Перейти к основному содержанию

Мрак судов и свет улыбок

Жены политзаключенных из Крыма рассказали, что помогает их семьям выдерживать абсурдные процессы
29 апреля, 13:46
Фото: facebook.com/CrimeanHouseKyiv

Эмир-Усеин Куку, Муслим Алиев, Вадим Сирук, Энвер Бекиров, Арсен Джеппаров и Рефат Алимов два года находятся за решеткой, пока российские власти «шьют» им абсурдные обвинения в организации деятельности террористической ячейки и участие в деятельности такой организации. Это «ялтинское дело» называют «визитной карточкой борьбы ФСБ с инакомыслящими мусульманами в Крыму». Аналогичных дел против жителей аннексированного Россией Крыма несколько, людей арестовывают за участие в исламской партии «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в России и разрешенной практически во всем мире, в частности, в Украине.

На этой неделе состоялось очередное судебное заседание по «ялтинскому делу». Его рассматривает Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону, где уже судили «пленников Кремля» из Крыма: Руслана Зейтуллаева, Ферата Сайфуллаева, Рустема Ваитова и Нури Примова (эту четверку - как раз по еще одному «делу «Хизб ут- Тахрир»), Олега Сенцова и Александра Кольченко. Обвиняемые находятся в ростовском СИЗО. И как раз «ялтинскому делу» посвятили еще один вечер «Киевской крымской солидарности», который традиционно прошел в «Крымском доме». На мероприятии жены Муслима Алиева и Эмира-Усеина Куку рассказали о состоянии заключенных мужей и свидании с ними.

«МЫ НЕ ОСТАЛИСЬ ОДИН НА ОДИН СО СВОЕЙ ПРОБЛЕМОЙ»

Наджие Алиевой, жене Муслима Алиева, обвиняемого в организации ячейки «Хизб ут-Тахрир», повезло: 18 апреля после судебного заседания ей дали свидание с мужем. «Это было наше второе свидание за два года. И первое - для моего старшего сына, ведь на протяжении двух лет нам вообще не давали свидания с ним, потому что возникали сложности с документами, - рассказывала Наджие на вечере в «Крымском доме». - Сын насытился общением с отцом, это был час. Сыну сейчас 14 лет. Наверное, это время, когда отец и сын нуждаются друг в друге. Теперь мы это чувствуем».

«В последнюю встречу об очень личных моментах, которые касаются семьи, нам поговорить не удалось, потому что мне не хотелось, чтобы об этом слышало третье лицо, - продолжает Наджие Алиева. - Вообще муж очень много спрашивал о том, как в Крыму, о родственниках, друзьях, как люди относятся к тому, что они оказались там. Им (крымским политзаключенным. - Авт.) важно знать, как народ сегодня относится к тому, что они оказались в таком положении. И их очень радует, что мы не остались один на один со своей проблемой - они знают, что у нас есть поддержка физическая, моральная, материальная и любая другая, нужная людям».

«РЕШИТЕЛЬНО НАСТРОЕНЫ НА ПОБЕДУ»

Хорошая новость судебного заседания 25 апреля - секретный свидетель изъявил желание рассекретить свои данные и выступать в общем порядке, а также дал показания в пользу обвиняемых в «ялтинском деле». Об этом сообщило в «Фейсбуке» объединение «Крымская солидарность».

Само судебное разбирательство вряд ли закончится до 27 мая, когда истекает нынешний срок содержания под стражей шести крымчан. «Скорее всего, срок ареста продлят, - говорит Наджие Алиева. - Пока не допрошены все свидетели обвинения, а всего их было 11. Из них допрошены трое или четверо. Затем надо допросить свидетелей защиты. Также адвокаты хотели подать ходатайство в отношении свидетелей обвинения, у них был ряд вопросов, но судья сказал, что это можно будет сделать после допроса свидетелей защиты. То есть, думаю, процесс будет небыстрым».

О состоянии заключенных Наджие отметила: «Все они, как сами шутят, «решительно настроены на победу». Сказали, что будут сражаться до последнего, сколько позволят силы».

Наджие Алиева находит плюсы в ситуации, в которой оказалась ее семья. «Ты начинаешь еще больше ценить то, на что раньше, возможно, просто не обратил бы внимание, - продолжает она. - В таких ситуациях ты понимаешь, что есть вещи, которые важнее всего. Мы научились ценить моменты, когда их (заключенных родных. - Авт.) видим, слышим, когда получается передать передачку лично. Это трудно, но создается ощущение, что передаешь туда часть себя».

Также Наджие, как и других родственников политзаключенных, поддерживают многие - политические преследования очень сплотили крымских татар. «Были моменты, когда ты в суматохе собираешь документы и забываешь, что надо поесть, поспать. В таком режиме были все жены политзаключенных. У тебя совершенно меняется образ жизни. Ты постоянно в гонке за чем-то. И когда ты вдруг вспоминаешь, что картофель закончился, надо кого-то попросить, чтобы привезли, просто открываются двери и стоит мешок с картошкой. Такое было. Бог не оставляет нас без помощи. Очень благодарна нашему замечательному народу. Очень благодарна каждому, кто не остался в стороне», - говорит Наджие Алиева.

«ГЛЯДЯ НА ЭТИХ ЛЮДЕЙ, ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ»

Мерьем Куку, жена Эмира-Усеина Куку, как и Наджие Алиева, смогла увидеться с мужем 18 апреля. С теми, кто пришел на вечер «Киевской крымской солидарности», она пообщалась по «скайпу». «Вообще Эмир-Усеин нормально себя чувствует, состояние удовлетворительное. Хотя ухудшилось здоровье глаз - у него раньше были с ними проблемы. Насколько знаю, у всех наших братьев, которые под арестом, есть проблемы с зубами, костями, суставами, - отмечает Мерьем. – Но, несмотря на это, они держатся. Это не передать. Когда заходим в зал суда, он освещается их улыбками, и все проблемы уходят на второй план. Такие они достойные люди».

«Светозарными» называет улыбки крымских политзаключенных Наджие Алиева. «Когда заходишь в зал суда, он словно освещен особым сиянием. Какое-то тепло идет от этих людей, хотя они прошли непростые испытания. Глядя на них, ты действительно как-то вдохновляешься, - признается она. - Каждое судебное заседание для нас, с одной стороны, - праздник, а с другой - тяжело на душе. Когда знаешь, что есть за что судить, это не так огорчает. А когда понимаешь, что это огульное обвинение, - немного грустно».

«У ОБВИНЕНИЯ НЕТ НИКАКИХ АДЕКВАТНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ»

На ничтожность «ялтинского дела» с точки зрения международного законодательства указывает Мария Гурьева, пресс-секретарь правозащитной организации Amnesty International в Украине. «Людей из «ялтинской шестерки» обвиняют в членстве в организации «Хизб ут-Тахрир», которая запрещена в России, однако никогда не была запрещена в Украине. Напомню, оккупационная власть России активно использует свое законодательство на территории Крыма, что является нарушением международного права. В Крыму должно оставаться украинское законодательство, - подчеркивает Мария Гурьева. - Люди, которых сейчас обвиняют в терроризме, фактически преследуются за свою гражданскую позицию. У обвинения нет никаких адекватных доказательств какой-либо причастности этих людей к незаконной деятельности. Тем не менее, процессы продолжаются, и мы видим, что они направлены на то, чтобы нажать на гражданское общество и запугать людей на полуострове».

В феврале представители Amnesty International в Украине ездили в Ростов-на-Дону, чтобы увидеть, как проходит суд над «ялтинской шестеркой». «Мы видим, что все дело базируется на «воздухе», на словах непонятных свидетелей. Их показания противоречивы, ненадежны. Никаких адекватных доказательств не найдено», - отмечает Мария Гурьева.

Пресс-секретарь Amnesty International в Украине убеждена, что важно информировать как можно больше людей о том, что происходит в Крыму, собирать свидетельства на территории полуострова, чтобы в будущем передавать эту информацию в международные суды - в общем, работать с международным сообществом и благодаря этому окружить Россию максимальным давлением и требовать соблюдения прав человека.

ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫМ НУЖНО ПОНИМАНИЕ

Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров говорит, что политзаключенные из Крыма, в частности члены «ялтинской шестерки», сейчас удерживают на плечах наше будущее. «Они не только сохраняют свое достоинство, они не только охраняют честь своих семей - они прокладывают дорогу к будущему Крыма, к будущему нашего народа», - убежден Рефат Чубаров.

«Я должен быть искренним - несмотря на все, что мы делаем, а решения относительно России принимаются очень серьезные, у Москвы пока хватает сил не реагировать на это, - констатирует председатель Меджлиса. - Поэтому мы будем продолжать прилагать усилия для того, чтобы было как можно больше давления на Россию. Чтобы освободили наших мужественных людей, чтобы они увидели своих жен и детей».

Добавляет оптимизма то, что Ильми Умеров, которому посвятили первый вечер «Киевской крымской солидарности» и которому грозило два года колонии-поселения, ныне на свободе. «Я не был за решеткой. Но я знаю многих, кто сидел. Последние из тех, кого мы смогли вместе освободить, - Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров, который не сидел, но был на пороге этого, - напоминает Рефат Чубаров. - И я знаю с их слов, что какие бы  там (в заключении. - Авт.) ни были трудности, все люди там ждут от нас только одного - чтобы мы понимали, за что они сидят. Чтобы мы просто понимали их действия и поступки, их подходы. Эти люди ничего от нас не требуют - они просто хотят, чтобы мы их понимали. Это дает им силы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать