Перейти к основному содержанию

Мосты, которые спасают животных

Умные инфраструктурные решения сохраняют тысячи жизней представителей дикой фауны
14 апреля, 18:22
ФОТО ATLASOBSCURA.COM

Уже более полувека назад европейцы осознали, что бездумное вмешательство человека в жизнь фауны наносит колоссальный ущерб экологической системе нашей планеты. Активное строительство железных дорог, каналов, автомобильных дорог, трубопроводов или линий электропередач способствовало существенным изменениям в среде обитания диких животных и птиц, которые потеряли возможность беспрепятственно передвигаться в своем ареале обитания. Как результат - исчезновение многих видов и многочисленные аварии, в которых гибли и животные, и люди.

Для того, чтобы сохранить среды обитания дикой фауны и предотвратить аварии между транспортными средствами и животными в инфраструктуре европейских стран (а впоследствии - и всего мира), появился новый объект - экодук. Экодук является частью более широкого понятия - Wildlife crossing - и представляет собой специально построенные структуры, которые позволяют различным животным, птицам и даже насекомым безопасно пересекать искусственно созданные человеком антропогенные барьеры. Таким образом экодуки соединяют среды обитания диких животных и не допускают их фрагментации.

Чаще всего под экодуком понимают мосты через автомобильные дороги, но на самом деле структуры wildlife crossing значительно шире. Например, для крупных или стадных животных строят огромные путепроводы; для небольших млекопитающих - водопропускные трубы; для рыб и земноводных - специальные туннели и рыбоподъемники, для насекомых и птиц - искусственные зеленые крыши.

С 50-х годов ХХ века экодуки сначала появились во Франции, затем распространились в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии, чуть позже их стали создавать в других странах мира. В частности в Японии создали уникальные туннели для черепах, а в Австралии на острове Рождества строят удивительные мосты для красных крабов.

Стоит отметить, что места для структур wildlife crossing тщательно выбирают. До строительства нового инфраструктурного объекта подробно изучается, как проходят животные тропы, и именно в таких местах и организуют переходы.

В этой статье «День» собрал пять интересных мировых примеров экодуков.

NATUURBRUG ZANDERIJ CRAILOO, ГОЛЛАНДІЯ

Самый большой в мире экодук расположен в Северной Голландии, в заповеднике Natuurbrug Zanderij Crailoo. Его длина достигает 800 м, а ширина - 50 м.

Строительство экодука Natuurbrug Zanderij Crailoo было начато в 2002 году, общая стоимость проекта составила 14,7 млн евро. Официальное же открытие состоялось через четыре года, в мае 2006-го.

Экодук соединяет голландские провинции Spanderswoud и Bussumerheide и построен не только для диких животных, но и для велосипедистов, бегунов и всадников, что доказано двухлетним исследованием. По его данным, экодуком Natuurbrug Zanderij Crailoo еженедельно пользуются около 3 тысяч человек и различные виды животных.

ФОТО ATLASOBSCURA.COM

ЭКОДУК НА ШОССЕ ТАЛЛИНН - ТАРТУ, ЭСТОНИЯ

В 2013 году в Эстонии открыли первый в стране экодук на участке дороги Арувалла - Козе (шоссе Таллинн - Тарту). Стоимость реализации проекта составила 5 млн евро.

Этот экодук был создан для того, чтобы обеспечить лосям и косулям, обитающим в окрестностях Колу, возможность пересекать Тартуское шоссе, не попадая в аварии на автомобильной трассе. По словам заведующего службой окружающей среды Департамента шоссейных дорог Виллу Люкка, этот экодук строился на отрезке шоссе, где проходит коридор миграции лосей.

«Лоси мигрируют сезонно в направлении север-юг. Осенью - на север на зимние пастбища, а весной - к болотам центральной части Эстонии. Маршрут передвижения лосей на этом участке обнаружен благодаря местным охотникам, биологам, которые принимали участие в оценке воздействия проекта на окружающую среду, а также местным жителям», - рассказал специалист.

FOTO: ARUVALLA

СЕЗОННЫЕ МОСТЫ ДЛЯ КРАБОВ НА ОСТРОВЕ РОЖДЕСТВА, АВСТРАЛИЯ

Ежегодно в ноябре-декабре на австралийском острове Рождества происходит уникальное явление - миграция миллионов красных крабов с целью популяции. Они массово уходят из тропических лесов на побережье Индийского океана, и их путь проходит через огромное количество автомобильных дорог.

Для того, чтобы сотни миллионов красных крабов смогли добраться до побережья без значительных потерь, австралийцы сооружают временные мосты, перекрывают отдельные трассы и устанавливают предупреждения для водителей.

LOCALS.MD

ANIMALS' BRIDGE, ШТАТ МОНТАНА, США

В американском штате Монтана на территории индейской резервации был построен мост-тоннель для безопасного передвижения представителей дикой фауны. Проходит он через американское шоссе № 93 (U.S. Highway 93) или «по пути народа», как называют эту территорию коренные жители Америки.

Экодук высотой около 8 м и чуть больше 60 м длиной был построен там, где животные чаще всего выходили на автодорогу. В докладе, подготовленном исследователями Департамента транспорта Монтаны, этот мост определили «одной из самых чувствительных к потребностям дикой природы автодорожной конструкцией во всей континентальной части Соединенных Штатов».

Согласно исследованиям, чаще всего мостом-тоннелем пользуются достаточно большие дикие животные - черные медведи, гризли, олени, лоси и горные львы.

ФОТО ZHIZNINAUKA.INFO
 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ДЛЯ ЧЕРЕПАХ, ЯПОНИЯ

Еще одним интересным примером защиты жизни дикой фауны стала практика создания железнодорожных переходов для черепах. Японский железнодорожный оператор West Japan Railway Company и аквапарк Suma разработали и воплотили в жизнь специальные переходы для черепах через железнодорожные пути.

Дело в том, что маршруты жителей японских водоемов часто проходят через железнодорожные переходы и в процессе миграции черепахи попадают в стрелочные переводы без возможности выбраться из ловушки. Чтобы избежать гибели пресмыкающихся и нарушений работы железной дороги, в префектуре Нара создали бетонные U-образные канавки. Их расположили под рельсами, близ стрелочных переводов, и теперь черепахи могут безопасно передвигаться по ним.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать