Национальная радиокомпания предлагает здоровый консерватизм На своей волне:
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010404/461-5-1_0.jpg)
— На заседании Комитета ВР по вопросам свободы слова и информации, насколько можно понять, в частности, будет идти речь об освещении НТКУ и НРКУ деятельности парламента. Парламентарии свое видение этой проблемы уже изложили. А что вы можете сказать по этому поводу?
— Что касается моей личной точки зрения, то думаю, что многие наши слушатели высказались бы следующим образом: ну разве я буду целыми днями слушать трансляции сессии Верховной Рады? Однако, если такая потребность в обществе есть, считаю, что нужно создавать отдельный канал (эфирный или проводной) — для тех, кому нравится эта политическая кухня. Если делать такой канал на базе НРКУ, то это пойдет в ущерб интересам других слушателей. Но поскольку ВР приняла соответствующее постановление, мы его должны выполнять. Частично мы его выполняем — у нас есть парламентский канал: каждую пятницу к нам приходят представители разных фракций, групп. Мы даем информационные сообщения, приглашаем к участию в программах депутатов, которые высказывают разные точки зрения — левых, правых, центристов. Это постановление не выполнено пока что в той части, которая касается трансляции сессий Верховной Рады (я имею в виду прямые включения). Но дело в том, что сегодня все еще не урегулировано правовое поле. Мы не можем выяснить свое место в этом правовом поле, так как ВР приняла закон о бюджете, но вопросы обеспечения нашей деятельности так и остались нерешенными; Госкоминформполитики из-за несогласования отдельных законодательных актов не может в госзаказе учесть полностью все предложения ВР относительно освещения ее деятельности; в Законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти...» сказано, что государственный заказ на освещение деятельности ВР обеспечивает Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Поэтому и возник такой клубок законодательных проблем и невозможно до конца отрегулировать эти вопросы. Но по мере возможности мы стараемся это делать.
— Наверное, проблемы законодательного характера не единственные у НРКУ. Не секрет, что одной из главных проблем государственного ТВ является недостаточное финансирование. А как с этим обстоят дела у Национальной радиокомпании, и как бы вы вообще охарактеризовали нынешнее положение НРКУ?
— Болезни и трудности у национальных государственных теле- и радиокомпаний общие. Минувший год был более или менее стабильным в плане бюджетного финансирования, но хроническое недофинансирование в предшествующие годы создало целый букет других проблем — прежде всего речь идет о расчетах с Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения за распространение радиосигнала. Это очень пагубно влияет на сегодняшнее состояние НРКУ вообще. Хронический недостаток средств привел к настоящему кризису в технико- технологической сфере. Радиовещание работает на передающем оборудовании, которое последние 30 — 40 лет фактически не обновлялось. Раньше с затратами электроэнергии не считались, и это казалось нормальным явлением, но сегодня нужно пересмотреть все концептуальные основы развития государственного теле- и радиовещания. Весь мир сейчас переходит на радиовещание в цифровом формате. Это, кстати, значительно дешевле. А мы вкладываем деньги в допотопные передатчики (у нас есть даже длинноволновые передатчики, которые были установлены еще до войны). Кроме того, сеть распространения радиосигнала и радиопередач через линии проводного вещания (на сегодня, по официальным данным «Укртелекома», это около девяти миллионов так называемых радиоточек) также технически разрушается, появились тенденции уменьшения ее аудитории. А параллельно нужно ставить мобильные FM-передатчики, которые бы охватывали и районы, и села. Нас в этом плане нельзя сравнивать с частными коммерческими станциями, работающими на конкретную определенную аудиторию — большой город, регион. Наша задача, как государственного вещателя, — обеспечить радиотрансляцию на всю территорию страны, что, например, в горных, в сельских условиях является очень убыточным.
— То есть вы считаете, что ваша аудитория — это все жители Украины?
— Да. На сегодня мы фактически не имеем равных среди отечественных масс-медиа. По охвату слушателей, обеспечению прохождения сигнала мы также лидировали, но, к сожалению, на сегодняшний день мы уменьшили — из-за задолженностей — свое присутствие в эфире. И «Укртелекому» проводное вещание обслуживать невыгодно — это убыточная сеть. Поэтому мы готовим проект соответствующего постановления на правительственном уровне, направленного на разработку государственной программы развития радиовещания, предусматривающей развитие новейших технологий, охват всей аудитории, объединение государственных и экономических интересов. Это чрезвычайно важно, так как еще пять-десять лет — и с нынешней технической базой мы вообще достигнем печального результата.
— И все-таки, несмотря на все эти проблемы, какое место, по вашему мнению, занимает НРКУ в отечественном информационном пространстве?
— Мы сегодня занимаем первое место среди радиокомпаний. Если сейчас газеты гордятся, что имеют по миллиону читателей (это единицы — у остальных лишь десятки или сотни тысяч читателей), то НРКУ, по данным социологических исследований, имеет на сегодняшний день около 14 миллионов слушателей. Если эта колоссальная аудитория сохраняется, значит, наши передачи нужны, их слушают — это уже оценка. А что касается творческого наполнения, информационно-тематического вещания, то, кроме НРКУ, культурологических программ никто из национальных вещателей фактически не готовит. Так же обстоят дела и с детскими программами (разве что имеются где-то какие-то отдельные фрагменты). И если сегодня ставится вопрос о создании телевизионного канала «Культура», то у нас есть целый радиоканал «Культура» — это третья программа радиовещания. И мы стараемся все это сохранить, так как понимаем, что частные коммерческие станции этим не будут заниматься.
— Но речь идет не только о конкуренции с радиостанциями, но и с ТВ и Интернетом. Ведь люди все чаще отдают предпочтение именно этим средствам получения информации...
— Это нормальный процесс. Хотя, что касается Интернета, число пользователей им в Украине известно — это мизерные цифры. Конечно, эти показатели будут возрастать, но все равно, каждый будет занимать свое место. Мы, кстати, также имеем свою веб-страничку в Интернете, и в ближайшее время пользователи Сети будут иметь возможность слушать наши передачи в реальном времени.
Мы гордимся тем, что исповедуем здоровый консерватизм, хоть это, возможно, звучит и парадоксально. Здоровый консерватизм заключается прежде всего в том, что мы, как я уже говорил, сохранили детские передачи, массив культурологических передач. Но, с другой стороны, мы должны в этой ситуации бороться за молодежную аудиторию, так как молодежь в самом деле «переключается» на, так сказать, легкие радио- и тележанры. И здесь наша задача состоит в том, чтобы развивать интерактивное вещание, налаживать живой контакт с аудиторией.
— В этом контексте сохранения традиций и сосуществования с другими СМИ, какими вы видите тенденции дальнейшего развития НРКУ?
— В первую очередь назвал бы расширение собственного присутствия в новых секторах информационного поля и движение в направлении развития живого, интерактивного вещания. Например, такая традиционная форма, как переписка со слушателями, в наше время, когда жизнь становится все более динамичной, уже не является наилучшей. Поэтому сейчас мы стараемся развивать другие формы: звонки в студию, приглашение слушателей к общению с нами после передач и т.п.. Именно в этом направлении и будет развиваться вещание, но опять-таки — на основе здорового консерватизма, сохраняя существующие передачи и при этом стараясь приспособить их к запросам сегодняшнего дня.
— Изменения будут касаться и программ иновещания?
— Да. Кроме трех внутренних каналов, у НРКУ есть также канал иновещания, который, кстати, в минувшем году отметил свое 50-летие. Иновещание создавалось как пропагандистский рупор государства для рекламирования за границей преимуществ советского образа жизни. В последние годы место иновещания в информационном пространстве было каким-то неопределенным — на каком-то этапе говорили, что оно теряет свой смысл, так как пропагандистские задачи уже не актуальны — меняются политические векторы, изменяется геополитическая карта. Но вот Би-Би-Си открыло украинскую редакцию вещания (в связи с появлением такого огромного государства в центре Европы, как Украина), Дойче Велле, румынское, польское иновещание также открыли украинские редакции. В свое время мы говорили, что идеологические барьеры разрушены, мир изменился. Конечно, мир действительно изменился — из биполярного он превращается во многополярный. И, исходя из этого, иновещание нам опять- таки необходимо. Хотя если говорить об экономическом аспекте, то иновещание — это наибольшее бремя для НРКУ. В любой цивилизованной стране иновещание выделяется в отдельный государственный информационный институт, потому что вещание на зарубежные страны — это действительно лицо государства. Мы сегодня осуществляем радиовещание на английском, немецком, украинском и румынском языках, планируем — буквально в этом году — начать вещание на польском. Все это делается в рамках НРКУ. Но уже есть поручение Президента Украины о том, чтобы подготовить предложения относительно создания на базе НТКУ и НРКУ отдельного учреждения, которое бы осуществляло телевизионное и радио- иновещание, — Всемирной службы иновещания Украины. Дело в том, что радио, телевидение со временем должны стать общественными. Иновещание же никогда общественным не станет, оно всегда финансируется из бюджета, то есть это государственное учреждение — как Дойче Велле, Голос Америки, Международное канадское радио и т.п.
— Есть ли в ваших ближайших планах еще какие-либо новые проекты?
— Кроме создания в перспективе отдельной службы иновещания с отдельной бюджетной строкой финансирования, уже сейчас создается (об этом уже много говорилось, имеется также соответствующее распоряжение Президента, постановление Кабмина) новая телерадиокомпания «Телевизионный канал «Культура». И хотя канал телевизионный, но речь идет о телерадиокомпании — возможно, туда как отдельная структура войдет наш радиоканал «Культура».
Это ближайшие перспективы. Что же касается непосредственно НРКУ, то она на сегодня остается государственным учреждением. Учитывая перспективу, нельзя не говорить об общественном вещании, хотя у меня есть своя позиция по этому поводу. Часто пишут и говорят: давайте возьмем схему Би-Би-Си и создадим общественное вещание. Я с пониманием отношусь к этим предложениям, но отметил бы лишь одно: если бы Украина прошла такой же исторический путь, имела бы такой же уровень культуры и опыт демократии, какие имеет Великобритания, тогда можно было бы брать схему «Би- Би-Си» как базу для создания общественного вещания. Убежден, что этот вопрос нужно решать эволюционным путем. На первом этапе какие-то приоритеты должны оставаться за государством. А создавать общественное вещание на «голом месте», если общество не структурировано, если действуют сотни партий, общественных организаций, — это проблематично. Как, например, при этих условиях можно создать наблюдательный совет как обязательный инструмент такого института? О чем эти партии и движения смогут договориться, как они будут определять программную политику? Я лично этого просто не могу представить.
Итак, вопросов у государственного радиовещания хватает, они соизмеримы с проблемами транзитного общества. И путь их решения, на наш взгляд, — это взвешенная, конструктивная позиция, где на первом плане — интересы Украины.
Выпуск газеты №:
№61, (2001)Section
Общество