«Музыка не прокормит...»
Конкурс на фортепьянный факультет составляет нынче 1,2 человека на место
Последняя вступительная кампания подтвердила сей горестный факт — конкурсы в музыкальные училища и консерватории снижаются, а местами и вовсе «умирают». Некоторым областным училищам даже приходится объединять несколько наименее «людных» факультетов в один, чтобы количество студентов на нем исчислялось десятками. При этом музыкальные школы все так же исправно выпускают своих учеников. Куда же девают эти дети свою любовь к музыке в промежутке между выпускным классом школы и вступительными экзаменами в музыкальное училище? О проблемах и перспективах музыкального образования согласился поговорить ректор Национальной музыкальной академии Украины им. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Иванович РОЖОК.
— Владимир Иванович, существует ли тенденция к снижению конкурса в Национальной музыкальной академии?
— Да, такая тенденция есть. В принципе, год на год не приходится, но если судить в целом, то сегодня абитуриентов у нас меньше, чем 20 лет назад. В среднем в этом году конкурс составил 2,5 человека на место. Самый высокий на вокальном факультете — 3 человека, достаточно высокий на духовом и народном — 2—3. В то же время на фортепьянный факультет конкурс составляет всего 1,2 человека на место. Еще десять лет назад эта цифра на некоторых отделениях доходила до десяти. Что касается других консерваторий, то, насколько мне известно, у них конкурсы еще ниже, чем у нас, — не намного, но ниже. Та же история с музыкальными училищами.
— С чем, по вашему мнению, связано снижение конкурса?
— Тому есть несколько объективных причин. Например, раньше брали меньше студентов, то есть конкурс получался выше. Но главная проблема — финансовая: низкая заработная плата и низкие шансы устроиться на работу в музыкальной сфере. В Советском Союзе выпускника консерватории в обязательном порядке трудоустраивали и обеспечивали жильем по месту работы. Сейчас же молодые пианисты и скрипачи должны сами искать применение своему диплому, бороться за выживание. Музыкальная специальность стала социально незащищенной. В театре первой категории музыкант будет зарабатывать 300 с лишним гривен, а в областном театре и того меньше — 200—250. Молодежь не идет в музыкальные училища потому, что она знает: музыка не прокормит. Многие наши студенты даже параллельно осваивают другую специальность. Конечно, действительно талантливые люди, настоящие патриоты музыки, ее не бросят. Но при первой возможности талантливые люди уезжают за границу — в Германию, Швейцарию.
— Насколько остро стоит проблема «утечки» музыкальных талантов за рубеж? — Это очень острая проблема, и не только для Украины, а, например, и для России. Наших музыкантов слушают в Европе, а что их ждет дома? В академии очень много лауреатов международных конкурсов, и среди преподавателей, и среди студентов. Но, к сожалению, сегодня обычно происходит так, что музыкант победит на каком-то конкурсе, скажем, в Берлине, а потом приезжает в Киев, и его здесь никто не слышит.
— Как можно остановить эмиграцию музыкантов?
— Государству следует подумать о социальной защите нашей профессии. Искусство само по себе никогда не приносило прибыли. На концертах в филармонии много не заработаешь — люди не понимают классической музыки. Поэтому эта сфера должна быть на дотации государства. Я не зря сказал про Россию — там обратили внимание на музыку, и две консерватории, Московская и Петербургская, а также пять симфонических оркестров получили гранты — в течение трех лет музыканты там будут зарабатывать по 1,5 тысячи долларов в месяц. Россия вернула себе своих знаменитостей — Владимир Спиваков, великий скрипач, который более десяти лет жил в Западной Европе, теперь снова преподает в Московской консерватории, равно как и выдающийся пианист Владимир Крайнев. Так что просто нужно создать необходимые условия, и музыканты будут не уезжать, а возвращаться.
Государство должно вернуться к тому, чтобы выпускникам консерваторий сразу давали работу, ведь музыка формирует духовность нации, оздоравливает и облагораживает ее. Сейчас же получается, что в Украине просто тратят деньги на подготовку кадров, которые потом не будут востребованы. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мы сейчас создаем в академии информационно-аналитический центр, который будет работать со СМИ и создавать положительный имидж консерватории. Наши преподаватели работают на выпускных экзаменах в музыкальных училищах, и талантливым выпускникам рекомендуют поступать в нашу академию. Радует, что украинцы постепенно возвращаются к классике. На то она и классика — образец и вечность.
— Как вы думаете, почему самые высокие конкурсы на вокальный факультет?
— Украинская нация очень певуча. Более того — сам украинский язык располагает к певучести, а наша природа благоприятствует правильному формированию гортани — это доказано учеными. В этом году претенденты на вокальное отделение вообще были один лучше другого — комиссия просто получила огромное удовольствие, слушая их на экзамене. Хотя тут, опять же, год на год не приходится. В принципе, за последние десятилетия уровень подготовки абитуриентов тоже упал — очень посредственно выступают, например, выпускники Тернопольского и Львовского училищ. Но сегодня уровень принятых студентов приемная комиссия оценила как неплохой, средний. Все-таки много поступает очень талантливых ребят, которые просто не могут представить себя в другом виде деятельности.
Выпуск газеты №:
№140, (2004)Section
Общество