Перейти к основному содержанию

«Мы готовы помогать тем, кто готов помочь себе сам»

На что и как благотворительный фонд СКМ тратит деньги?
20 октября, 19:12
У НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАПОВЕДНИКА «СОФИЯ КИЕВСКАЯ» БЛАГОДАРЯ ФОНДУ «РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ» СКОРО ПОЯВИТСЯ КЛУБ ДРУЗЕЙ — ЕЩЕ ОДИН ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОЦВЕТАНИЯ / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

В понедельник в Киеве состоится презентация первого этапа реставрации Дома митрополита Национального заповедника «София Киевская». Реставрацией Софии сейчас активно занимается Благотворительный фонд «Развитие Украины». Этот фонд основан в 2005 году компанией «Систем Кепитал Менеджмент» и футбольным клубом «Шахтер». Основная задача «Развития Украины» — вклад социальных инвестиций в развитие Украины, которая должна стать не только страной с перспективной европейской экономикой, но и государством, которое обеспечивает своим гражданам достойный уровень жизни. Директор фонда Анатолий Заболотный развивал некоммерческий сектор в Сибири, на его счету — сотрудничество по развитию гражданских инициатив в Армении и восемь лет работы журналистом в России. О том, как сделать украинское образование, медицину и культуру достойными мирового сообщества и пробудить к сотрудничеству сограждан, Анатолий Александрович рассказал «Дню».

— Анатолий Александрович, расскажите, пожалуйста, с чего началась деятельность фонда?

— Компания «Систем кепитал менеджмент» достаточно много занималась благотворительностью с самого начала своей работы, но эта благотворительность была, что называется, традиционной. Люди, которым нужна какая-то помощь, просят деньги. Основываясь на эмоциональном порыве, компания говорит, что, действительно, надо поддержать, и эти деньги дает. Таким образом были поддержаны жертвы землетрясения в Пакистане, жертвы наводнения в Румынии, общественная организация ветеранов в Донецке. Были вложены средства в реставрацию украинского Батурина. Это нормальная практика 95 % компаний.

В 2005 году было принято решение — нужно переходить к более системному подходу. Первым проектом такого масштаба стал проект EERS — консорциум экономических исследований и образования при Киево-Могилянской академии. Это интересная программа подготовки экономистов мирового уровня. Ведь очевидно, что в стране не хватает людей с хорошим экономическим образованием, и была поставлена сверхзадача — готовить экономистов международного уровня, чтобы они влияли на ситуацию в Украине.

— А как же быть с локальными проблемами — по каким параметрам вы определяете, кому помогать?

— Очень важный элемент социальных инвестиций состоит как раз в том, что вы вкладываете деньги в те проекты, которые имеют долгосрочную отдачу, то, что необходимо для страны. Отсутствие экономистов мирового уровня — само по себе еще пока не проблема. Но в тот момент, когда страна требует каких-то серьезных усилий со стороны экономической науки, а некому обеспечить эти усилия — это уже проблема. На переходном этапе стране действительно нужны серьезные экономисты. Другой важный признак, по которому мы выбираем, — нужно вкладывать средства туда, где система может самовоспроизводиться. То есть просто поддержать подготовку экономистов — мало. Если, допустим, подготовить сто экономистов, перестать вкладывать деньги, и после этого все экономисты уедут, страна не получит никакого эффекта, хоть проект был хороший. EERS же добился серьезного успеха — сейчас отдельно открывается Киевская школа экономики, заключен большой контракт с Фондом Виктора Пинчука. У них очень хорошие перспективы, и мы считаем это частью своего успеха.

— Какие регионы и сферы могут рассчитывать на помощь «Развития Украины»?

— До сегодняшнего дня мы работали в восьми регионах: Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Луганской, Львовской, Закарпатской, Киевской областях, а также в Киеве и республике Крым. Сейчас идет перерегистрация, и мы будем работать по всей Украине.

— Что касается сфер, то мы работаем на то, чтобы Украина развивалась и, скажем, через десять, пятнадцать, двадцать лет она была сильной, уверенной страной. А что нужно для успешной страны? Люди! Здоровые, образованные, и у них обязательно еще должно быть что-то в душе, то есть — нужно заниматься культурой.

— И как, по-вашему, сейчас обстоит ситуация в этих сферах?

— Эти три направления находятся в очень тяжелом состоянии. Если в экономике происходят какие-то преобразования, в социальной сфере движения очень мало. Начнем с того, что существует достаточно много жалоб, что здравоохранение недостаточно финансируется. Но если посчитать очень аккуратно процентное соотношение, сколько тратится на здравоохранение, — это окажутся достаточно большие суммы для экономики Украины. И проблема скорее заключается в том, что они тратятся неэффективно. Реформированием здравоохранения хотят заниматься немногие, потому что это неблагодарное дело. И роль фонда — создавать прецеденты. Мы не можем взять и изменить систему в области здравоохранения, в области образования — это задачи государственного масштаба. Но фонд может создать примеры некоторого социального опыта, которые бы тиражировались или вели к системным изменениям, рассказывали и показывали, что можно это дело выстроить эффективно.

— Есть уже примеры такой системной работы?

— Сегодня в Украине проблема с туберкулезом очень серьезна, речь идет об эпидемии, но, если обычным туберкулезом еще занимаются, то залеченный туберкулез почти не под силу государственной системе. Наша задача в проекте DOTS-Плюс — за четыре года в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения выстроить систему лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза, оснастить лаборатории, открыть стационары, обучить и подготовить персонал. Через четыре года мы эту систему отдадим в руки государству и будем смотреть за тем, чтобы государство работало, и работало правильно.

— А кто занимается определением стратегии, по которой будет создаваться система?

— Стратегическое решение, чем заниматься, принимает правление. Сюда входят сотрудники компании «СКМ», независимые эксперты, Правление возглавляет господин Ринат Ахметов. Если их недостаточно, мы привлекаем еще экспертные сообщества. В будущем будет создан еще и общественный совет. И, конечно, есть программные менеджеры, которые ведут направления и должны анализировать ситуацию. Хуже всего в социальной сфере то, что проблемы обычно не так просты, чтобы сказать: ага, вот этот человек виноват, и сейчас мы быстренько что-то здесь сделаем, и все изменится в лучшую сторону. Первое, что можно сделать — это начать создавать систему. Например, то, что мы делаем с лечением туберкулезa в Донецкой области. Если мы говорим о социальных инвестициях, тут выбор очень трудный: лечить туберкулез или, скажем, рак молочной железы — что бы вы стали? Тут нет достаточных критериев.

— Какие проекты идут сейчас?

— В медицинской сфере это DOTS- Плюс, мы вкладываем в него 2,26 миллиона евро. Какой будет следующий проект, мы еще решаем. Обычно у нас один проект-локомотив, большой, дорогой. Еще появятся небольшие проекты по медицине в следующем году, но пока о них рано говорить, мы сейчас занимаемся анализом общей системы здравоохранения — что работает, что не работает, какие рекомендации. В области образования у нас заканчивается проект EERS в этом году — подготовка экономистов. Мы уже занялись проблемой разбалансирования системы образования, подготовки кадров профессионального образования, рынка труда, реального его сектора — это величайшая проблема, когда выпускники вузов сразу же идут на биржу труда или когда при подготовке менеджеров конкурс составляет семь человек на одно рабочее место, а хорошего квалифицированного инженера найти невозможно.

В культурной сфере у нас реставрация Софии Киевской. Нам было бы не интересно простое финансирование реставрации — мы пытаемся помочь Софии Киевской перейти от стратегии выживания к стратегии развития. Инициировали создание опекунского совета, работаем над тем, чтобы София Киевская построила свою стратегию поиска финансирования, чтобы выстроила у себя сообщество неравнодушных людей, «Клуб друзей Софии Киевской». Это должны быть искренне увлеченные люди, не обязательно только потенциальные меценаты — это могут быть обычные люди, что тоже очень важно для жизни любого музея.

— Насколько государство поддерживает ваши начинания?

— По мере необходимости. Скажем, DOTS-Плюс без государства сделать невозможно, потому что медицина — это государственная система. Зато у нас есть хорошее взаимопонимание на уровне Донецкой области и на уровне лекарственной системы области. Многие государственные службы помогают. В данном случае сильно помогают, потому что, если не изменить отношение к этой проблеме, если не сотрудничать, то толку никакого не будет. С другой стороны, как базовый принцип — не дублировать и не заменять государство и его функции.

— Как Вы считаете, какие категории населения больше других требуют поддержки?

— Определить, кто больше всего нуждается в помощи — это очень трудный вопрос. Те, кто действительно сегодня оказываются обездоленными, это пенсионеры, старшее поколение. Вместе с тем, сегодня обездоленными оказываются и семьи, где появляется несколько детей. Если бы это был один ребенок, им бы хватало на «нормальную» жизнь, если оба родители работают. Если они рожают трех детей, даже при достаточно хороших зарплатах, их жизненный уровень сильно снижается. Обычно такие семьи, даже достаточно благополучные, попадают в категорию бедняков мгновенно, как только случается какое-нибудь несчастье, потому что система медицинского обеспечения требует довольно больших затрат. Как и образование. Это проблема сегодняшнего дня — бедность как некая системная вещь, этим нужно серьезно заниматься.

— Готово ли такое бедное общество к долгосрочным проектам, когда кушать хочется здесь и сейчас?

— Знаете, люди уже пришли к пониманию того, что сегодня ситуация должна улучшаться поэтапно. Большая часть людей думающих пришла к пониманию того, что косметическим разовыми мерами ситуацию не решить. Ну, а что можно сделать? Раздать деньги людям?

— Показать человеку, как ловить рыбу?

— Да, на наш взгляд — это самый лучший вариант. Мы готовы помогать тем, кто готов помочь себе сам. Мы с большой радостью помогаем людям, которые и сами уже что-то делают. Если тяжелая ситуация, человек, конечно, не думает: «Ну, когда же там система изменится». Мы недавно обсуждали проблему онкобольных детей. Лекарства нужны сегодня и сейчас, дети не могут ждать. С другой стороны, если вы посмотрите результаты работы Счетной палаты по программе, которая направлена на улучшение системы лечения детей с онкозаболеваниями, там миллионы гривен, которые израсходованы не так, как было нужно. Соберите огромное количество бизнесменов, которые есть, они дадут деньги, эти деньги будут потрачены на лечение — и они будут нужны снова. Просто измените систему, тратьте деньги эффективно — вот вам огромнейший резерв.

— Каким образом фонд контролирует использование средств?

— Есть программные менеджеры, мы также можем нанимать независимый аудит для проверки. Обычно в системе организации, которая получает деньги, существует своя система аудита. Если мы возьмем Софию Киевскую, там это деньги перечисленные на специальный счет, отдельно открытый, откуда можно тратить только на реставрацию. Это государственное учреждение, там существует система проверки. Плюс к этому создали еще опекунский совет. Если это система здравоохранения, у них существуют свои процедуры отслеживания расходования средств. И мы всегда имеем право это проверить. У нас контрактные отношения — на что эти деньги могут быть потрачены, на что не могут быть потрачены, там все прописано — какие суммы и на какие статьи должны тратиться. Все должно быть прозрачно. Кроме того, нужно выбирать партнеров, которые уже себя хорошо зарекомендовали.

— Факторов для выбора очень много, а есть ли универсальная, окончательная стратегия вкладывания денег?

— Социальные инвестиции — вложение денег в системное развитие социальной сферы. Здесь важно, чтобы деньги не просто вкладывались, тратились на события, важно, чтобы менялось отношение в обществе, менялось отношение к проблеме и чтобы происходило влияние на системные изменения. Должны быть долгосрочные изменения. И еще один важный момент: когда вы пытаетесь инвестировать деньги, то есть такая концепция «заинтересованных лиц» — людей, которых эта проблема касается, и очень важно, чтобы это происходило с учетом интереса этих людей. Если в результате своей программы действий вы видите такой результат — это и есть самое правильное решение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать