На грани возможностей
Не стоит ли переформатировать украинскую столицу?
Киев, когда-то один из наиболее уютных и удобных для жизни людей городов Центрально-Восточной Европы, все больше становится непригодным для нормального человеческого существования. Обычное передвижение по его улицам превращается в испытание нервной и физической выносливости горожан. Ужасные транспортные “пробки” и “тянучки” являются повседневной реальностью Киева, если не в одном, так в другом районе столицы, а в приближенных к центру города – скорее правилом, чем исключением. И это даже тогда, когда нет непогоды. А достаточно подняться метели или пойти ливню – и все, катастрофа, город стоит. Киев захлебывается в потоках машин (что там говорят о кризисе и тотальном падении покупательной способности?). Там, где когда-то нужно было потратить на поездку 20 -30 минут, теперь необходимо рассчитывать на час-полтора.
Ситуация постоянно ухудшается. Транспортные проблемы были в столице при мере Леониде Косаковском или Александре Омельченко, но тогда они еще не приобретали таких угрожающих масштабов, как во времена каденции Леонида Черновецкого. Сейчас же, при Виталии Кличко, речь идет о настоящей и довольно близкой перспективе коллапса, когда столица Украины может просто остановиться не на несколько часов, а на несколько суток. А если, например, случится авария метрополитена или теракт? Тогда мегаполис не сможет функционировать, что скажется на всей стране.
Попытайтесь представить, как наивысшее руководство государства, сосредоточенное в Киеве, будет исполнять свои обязанности и руководить Украиной в условиях чрезвычайной ситуации, геополитического форс-мажора, не говоря уже о резком заострении на фронте, когда сама столица из-за заблокированности всех ее артерий станет неуправляемой? То есть проблема функциональности Киева как столицы Украины самой реальностью поднимается на уровень проблематики национальной безопасности. Строить площадки для вертолетов, как это сделал Виктор Янукович? Но это не решит проблему, потому что президент, премьер и десяток министров не справятся ни с чем без многочисленного аппарата, который даже по воздуху оперативно не перебросишь.
Нынешние транспортные проблемы Киева имеют объективные предпосылки. Административный центр бывшей УССР не был рассчитан на выполнение настоящих столичных функций. Поэтому здесь нередко строились узкие улицы с минимальной проезжей частью, не предусматривались дублирующие магистрали, городские власти постоянно опаздывали с развитием сети метрополитена и тому подобное. Сейчас в столице не хватает по меньшей мере 20-30 станций метро и кольцевой метромагистрали, что позволило бы убрать с городских улиц сотни маршруток.
В 1991 году Киев стал полноценной столицей независимого государства, и это спровоцировало противоречие между столичным статусом и реальными возможностями городской инфраструктуры выполнять столичные функции. Нужно сказать откровенно: сегодня город Киев выполняет эти функции с огромным напряжением всех своих сил, на грани возможностей, но и это не спасает ситуацию. Следовательно, встает вопрос: что делать? Ни кольцевая электричка, ни скоростные трамваи здесь не спасут – нужны радикальные решения. Пойти путем коренной реконструкции города, учитывая современные требования к столичному центру? Но это будет очень тяжело сделать, учитывая хаотическую застройку Киева последних лет. Разве что снести десятки элитных домов. Однако даже в таком случае нужны годы и годы. И вообще – вряд ли Киев в том виде, в как он перестраивался в ХІХ и ХХ веках, сможет выдержать такую жестокую “хирургическую операцию”.
Тем временем, потоки автотранспорта, в которых захлебывается Киев, в значительной степени сориентированы на административные дома-“магниты”: Верховную Раду, Кабмин, Администрацию Президента, министерства и ведомства и тому подобное. Благодаря перемещению этих “магнитов” можно было бы направить в другом направлении и транспортные потоки. Зарубежный опыт предлагает немало вариантов. Некоторые страны предпочитали решать все проблемы плохого функционирования предыдущей столицы одним ударом, строя новую. Так сделали в Бразилии, на пустом месте построив город Бразилиа, в то же время положив конец антагонизму двух соперников – претендентов на статус столицы Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Американцы вместо того, чтоб выбирать между Нью-Йорком, Филадельфией или Бостоном, также практически определили новую столицу “с чистого листа”, канадцы сделали столицей не величественный Монреаль, а скромную Оттаву, а австралийцы Канберру, сняв претензии Мельбурна и Сиднея. Но во всех этих случаях речь идет о странах с довольно молодой историей.
Впрочем, кто-то может указать на украинскую гетманскую традицию, когда резиденция гетмана была расположена в маленьких уютных городах, а не в Киеве: в Батурине, Чигирине, Глухове и тому подобное. Но для нынешнего украинского государства это неприемлемо, ведь Киев является чрезвычайно значимым объединительным центром для Востока и Запада страны, символом огромной исторической традиции. Киев – это город-баланс, олицетворяющий внутреннюю геополитическую и региональную сбалансированность Украины. Следовательно, столица из Киева уйти не может.
Однако есть другой вариант – вынести за пределы нынешнего Киева административный “магнит”, то есть все учреждения, притягивающие к себе громадные потоки работников и посетителей. Необходимо где-то в 15 – 25 км от Киева построить новый правительственный центр. Который имел бы статус Столичного района города. Именно там можно было бы построить новое удобное, в духе современных требований здание парламента (построенное в 30-е годы прошлого века нынешнее здание Верховной Рады является морально устаревшим и не обеспечивает надлежащие условия для эффективной работы депутатов). Именно там нужно построить новое полностью функциональное здание Кабинета Министров, вместо того, которое строилось для ведомства Ежова и Берии с учетом специфических потребностей известных служб. Да и Администрация Президента могла бы выглядеть более современно, чем прежняя резиденция командования Киевского особого военного округа, а впоследствии – ЦК КПУ. В Столичном районе не должно быть никаких жилых массивов, а только административные здания, гостиницы, комфортабельные общежития для депутатов и части работников аппарата, инфраструктура обслуживания и тому подобное.
Понятно, что этот район следовало бы в транспортном отношении максимально надежно связать с остальной частью Киева. Это предусматривает линию метро, самый современный автобан, новый аэропорт, вертолетные площадки и тому подобное. Не лишней будет объездная дорога, чтобы посетители со всей Украины могли въезжать в Столичный район, минуя основную часть Киева. Исчезнет необходимость перекрывать киевские магистрали во время осуществления визитов в Украину иностранных официальных делегаций.
Конечно, это не освобождает город Киев от необходимости реконструкции дорог, строительства эстакад, подземных развязок, пешеходных переходов и тому подобное. Но нынешней городской власти Киева стоит признать свою стратегическую ошибку относительно развития транспортной отрасли столицы. Ведь вместо совершенствования сети пассажирских автобусов, троллейбусов и трамваев, киевское начальство, существенно запустив эту отрасль, пошло путем содействия использованию маршруток, которые не могут заменить большие пассажирские транспортные средства, но в то же время усиливая хаотичность на дорогах, аварийность и загазованность. Другим стратегическим направлением должно быть опережающее строительство метрополитена, со скоростью не менее 3-4-х станций в год с перспективой создания метрокольца вокруг столицы. Киевская власть должна разработать план выведения за пределы Киева всего транзитного транспорта, прежде всего – грузового. То есть встают те задачи, которые не были объектом особой заинтересованности киевской городской администрации и городской рады в течение последних 40-50 лет, когда проблемы решались исключительно под давлением обстоятельств текущего момента, то есть тактически, а не стратегически.
Учитывая столичный статус Киева, его проблемы являются не местными, они являются всеукраинскими, а это значит, что их не решить без активного участия высшей власти государства. А создание правительственного центра на окраине Киева существенно разгрузит город, в то же время обеспечив эффективное функционирование всех структур управления государством.
Section
Общество