На кухне с... политиком
Роман БЕССМЕРТНЫЙ: «Есть правильно, полезно и вкусно — это тоже большая культура»«Я не знаю в мире человека, который бы варил более вкусный борщ, чем моя жена Татьяна... Хотя понимаю, что у каждой хозяйки он разный. Мне повезло, она прекрасно готовит», — с улыбкой рассказывает «Дню» — украинский политик и дипломат Роман БЕССМЕРТНЫЙ — нардеп II, III, IV и V созывов, один из авторов Конституции Украины, кандидат политических наук, а также преподаватель и почетный профессор КНУКиИ. Однако желание и талант к приготовлению пищи есть и у него самого: он не только является «правой рукой» на кухне своей жены, но и легко может приготовить завтрак для семьи, найти новый рецепт блюда или же деталь, которую сделает его изысканным и даже больше...
Роман Бессмертный уже и забыл, когда последний раз ел в одиночестве, — семейный ужин или деловой обед — готовить и потреблять вкусную пищу, по его мнению, это еще и особая культура. А если ты обладаешь искусством есть вкусно в приятном и нужном обществе, тогда буквально можно решать и государственные дела... Подробнее об этом — узнавайте далее.
«МНЕ ХОЧЕТСЯ ПОМОГАТЬ СВОЕЙ ЖЕНЕ»
— Для вас готовить пищу это хобби или обязанность?
— У нас большая семья. Разумеется, это адский труд, и мне, конечно, жаль свою жену — хочется ей помочь. Прежде всего я всегда был и остаюсь у нее подмастерьем, когда нужно принести что-то, подать, почистить, натереть... Поэтому я давно взял на себя эту обязанность, я понимаю, насколько это трудно. Например, пользоваться кухонным оборудованием, даже если оно современное, но все равно может быть опасным...
Также в выходные дни я стараюсь готовить завтрак для всей семьи. Однако у меня есть один недостаток во всей этой работе — я не чувствую меры в компонентах.
— То есть?
— Иногда я могу переперчить, пересолить. У меня в этом нет ощущения меры, а у жены все наоборот — у нее талант. Она настолько естественно и мастерски может определить степень компонентов, я сам удивляюсь, какой получается вкус.
Кроме того, она сама может придумать какое-нибудь блюдо. Например, на выходных мы любим наблюдать, как готовит Джейми Оливер (известный английский шеф-повар. — Ред.). Мы многое от него заимствуем, потому что он готовит очень практичные вещи...
Мы никогда в семье не были рабами желудка, но есть правильно, полезно и вкусно — это тоже большая культура. Важно понимать, что полезная еда — это наше здоровье, и этим не нужно пренебрегать, есть что попало просто нельзя...
Я родился и вырос в селе, поэтому могу легко отличить настоящие и полезные продукты со своего огорода от выращенных в других местах. Более того, их просто ни на что не променяю.
«МОГУ ГОТОВИТЬ НЕСКОЛЬКО СОРТОВ ХЛЕБА...»
— А какие у вас есть семейные традиции?
— У нас есть правило: мы всегда завтракаем, обедаем и ужинаем вместе. Кроме этого, есть такие праздники, как Рождество, Пасха, дни рождения... мы тогда обязательно их отмечаем в кругу семьи, за одним большим столом.
У нас, кстати, есть печь, в которой мы можем сделать жаркое. А когда мы были как-то в Беларуси, то нам друзья даже подарили чугунки (чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, а также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в печи — ред.), в которых хорошо что-то готовить.
Также мы печем хлеб. Я делаю это от начала до конца...
— Вы печете хлеб?
— Я могу готовить любые виды теста. Я интересуюсь этим, нахожу какие-то рецепты... Могу готовить несколько сортов хлеба: ржано-пшеничный, французский хлеб, украинский... Более того, на Пасху я пек пасхальную выпечку...
«В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ТЕМА ЕДЫ ЗАНИМАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ»
— Французский политик и дипломат Шарль Морис де Талейран подчеркнул роль пищи во французской политике: «Дайте мне хороших поваров, и я гарантирую вам хорошие сделки». Работает ли это в украинских реалиях?
— Могу вам сказать, что в дипломатической работе это очень важно, потому что в этой практике тема еды занимает весомую роль. Более того, это огромный труд именно для жен послов — устраивать приемы, многие семьи дипломатов пользуются этим для налаживания полезных и добрых взаимоотношений.
Я, например, знал, в каких семьях дипломатов можно отведать блюда определенной кухни... Например, когда ты кого-то приглашаешь, во время разговора с послом, дипломатом вспоминаешь о том, что именно готовит его жена, ему это приятно... И ты понимаешь, что тебя принимают, потому что ты будто вжился, ты свой и это важно.
— Если перейти от дипломатии к политике, то как вы оцениваете «кухню» нынешнего Президента?
— У меня есть правило: я никогда не буду учить кого-то тому, чему я сам не учился, через что не прошел, в чем я не имею опыта, чего я не понимаю. Поэтому хорошо, если это вызовет просто смех. Однако нужно понимать, что политика — это вещь, которая влияет на человеческую жизнь. Поэтому за каждый такой выбор мы будем платить из своего кармана, но самая большая трагедия заключается в том, что мы будем платить человеческими жизнями...
Украина переживает большое горе — войну. Приход Владимира Зеленского к власти не остановил эту войну, он ее растянул на много лет, потому что все, что он задекларировал, — это не просто противоречит здравому смыслу, это нарушение элементарных правил, связанных с процессами государства, становления общества как такового, воспитания элиты, нарушение ценностных ориентиров... Одной из трагических страниц является то, что он принял навязанные Россией правила на фронте. И это ошибка.
Мы пережили утрату, как писала Лина Костенко, мастеров — от Мирослава Скорика до Блаженнейшего Любомира Гузара... Ушла целая плеяда выдающихся фигур, а подмастерья еще не выросли... Мне приятно смотреть на то, как сейчас формируется новая элита, но она только формируется...
Подготовила Оксана ВОЙТКО, «День». Фото со страницы в Facebook
КСТАТИ
О пересечении и взаимосвязи гастрономического и политического миров можно узнать и на страницах книг. Однако стоит предупредить о «побочных реакциях» — страстное желание съесть что-нибудь вкусненькое или приготовить какое-то королевское блюдо.
АЛЕКСАНДР СЛИПЧЕНКО — «ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ КУХНЯ»
На страницах книги мы встречаемся со многими создателями «кулинарной дипломатии», которые повлияли на исход исторических событий. Например, с любимым поваром запорожского гетмана Самуила Зборовского, который своим предложением «отведать свежей рыбки» заставил хозяина перенести отъезд на переговоры с крымским ханом о совместном походе на Персию, что грозило большой бедой для Сечи.
Автор с легкой иронией раскрывает роль кулинарии как мощного средства дипломатического воздействия, которое нередко обеспечивает успех переговоров. На многочисленных примерах А. Слипченко показывает, как сложились обычаи дипломатических приемов, как в современной практике «гастродипломатии» воплощены национальные особенности стран и личные пристрастия их лидеров. А в обеденных меню и застольных «размещениях» передаются нюансы политических отношений. Древние традиции, постепенно видоизменяясь по форме, сохранили свою значимость и в наши дни, о чем свидетельствуют введенные многими странами государственные программы пропаганды своей национальной кухни, появление в Списке всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО французской и других гастрономических школ (полную рецензию можно прочитать в №227, (2015))
ВИТОЛЬД ШАБЛОВСКИЙ — «КАК НАКОРМИТЬ ДИКТАТОРА»
История жизни пятерых самых кровавых диктаторов ХХ века — Саддама Хусейна, Иди Амина, Энвера Ходжи, Фиделя Кастро и Пол Пота — в воспоминаниях их поваров. Журналистское путешествие известного польского репортера Витольда Шабловского по четырем континентам и пяти странам (Уганда, Куба, Ирак, Албания и Камбоджа) приоткрывает завесу перед жизнью тиранов, которая была скрыта от общественности.
Что ел Пол Пот, пока несколько миллионов камбоджийцев умирали от голода? Правда ли, что Иди Амин пробовал человеческую плоть? И почему Фидель Кастро был одержим коровой Убре Бланка, которая стала символом кубинской революции? Это не кулинарная книга, хотя некоторые рецепты вы здесь найдете. Это воспоминания из первых уст о жизни, полной страха, любви и ненависти под тиранией.
Источник: «Видавництво Старого Лева»
Выпуск газеты №:
№157-158, (2020)Section
Общество