Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мудрец выходит к людям в простой безрукавке»

Малоизвестные факты и интересные истории из жизни Блаженнейшего Любомира Гузара рассказывала его ближайшая родственница – племянница и крестница Мария Рипан
11 октября, 18:31

Первый в мире памятник Блаженнейшему Любомиру Гузару установлен в Виннице. Скульптуру разместили близ храма Покрова Пресвятой Богородицы Украинской греко-католической церкви. Авторами памятника стали два украинских скульптора Борис Крылов и Олесь Сидорук. Они изобразили Любомира Гузара одетым в безрукавку поверх подрясника, а рядом с ним стоит колонна, на которой лежит митра. Открывали композицию торжественно – с участием главы УГКЦ Блаженнейшего Святослава, архиепископов и святых отцов. Специально к этому событию в городе организовали ряд мероприятий: кинопоказы, выставки, встречи и духовные вечера – под общим названием «Неделя Патриарха Любомира Гузара». Почетной гостьей каждого из них стала ближайшая родственница Блаженнейшего, дочь его родной сестры Марты и крестница – Мария Рипан. Она специально из Канады приехала в Винницу на почитание памяти своего «вуйка Любка» – так любя женщина называет Патриарха-предстоятеля Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара. Четыре года назад он ушел в мир иной, оставив после себя величайшего значения духовное наследие. Постичь его под силу, как говорит Мария, тем, кто умеет искренне молиться, преданно работать и быть человеком. О главных духовных ценностях, жизненных испытаниях и невероятном желании Любомира Гузара вернуться в Украину, – Мария Рипан рассказала в эксклюзивном интервью для «Дня».

«ПО ОБЕ ЛИНИИ – ДЕДА И БАБУШКИ – БЫЛИ СВЯЩЕННИКИ»

- Наверное, все, кто интересуется жизнью и деятельностью моего дяди, хорошо знают, что он родился во Львове 26 февраля 1933 года в семье Ярослава Гузара и Ростиславы Демчук. Они жили вместе с бабушкой Вильгеминой Гузар, женой Льва Гузара, в ее вилле. Родители Ярослав и Ростислава воспитывали детей в украинском духе. Дети ходили в украинскую школу в центре Львова и посещали занятия в разных заведениях – искали науку. Однажды мать рассказывала, что ходить приходилось далеко, поэтому она говорила, что когда будет иметь детей, то ее дети не будут так далеко ходить за наукой, а будут учить поближе к дому. Несмотря на то, что это была украинская школа, на почетных грамотах, которые мать и дядя получали за поведение, уже были изображения Ленина. Это было время, когда оккупационные системы в Украине менялись и таким, как Гузар, оставаться на родной земле становилось опасно.

Прежде всего потому, что по обе линии – деда и бабушки – были священники. Прадедом Любомира был отец Дмитрий Гузар – священник УГКЦ, настоятель в городке Завалов. А семья его матери, Ростиславы Демчук, жила в Кальном, потому что ее отец, Лука Демчук, был там настоятелем. Сам отец Лука родился в Новом Виткове близ Радехова, на Львовщине. А мать Ростиславы – Елена Билинкевич была дочерью священника села Рукомыша, близ Бучача, отца Иосифа. Сам он родом из Тысменичан (ныне это Ивано-Франковская область). Вообще дядя знал все обо всех, его отношение к семье было святым. Он всегда знал, кто где находится, кто женился, умер или родился. И все материалы о нашем роде, которые я сейчас, это - благодаря дяде.

А начала исследовать нашу родословную моя бабушка Ростислава. У нее был такой большой лист бумаги, спрятанный в пишущей машинке. На нем она цветными карандашами обозначала, где какая линия родословной. Его унаследовала я и продолжила генеалогические исследования. Не так давно узнала, что бабушка Вильгемина, это вроде имя польское, но исследования приводят к мысли, что, возможно, в роду были немецкие корни. И если Вильгемина не была украинского происхождения, то ее муж – Лев Гузар был патриотом. Собственно, от него тянется воспитание детей в лучших украинских традициях, которые мы сохранили за рубежом.

«ЕСТЬ СНИМКИ СИЗ ЛАГЕРЯ, НА КОТОРЫХ ДЕД И ЛЮБОМИР АБСОЛЮТНО ВЫБРИТЫ И ДЕРЖАТ В РУКАХ ТАБЛИЧКИ С ЧИСЛОМ»

- Эмиграция была плановой, семья сразу решила, что будет бежать за границу от преследований?

– Вовсе нет! Это только так кажется, что взяли собрались и уехали в Австрию. На самом деле это был сложный период, о котором дядя как-то сказал: «Я видел, как богатые люди в один миг теряли все». Ночные прислушивания к звукам проезжающих грузовиков, утренние разговоры родителей о том, кого ночью расстреляли. НКВД сменяло Гестапо, Гестапо сменяло НКВД. И когда дед – Ярослав Гузар попал в списки НКВД на высылку в Сибирь, они поспешно собрали вещи и бежали из города, остановившись у родственницы, учительницы в Межибродах. Думали переждать, но ситуация лишь ухудшались. Тогда они перешли через Штрасхоф. И было требование: каждый, переходя границу с Австрией, должен зарегистрироваться. Есть снимки из лагеря, на которых дед и Любомир совсем выбритые держат в руках таблички с числами. На отдельном снимке моя мама в то же время в ужасном виде ... Не знаю, как им удалось выйти из того лагеря. Вероятно, благодаря тому, что Ярослав Гузар в свое время читал в университете Вены и имел там знакомых. Он окончил торговый университет и хорошо знал немецкий язык. Это позволило ему найти работу и снять жилье в Зибервальде. Через несколько месяцев они переехали оттуда в Тимелькам. И уже потом добрались до Зальцбурга. Там действовала украинская гимназия, которую организовали украинские профессора-эмигранты. Моя мать и Любомир учились в ней и успешно окончили. Как вспоминал дядя, это была очень простая школа, с обычными лавками, даже тетрадь или хороший карандаш было сложно найти, но знания давали хорошие.

Тем временем родители искали возможность выехать всем вместе, и это было сложно. Прежде всего потому, что они не имели рабочих профессий не были, к примеру, дровосекам. Тогда знакомый деда Ярослава Дмитрий Галичич сделал для них приглашение в Америку. И так они все уехали. То есть с 1944 года, когда семья покинула Львов, и до 1949 года, когда уехала в Америку, прошло 5 лет.

«НАКОНЕЦ ОН ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ВСТРЕЧАТЬСЯ И ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ С УКРАИНЫ»

- Собственно, в Америке Любомир Гузар окончил духовную семинарию. Он всегда хотел быть священником? Преследования его семьи не заставили передумать?

- С детства дядя знал, что будет священником. Еще будучи в Зальцбурге, он писал письмо к руководителю семинарии в Штатах о своих намерениях. И Америка позволила воплотить его мечту. Он пошел в 11 класс уже в Штатах, откуда перешел в 12-й, успешно окончил, поступив в Стемфордскую духовную семинарию (St Basil's Preparatory School. Stamford, CT.). После колледжа поступил в католический университет в Вашингтоне в украинском семинарию и в 1956 получил сан священника. Как-то родители взяли его с собой на летнюю работу, как студента, в украинский Народный Союз – Союзовку, это было курортное место в горах в Кергонксоне, около Нью-Йорка. Там было много украинцев, которым нужна была воскресная Служба Божья. Содиректором той Союзовки был знакомый, и он предложил: «Может, твой сын здесь бы поработал?». И когда отца Любомира рукоположили в священники, то он начал ездить в Союзовку на выходные и служил там литургии. Это было во время учебы в семинарии в Стэмфорде, где, кстати, давал уроки украинского. За эти годы на Союзовке собиралось все больше украинских эмигрантов. Так из простого дома там появился приход, который тоже опекал дядя. Это была интересная история, потому что до сих пор никто ничего подобного в Штатах не делал.

И Любомир Гузар всегда стремился развития. В период 1969-71 годов он изучал богословие в Италии, затем поступил в монастырь Святого отца Теодора в студиты. Следующие 10 лет он преподавал в Папском миссионерском университете «Урбаниана» в Риме, где тесно подружился с Патриархом Иосифом Слипым. Тот период дядя называл определяющим, потому что наконец он имел возможность встречаться и общаться с людьми из Украины.

- Они приезжали в Рим?

- Да, и дядя радовался каждой новой встрече, слышал, что происходило в Украине. Кстати, в письмах дяди к матери есть интересный момент, в котором он рассказывает о том, как собирает сведения об Украине. Когда слышал, что кто-то приехал в Рим, то буквально ехал им навстречу, чтобы только поговорить. Письма писать было нельзя, только устно пообщаться и узнать правду. Старался активно встречаться с каждым, кто приезжал, потому что мечтал вернуться в Украину. Со временем те отцы студиты начали думать, куда бы перенести свой монастырь – в Канаду или в Украину. Так идея – возвращаемся в Украину – назрела. Единственное, чего опасались, что они были не из Украины и их могли не очень радостно воспринимать, потому что это были священники с другим мышлением.

«НА ЧУЖБИНЕ ТЫ ВСЕГДА ОСТАЕШЬСЯ ГРАЖДАНИНОМ ДРУГОГО КЛАССА»

- И его желание исполнилось: он не только вернулся на Родину, но и построил греко-католическую церковь.

- Да, но не все знают, что впервые дядя приехал в Украину как турист – на 10 дней в 1991 году. Он вспоминал, как возвращался поездом по той же дороге, по которой они бежали, - через Славское. И та горькая память отпечаталась в его сердце. Он поехал во Львов, искал улицы своего детства, а увидел гнетущий и серый город, как после нашествия. Потому был очень расстроен и разочарован. Но потом сконтактировался с дальними родственниками и понял, что, несмотря на советскую оккупацию, украинская идея живет. Ее можно и нужно развивать. Обо всем этом он рассказывал нам в письме, написал, что он 46 лет жил вне Украины. «Там было хорошо, спокойно, но на чужбине ты всегда каким-то образом остаешься гражданином второго класса. Совершенно другое пройтись по улице или по улицам городов, сел в Украине, чем где-то жить в Нью-Йорке или Риме». Мы перечитывали это письмо несколько раз и радовались, что Украина может быть свободной и дядя может туда вернуться. Официально вместе со студитами он вернулся в Украину в 1993 году. Это был для них другой мир, но изменения не пугали, а наоборот, закаляли и побудили работали над развитием церкви.

«МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ, КАКИМ УВАЖЕНИЕМ ПОЛЬЗОВАЛСЯ У УКРАИНЦЕВ ДЯДЯ ЛЮБОМИР»

- Очевидно, что кроме дальних родственников, которые были в Украине, остались и друзья детства Блаженнейшего. С кем он дружил?

- Готовясь к съемкам фильма «Любомир», режиссер Леся Харченко узнала, что одноклассниками дяди были Юрий Шухевич и известный врач-онколог Борис Белинский. Она организовала встречу с ними на крыше в одном из кафе Львова и записала хорошие интервью, которые показывают историю страны сквозь жизнь этих людей. Вспоминаю, какими невероятными впечатлениями делился дядя. Рассказывал о тяжелых воспоминаниях, как судьба разбросала их по свету. Но благодаря тому, что они имели солидное воспитание и основательную науку, жесткие испытания не повлияли на них, не изменили их как людей. Патриотические христианские ценности позволили им уберечь себя.

- Блаженнейший часто повторял, что важно быть человеком. Собственно, эта надпись «... Быть человеком» выбита на памятнике, который установлен в Виннице и на открытие которого вы приехали. Что для вас, вашей семьи означают такие события? Эти важные и надлежащие меры?

- Мы действительно не представляли, каким уважением пользовался у украинцев дядя Любомир. Мы этого не знали и не понимали, для нас он был таким, как все. Но когда я впервые приехала к дяде и увидела, как к нему относятся, как его уважают, как слушают, это было очень приятно. Когда он что-то говорил, то все замолкали. Как-то я отреагировала: «Это было что-то!». Он меня поправил: «Здесь почему-то важно, не что говорит, а кто говорит».

Любомир Гузар был моральным авторитетом не только для общества греко-католиков, а для верующих разных конфессий, к которым относился с уважением. Иногда, не узнав, его считали евреем. Были смешные случаи, например, в аэропорту раввин поздоровался с ним и сказал: «шолом». На что дядя ответил: «шолом». Он никогда не стеснялся проявлять к людям уважение. Стремился скромно и молитвенно служить. Кстати, всякий раз при встрече спрашивал у своих гостей: «Чем могу служить, чем могу быть полезен?». Люди чувствовали от него правду, и он заботился, чтобы все было хорошо для всех, не принимая во внимание, кто есть кто. Это не только слова. Он действительно заботился и так усердно молился и верил в то, что это должно сбыться. Его фраза: «Хочу быть человеком» – это о нем, потому что он был тем настоящим человеком.

Мне приятно, что люди чтят его память и величественную простоту. Скульптура в Виннице довольно символическая – мудрец выходит к людям в простой безрукавке. Это как напоминание, чтобы люди молились и работали – жили без фальши, по правде, потому что правду чтил мой дядя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать