО Директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав БОЛЮБАШ :

— В Европе люди с высшим образованием составляют 40—50% населения, в Японии — 80%, в Украине — 25%. Министерство может повлиять на подготовку тех или иных специалистов через оформления госзаказа, который утверждается Кабинетом Министров. Те, кто учится за собственные деньги, формируют своим спросом и рынок платных услуг, где естественно превалируют модные специальности. На предоставление образовательных услуг учебным заведения выдаются министерством разрешения. Однако критерии на получение лицензии предусматривают в основном наличие нормальных условий для качественного обучения — учебная площадь, лаборатории, насыщение библиотек, качество преподавательского состава...

СТУДЕНТЫ

Студенты выказывают полную уверенность в завтрашнем дне. «Конечно, да», «ну да» и просто «да!» — ответили нашему корреспонденту на вопрос об уверенности в собственном трудоустройстве студенты главного вуза страны КНУ им. Т.Шевченко. Самые неуверенные присовокупили к своему положительному ответу «наверное» или «я думаю». «Все зависит от везения, — рассказывает студент юридического факультета КНУ им. Т.Шевченко Дмитрий Толкачев, — повезет — найдут, не повезет — не найдут. Потому каждый пытается начать искать работу пораньше, чтобы после окончания университета уже было куда идти. Со второго-третьего курса студенты уже начинают работать. Если получается, конечно». Сами понимаете, что в такой сложной трудовой ситуации уже не до учебы и сессий. «Не обязательно, кто лучше всех учится, тот и на работу лучше всех устраивается», — говорит Дмитрий Толкачев. А вот студент механического факультета КНУ им.Т.Шевченко Александр, которого «День» встретил играющим в карты парке Шевченко, уверен, что прогульщикам не стать мастерами своего дела. Студентка четвертого курса философского факультета Ольга философски же заметила, что учиться особо активно стоит на первых двух курсах, а дальше нужно серьезнее думать о работе, чем об учебе. У самой Ольги работа уже есть, как и у большинства ее друзей-однокурсников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать