На войне как на войне...
К 100-летию со дня рождения Александры Сокол, которая совершила прорыв в борьбе с инфекционными заболеваниямиНа территории Александровской больницы, на одном из отдаленных верхних ярусов, высится здание как бы знаменующее новый рубеж в борьбе с инфекционными заболеваниями. Это корпус, где впервые в истории битв с инфекциями была применена система боксирования — строго изолированных палат для пациентов с определенным инфекционным началом. По сути, все предыдущие способы изолирования таких больных, чтобы болезнетворные микробы и вирусы не распространялись, являлись лишь полумерами. И вот, в начале 60-х годов, когда главным врачом бывшей Октябрьской больницы являлась Екатерина Степановна Паламарчук, было осуществлено капитальное строительство такого лечебного корпуса.
Важную идею выдвинула и способствовала ее воплощению заведующая кафедрой инфекционных болезней Киевского медицинского института Александра Семеновна Сокол (Тарабан).
Героиня войны и мира... В отношении Александры Семеновны тут нет преувеличения. Она принадлежит к когорте военных врачей передовой линии, которую летом 1942 года сформировал ускоренный выпуск медицинского института, эвакуированного из Киева в Челябинск.
Александра Сокол, волевая натура, человек долга, возглавив медико-санитарную роту, прошла ряд фронтов, испытала все тяготы своей ответственной должности. Это — отдельная повесть, равная, скажем «Запискам военного врача» Николая Амосова. Просто профессор Сокол в силу исключительной занятости не успела написать или продиктовать такие строчки...
На войне, как на войне. Получилось так, что при освобождении Киевщины, на ее пути по оказанию помощи раненым оказалось ее родное село Рогозов. К слову, отсюда родом и Василий Дмитриевич Братусь, легендарный дважды министр здравоохранения УССР.
Александра Семеновна воевала доблестно. Отмечена орденами Великой Отечественной войны I и II степеней, иными боевыми наградами. Ее трудовой подвиг оценен орденом Трудового Красного Знамени. Но для этого нужно было пройти большой и непростой путь. Сразу после окончания войны врач-инфекционист Александра Сокол начала трудиться в составе Черновицкого медицинского института.
Свое служение больным она избрала целеустремленно, поскольку была ученицей видного украинского ученого и врача-инфекциониста Анатолия Матвеевича Зюкова. Но Зюков мог лишь мечтать о таком корпусе, незаменимом в создании барьеров на пути острых инфекций.
На Буковине, в Черновцах, Александра Семеновна стала кандидатом, а затем и доктором медицинских наук в плеяде ведущих инфекционистов и эпидемиологов. Уже в новом качестве она возвратилась в Киеве, чтобы заведовать кафедрой инфекционных болезней КМИ целых 17 лет...
Это целая эпоха вызовов клиники и кафедре. Приходилось бороться с дифтерией. Частыми заболеваниями являлись вирусные гепатиты. Почти каждый год возникали эпидемии гриппа. В отношении этого вездесущего заболевания Сокол занимала совершенно особую позицию. Она была убеждена, и жизнь это подтверждала, что, если не поддаваться цифрам высокой температуры на уровне 40 градусов и умышленно не сбивать ее, организм на фоне такой гипертермии интенсивно вырабатывает важное защитное иммунологическое средство интерферон.
Мои контакты с Александрой Семеновной, как врачом-инфекционистом, складывались преимущественно в поддержании ее альтернативной точки зрения. В газете «Правда Украины» в эти критические недели появлялись интервью с профессором Сокол, где аргументировалась такая позиция. Поскольку газета тогда была широко известной, люди принимали во внимание ее рекомендации и не ошибались. Разумеется, в этом был и определенный риск, но в целом она была права. И вообще, ее теория, наверное, и сейчас не заслуживает умолчания.
Конечно же, Сокол была, прежде всего, изощренным врачом-диагностом. Специалист по лечению множественных инфекционных заболеваний с их коварным лечением и непредсказуемостью чем-то напоминают, если хотите, сапера по «разминированию» опасного пространства. День и ночь всем этим и приходилось заниматься Александре Семеновне. Кроме того, клиника входила в состав большой городской клинической больницы, и ей каждодневно нужно было разобраться, что же на самом деле происходит с каждым пациентом, в том числе и в других отделениях.
Порядок в клинике был неукоснительный, учитывая военную биографию А. Сокол. Все было вымыто до блеска. Большое внимание она уделяла подготовке фельдшеров, медсестер, санитаров. Не случайно, справочник А. Сокол по инфекционным болезням для средних медицинских работников вышел тремя изданиями.
В целом, это была жизнь — как на войне. С самого раннего утра Сокол была уже в клиники, покидая ее в сумерках. Уступив кафедру своей ученице Ж.И. Возиановой, Александра Семеновна еще около 11 лет оставалась профессором и душой клиник и кафедры, выпестованных ею. А продолжением ее конструктивных начинаний стал трехтомник Ж. Возиановой «Инфекционные и паразитарные болезни», своеобразная энциклопедия по предмету.
Личность с заложенными организационными началами Александра Сокол в течение шести лет являлась проректором Киевского медицинского института по научной и лечебной работе. Образно говоря, она была бессменным штурманом КМИ и решения ее были всегда на пользу дела, хотя и не всегда такими уж обтекаемыми. На эту должность Александру Семеновну выдвинул также доблестный фронтовик, боевой летчик во время войны Василий Иванович Милько, в последующем заведующий кафедрой рентгенологии и радиологии. Первый, он уловил признаки случившегося в Чернобыле. Но все это было еще впереди...
Александра Семеновна родилась 4 мая 1919 года в Киеве. Жила она в начальном квартале бульвара Шевченко. Поэтому у нее День Победы перекликался и с ее вкладом в победу. Профессор-инфекционист А. Сокол покинула мир в 2001 году. Прошли уже времена и сроки с этой рубежной даты, но ее опыт и подвижничество, понимание долга, как нам думается, заслуживает детального осмысления. Потому что это была медицина, если можно так выразиться, взаправду.
Учитывая сложность обстановки в Национальном медицинском университете имени А.А. Богомольца, вряд ли здесь будет создана конференция в честь героической судьбы Александры Семеновны, спасительницы многих и многих больных в крайне тяжелом состоянии. Но нашей краткой фреской мы просто обязаны напомнить, что среди нас был такой человек среди людей, воочию доказавший, что жизнь дана с высокой целью!
Выпуск газеты №:
№98, (2019)Section
Общество