На сколько хватит интеллектуальной «жилки»?
Село на Ровенщине стало родиной целой плеяды украинских ученых
Ничем неприметное, самое обыкновенное полесское село Самострилы, Корецкого района, что на Ровенщине, известно тем, что отсюда пошли корни многих украинских ученых и высококвалифицированных специалистов. 58-летний директор самострильской школы Алексей Довмат за несколько лет собрал сведения о десятке самострильских «сыновей», которые в разные годы внесли неоценимый вклад в отечественную науку, а имена некоторых из них стали известны в научных кругах далеко за пределами Украины.
...Бредем по труднопроходимым дебрям на окраине села. В этом месте неподалеку от старой сельской церквушки, среди старых тополей, высоченных сорняков и кучи сухих веток покоится семья человека с мировым именем, академика, президента НАН УССР (в 1922 — 1928 годах) Владимира Ипполитовича Липского. Надпись на невысоком толстом каменном кресте свидетельствует, что здесь «вечным сном спит Федор Иванович Липский» — священник, очень уважаемый в свое время человек, дедушка Владимира Липского.
— На этом месте есть еще две могилы, — говорит директор сельской школы Алексей Довмат. — Но настолько все здесь одичало, что попробуй теперь их отыскать.
Минут десять пытаемся найти хотя бы что-то, что было бы похоже на погребение. Наконец Алексей Федорович, разгребя слой перегнившей листвы, наталкивается на большую каменную надгробную плиту с едва заметным вытесанным крестом. Рядом находим еще одну такую могилу.
— Здесь похоронены мама Анна Петровна и младшая сестра Владимира Липского, — указывая на заброшенные погребения объясняет директор школы. — Неужели семья гения, ботаника с мировым именем, известного многочисленными научными трудами, имя которого присвоено 56-ти видам растений на различных континентах, который открыл аж четыре новых вида и подарил миру подробные сведения о еще 240 разновидностях растений, заслужила такой памяти? Когда же, наконец, сельская власть поймет это?
Из большой семьи академика в селе в живых не осталось никого. Все шестеро его детей давно умерли. Местные люди вспоминают, что 20 лет назад приезжал в село какой-то свояк и интересовался семейным погребением Липских. Посетив могилы, уехал. С того времени больше никого они не интересовали. Могилы постепенно начали покрываться ветками и перегнившей листвой, а каменные плиты — затягиваться гумусом и грязью, и медленно проваливаться в землю. Еще семь лет назад, когда в который раз наткнулись на старые могилы, директор школы настоял, что нужно упорядочить и сохранить захоронение. Однако сельская власть пропустила это мимо ушей.
Следующей, всемирно известной фигурой, жизненный путь которой начался из Самострилов, является Ярослав Степанович Пидстригач, лауреат государственной премии в области науки и техники (1975 г.), выдающийся физик, математик, академик, руководитель Западного научного центра академии наук УССР. Улица и одно научное заведение Львова носят имя этого славного самострильца. Несколько лет назад по ходатайству школьного педколлектива и двоюродного брата ученого сельскую улицу Молодежную переименовали на Ярослава Пидстригача. Однако ни одной таблички с новым названием улицы власть изготовить не удостоилась.
— Хотя Ярослав был намного старше меня, однако был одним из лучших моих товарищей, — говорит бывший сельский ветврач, пенсионер Петр Омельчук. — После окончания ветеринарного техникума меня направили на работу в Самострилы. Здесь я стал жить в квартире его матери. Ярослав Степанович часто приезжал в село к родственникам. Я и сам несколько раз ездил во Львов к нему в гости. Будучи профессором и работая над космическими технологиями, Ярослав всегда оставался чрезвычайно простым и искренним человеком. Со всеми находил общий язык, любил поговорить, попеть. Все время в селе что-то мастерил. Всегда был готов прийти на помощь любому человеку.
Брат Ярослава Пидстригача, Тарас, получил звание доктора физико-технических наук и руководил в свое время Научно-исследовательским институтом радиофизики изотопов в российском городе Кстово Нижненовгородской области. Сын Ярослава Степановича, Игорь, также пошел по родительским стопам. В 13-летнем возрасте уже оказался на студенческой скамье. Теперь руководит лабораторией на кафедре информатики во Львовском университете имени Ивана Франко.
Также в Самострилах родился самый младший в Украине доктор наук Ярослав Полищук, который в 40-летнем возрасте успел защитить докторскую диссертацию по филологии. Еще одним самострильским доктором филологии является Сергей Забужко, который сейчас работает в Национальной академии наук. Самострильцы гордятся пятью своими кандидатами наук: филологом Анатолием Крыловцом, педагогом Юрием Кирильчуком, медиком Александром Зимой и историком Владимиром Свистонюком. А кандидата экономических наук Александра Чемериса из Самострилов судьба забросила аж в Москву.
«Это, определенно, такая «жилка» на наше село попала», — полагает бывший сельский учитель математики 78 летний Николай Забужко, когда начал вспоминать и считать, сколько из их села вышло ученых. Его брат Степан также имел незаурядную тягу к обучению. И их родители очень хотели, чтобы сыновья получили образование. Степан Забужко выучился на филолога, какое-то время работал в Луцке, а впоследствии его пригласили в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко на должность доцента. Детство его дочери, Оксаны Забужко — поэтессы, автора известных «Польових дослiджень з українського сексу», кандидата философских наук, также связано с Самострилами.
— Когда Оксана с дядей Степаном жили в Луцке, то очень часто приезжали в село, — вспоминает двоюродная сестра Оксаны Забужко Мария Бережницкая, которая живет сейчас в Житомире. — Мы дружили, играли вместе. Когда они переехали в Киев, а Оксана пошла в школу, то когда приезжала, помню, хвасталась своими детскими стихотворениями и какими-то статьями, напечатанными в журнале «Советская женщина». Она начала писать и публиковать свои стихотворения еще в младших классах. После смерти отца оборвала с нами все связи.
Как рассказал директор школы Алексей Довмат, люди и раньше знали, что из их села вышло столько ученых. Но об этом запрещалось говорить, потому что все они были из репрессированных семей. Одних выселяли за участие в «Просвіті», других — за религиозные или политические убеждения, а дети этих «еретиков» впоследствии становились учеными. И сами ученые долгое время скрывали свое происхождение. Теперь никто из них не поддерживает никаких связей со своим родным селом.
...Все крестьяне старшего возраста знают, кто такой Липский и Пидстригач. Других сельских ученых помнят преимущественно их родственники и знакомые. Нынешняя молодежь не очень интересуется историей своего села. Нина Украинец, выкупившая дом матери Ярослава Пидстригача, сказала, что «абсолютно ничего не знает» об этой семье. Соседи «что-то там говорили», но она отнеслась к информации без особого внимания.
С каждым годом все меньше самострильских выпускников стремятся идти учиться дальше и получать высшее образование. Хотя за время пребывания Алексея Федоровича на должности директора школы десять его выпускников решили пойти по стопам своего учителя и стали дипломированными филологами. К другим наукам у молодых самострильцев пока не лежит душа. Но, несмотря на все, каждое 1 сентября на торжественной линейке директор призывает своих учеников стараться и настойчиво учиться, чтобы не опозорить имя своих выдающихся земляков.
Выпуск газеты №:
№168, (2007)Section
Общество