Перейти к основному содержанию

Можно ли сделать из баррикады мост?

«Чтобы наладить диалог между милицией и народом, после окончания революции стоит провести акцию гражданского примирения», — эксперт. Возможна ли она в нынешних условиях?
25 декабря, 10:05
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Сейчас система государственного управления и правоохранительная система направлены на защиту интересов одной политической силы и одного человека, — говорит экс-начальник Главного управления МВД Украины в городе Киеве Виталий Ярема во время пресс-конференции под символичным названием «Милиция с народом». — В этом аспекте мы и должны рассматривать действия милиционеров. Если смотреть с точки зрения их функций, которые они выполняли 30 ноября и в ночь с 10 на 11 декабря, то однозначно имеет место факт превышения служебных полномочий. К примеру, специальное устройство ПР-73 (резиновая дубинка), которое было применено против митингующих, может быть использовано только для ударов по мягким частям тела. Вместо этого мы увидели, как людей били дубинками по головам. Это нарушение инструкций, и бойцы должны нести за это ответственность». Но вопрос в том, действительно ли они понесут ответственность за это. Особенно, если принимать во внимание, что в Интернете появилась новость о награждении бойцов «Беркута» якобы за разгон мирных демонстраций.

В целом же, как отмечают эксперты, работники правоохранительных органов обязаны выполнять приказы руководства. Но по закону они тоже имеют право отказаться от выполнения приказа, если он носит преступный характер, чего наши милиционеры не сделали. По словам Виталия Яремы, такое поведение милиции обусловлено несколькими факторами.

«Ни для кого не секрет, что за избиение студентов 30 ноября каждый работник подразделения «Беркут», принимавший участие в операции, получил материальное поощрение в размере $500. Заработная плата у милиционеров чрезвычайно низкая, это и побуждает людей зарабатывать таким образом. Но если человек на такое соглашается, это свидетельствует о его невысоком моральном уровне», — говорит пан Ярема.

Кроме того, нашу милицию от народа отделяет банальный страх, добавляет эксперт. «В Украине произошло срастание криминалитета и правоохранительных органов, породившее такое явление, как «титушки». В настоящий момент их побаиваются даже работники милиции. Всем известен случай, когда «титушки» напали на милиционеров, которые заступились за побитых журналистов во время митинга. Приведу еще один пример, свидетелем которого стал я сам. Когда был митинг 1 декабря, мы задержали мужчину, который пытался вбросить бутылку с зажигательной смесью в окно КГГА. Я лично позвонил руководителю милиции Шевченковского района и попросил задокументировать этого человека соответствующим образом, но получил ответ, что его отпустили. Стражи порядка даже не установили его лицо. «Титушки» стоят над милицией», — говорит Ярема.

35,6% ГРАЖДАН — ЗА РАСФОРМИРОВАНИЕ «БЕРКУТА»

По данным исследований Центра Разумкова, проведенных в марте 2013 года, уровень доверия к милиции составляет около 9,2%. В то же время 54% не доверяют милиции полностью. Сегодня, по прогнозам, ситуация ухудшилась. Особо критическое отношение у граждан к подразделению «Беркут», название которого среди рядовых украинцев в современных условиях приравнивается к ругательному слову. За его расформирование выступают 35,6% граждан.

«Подразделение «Беркут» полностью себя дискредитировало, — утверждает Виталий Ярема, — и должно быть расформировано. Когда-то в нем работали действительно преданные делу люди, но двадцать лет героизма за десять дней обернулись позором. Это подразделение не выполняет возложенные на него функции, а является объектом агрессии и ненависти украинцев».

О том, что на сегодняшний день правоохранительные органы не выполняют возложенных на них обязанностей или выполняют не в полном объеме, говорит и координатор группы общественного наблюдения «ОЗОН» Валерия Рыбак. Это также усиливает недоверие людей. «Во время событий 1 декабря на майдане Незалежности не было представителей правоохранительных органов, хотя они должны контролировать подобные собрания. Зато все охраняли государственные учреждения. Кроме того, в условиях, сложившихся впоследствии, они должны были обеспечить беспрепятственный подъезд скорой помощи к месту столкновения, чего тоже не было сделано. Не говоря уже о спектакле, разыгравшемся перед нами в ночь с 10 на 11 декабря. Около баррикады на улице Институтской было много прессы, потому события здесь разворачивались спокойно, силу никто не применял. Зато в других частях Майдана бойцы применяли против людей приемы рукопашного боя и силой вытягивали некоторых из толпы», — говорит эксперт.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В качестве выхода из сложившейся ситуации Виталий Ярема предлагает реструктуризацию правоохранительной системы. «Это — одна из наших основных целей. То, что делает милиция, невозможно в демократическом обществе, это необходимо прекратить. У нас есть несколько проектов реформ, над которыми мы в настоящий момент работаем. Есть идея перевода правоохранительных органов на контрактную службу, а начальника милиции, который также будет наниматься по контракту на определенный период, перевести на особый статус, который освободит его от политического давления со стороны любой власти», — объясняет он.

«...ПОВЕДЕНИЕ ВЛАСТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕСТНЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К МИЛИЦИИ»

Генерал-майор в отставке Вадим Гречанинов в разговоре с «Днем» негативно оценивает не только поведение правоохранительных органов на Майдане по отношению к протестующим, но и поведение власти по отношению к правоохранительным органам. «То, что случилось на Майдане, — это недальновидность и культурная безграмотность. Поведение власти не является честным по отношению к милиции. У каждого милиционера есть семья, дети, а их просто подставили, потому что знали, что ни рядовой работник, ни офицер не могут отказаться от выполнения приказа. Сегодня для нас основное условие безопасности — это власть, которая мыслит и осуществляет политику таким образом, чтобы ситуаций, которую мы видим сегодня, не возникало», — говорит пан Гречанинов.

Милиция, по словам ведущего эксперта военных программ Центра Разумкова Алексея Мельника, — не однородный организм, и это усложняет налаживание диалога: «Очевидно, у милиции есть работники, которые пришли туда по призванию, пытаются придерживаться закона и выполнять функции, возложенные на них. Есть другая часть милиционеров, которые рассматривают милицию как мандат на обогащение и беззаконие. С первыми диалог должен быть налажен, со вторыми — об этом не может быть и речи. Нужно, чтобы люди знали, что милиция — это не оккупанты, это такие же украинцы, как и все мы. Необходимо налаживать диалог между обществом и милицией, но в настоящий момент уровень недоверия, разочарования, существующий у граждан по отношению к милиции и государству в целом, очень высок. Сегодня он критический и стал таким задолго до событий на Майдане. Тем более, пока существует подразделение «Беркут», которое запятнало образ милиции, о возобновлении доверия не может быть и речи».

Пресс-секретарь ГУ МВД Украины в г. Киеве Ольга Билык утверждает, что напряжение в отношениях между милицией и гражданами практически отсутствует... «Милиция пытается быть толерантной, объяснять людям, что все настроены мирно. Правоохранительные органы выполняют свои функциональные обязанности и пытаются прилагать все усилия для защиты интересов граждан. Работает милиция в том же режиме, что и всегда: так же обращаются люди, так же раскрываются преступления. В целом, если не считать центральную часть города, я бы не сказала, что у нас были какие-то инциденты. Хотя и в центральной части особых проблем не было: люди выдвигают какие-то лозунги, плакаты рисуют, но большая часть настроена мирно», — рассказывает Ольга Билык. По ее мнению, вернуть доверие граждан к правоохранительным органам не так уж и сложно. «Нужно, чтобы милиция продолжала нормально работать, выполнять свои обязанности, и со временем, я думаю, все станет на свои места. Люди прекрасно понимают, что, невзирая на все конфликты, основная масса работников милиции работает для граждан», — считает пресс-секретарь ГУ МВД Украины.

Сегодня милиция и народ находятся по разные стороны баррикад. Однако Виталий Ярема заверяет: все стражи порядка понимают, что те события, которые происходят на Майдане, касаются их будущего и будущего их семей. И именно от Майдана зависит, будут ли они дальше выполнять преступные приказы власти или начнут работать в интересах граждан, к чему обязывает их присяга. 

КОММЕНТАРИЙ

Олег МАРТЫНЕНКО, доктор юридических наук, эксперт-полициист:

— Для того чтобы наладить диалог между милицией и народом, после окончая революции стоит провести акцию гражданского примирения. Обычно такие акции делают после гражданских войн и других конфликтов, но здесь она также уместна. В рамках акции должно быть проведено расследование и наказаны виновные в разгоне Майдана. В свою очередь митингующие должны извиниться за ущерб, нанесенный ими, в частности жилищно-коммунальному хозяйству города. После этого должен быть принят программный документ, который задекларирует контроль за правоохранительными органами со стороны общества, а правоохранительные органы обяжет проводить более открытую работу.

Если у нас не пройдет полная люстрация правоохранительных органов, то должны состояться определены кадровые изменения. Основное ядро правоохранительных органов останется, но будет перераспределение по ведомствам.

Относительно «Беркута», то это спецподразделение стоит расформировать, как и другие спецподразделения. Существует спецподразделение в отделе борьбы с организованной преступностью, у патрульной службы, спецподразделение «Омега», занимающееся антитеррористической деятельностью, спецподразделение, которое занимается охраной атомных электростанций. Все это стоит объединить в один компактный отряд, который будет использоваться в крайнем случае, например, при угрозе терроризма. Не имеет значения, будут ли эти бойцы врываться на захваченную атомную станцию, или в квартиру, где вооруженный охотничьим ружьем отец пытается застрелить свою семью. Все это опасно, но требует одинаковых умений и одинаковой подготовки, таким образом, этим может заниматься одно подразделение. Для того чтобы не вызывать «Беркут» на каждое массовое мероприятие, стоит лучше тренировать патрульную милицию. Они просто носят дубинки, даже часто не умеют ими пользоваться. А если милиционеры овладеют необходимыми навыками, спецподразделения нужно будет вызывать лишь в крайнем случае, и отпадет необходимость в таком большом количестве бойцов-спецназовцев.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать